конспект урока станковой композиции на тему Осенний пейзаж (5 класс ДШИ)


МБОУ ДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
п.ЯСНОГОРСК
Предмет: станковая композиция
Преподаватель: Козлова Татьяна Геннадьевна, первая квалификационная категория
Класс: 5-ый
Тема: Осенний пейзаж
Цели:
Воспитательная: воспитание чувства любви, бережного отношения к окружающему миру; гармонически развитой личности; воспитание эстетических чувств через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Обучающая: сформировать умение скомпоновать задуманное на выбранном формате; учить вести поиск решения в эскизе; закрепить полученные знания о свойствах пространства.
Развивающая: развитие навыков использования полученных знаний о свойствах пространства на практике; развитие графических навыков; развитие наблюдательности, пространственного и образного мышления.
Задачи:
Научить изображать осенний пейзаж, используя собственные наблюдения и ранее полученные знания о свойствах пространства.
Учить передавать с помощью цвета состояние природы осенью.
Учить правильно выбирать формат в соответствии с задуманной композицией.

Методическое обеспечение:
Репродукции с изображением осеннего пейзажа, стихи Пушкина А.С. «Осень», Бунина И.А. «Листопад», цикл пьес Времена года, осенняя песнь «Октябрь» Чайковского П.И., «Времена года» (композиция «Осень») А. Вивальди., наглядные пособия «Построение пейзажной композиции», «Свойства пространства», «Этапы рисования дерева»
Оборудование и материалы:
- бумага формата А3
- простой карандаш, резинка
- краски: акварель, гуашь
- ноутбук, медиапроектор, музыкальный центр
Количество учебных часов: 2
План урока
Организационная часть.
Беседа об осени
Осень в литературе: прослушивание стихотворений;
Осень в творчестве художников – пейзажистов, просмотр репродукций, презентации по теме;
Осень в музыке: прослушивание музыки
Практическая часть урока
Работа на композицией в карандаше, поиск решения в эскизах;
Выполнение эскиза в цвете.
Заключительная часть
Анализ проделанной работы;
Домашнее задание;
Уборка рабочих мест.
Ход урока
Организационная часть.
- отметить отсутствующих
- проверить готовность к уроку
Беседа об осени
Наш сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Маргариты Алигер
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась,, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!
В этом стихотворении поэтесса сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые краски для своей картины.
Вот так и мы сегодня постараемся изобразить осень, подбирая необычную осеннюю палитру.
Но прежде чем приступить к работе давайте поговорим об осени. Ведь это прекрасное время года привлекало и привлекает не только художников, но и поэтов, и музыкантов. И каждый по-своему показал ее в своих произведениях.
Осень кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, все так!
Но в осени своя, только ей присущая прелесть.
- на фоне музыкального фрагмента «Осень» Антонио Вивальди
- репродукция картины «Золотая осень»
Красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковер. Нарядные деревья: золотые березки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу солнечный и теплый день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищает и радует людей прекрасным зрелищем.
Осень самое плодотворное время в творчестве А.С. Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Перед нами репродукции картин известных художников.
- в каком жанре они написаны?
Пейзаж – это изображение природы
Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников краски, у поэтов слова. Давайте посмотрим как осень изображают художники
- показ слайдов по теме: «Осенний пейзаж», музыкальное сопровождение «Осенняя Песня» Чайковского П.И.
- какие цвета выбрали художники для изображения осени?
Обычно осень – это время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски.
Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
- какое настроение передают авторы этих картин?
Практическая часть.
Сейчас и мы с вами попробуем нарисовать осенний пейзаж.
Прежде всего нужно наметить на листе бумаги карандашом задуманное пространство – небо, землю, основные элементы пейзажа: это могут быть деревья, река, дома. При этом следует не забывать о свойствах пространства и совета по построению пейзажной композиции.
После того как все элементы пейзажа намечены можно приступать к цветовому решению композиции. Для этого мы используем ранее выполненные зарисовки и палитру для смешивания красок.
Сделав локальную заливку, приступаем к работе над деталями, для этого помимо акварели можно использовать гуашь. Особое внимание следует уделить переднему плану.
Заканчиваем работу обобщением деталей, внимание на целостность композиции.
Анализ проделанной работы.
Просмотр выполненных работ.
Рефлексия:
- глядя на ваши работы, хочется вновь прочитать строки из стихотворения М. Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья в пути,
Нарисуем такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
А вам нравятся ваши работы?
В чем на ваш взгляд особенность каждой осенней картины?
А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева.
Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист – хорошее, зеленый лист – мне немного грустно.
Наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру.
Спасибо за внимание и за работу.
Домашнее задание: зарисовки деревьев.
Уборка рабочих мест.