Разработка урока на тему: Русская фразеология
Разработка урока
Тема урока: Русская фразеология.
Класс: 10
Тип урока: Урок- исследование
Цели урока:
1. Образовательные:
Обобщить и систематизировать теоретические основы раздела «Фразеология».
Актуализировать умения, сформированные при их изучении.
2. Практические:
Применять лингвистические знания в работе с языковым материалом:
- определять лексическое значение фразеологизма;
- употреблять фразеологизмы в соответствии с их значением;
- видеть синонимию и антонимию фразеологических оборотов;
- определять наличие или отсутствие фразеологизмов в отрывках текста;
- уметь употреблять фразеологизмы в речи в соответствии со сферой и
ситуацией общения;
- уметь находить информацию в словарях и другой справочной литературе.
3. Общепредметные:
Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, обобщение, умение классифицировать, систематизировать материал, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.
4. Воспитательные:
Воспитывать стремление самореализоваться, создавая собственные суждения, оценки.
Прививать любовь к родному языку и литературе.
Предполагаемые результаты:
Формирование у учащихся устойчивых познавательных интересов и способностей их удовлетворения собственными силами.
Осуществление самопознания на основе рефлексии.
Оборудование и материалы к уроку:
компьютер, экран, компьютерная презентация, тренинговый и тестовый
материал, учебник, фразеологические словари, фрагменты текста комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Объект исследования: фразеологические единицы и их употребление.
Методы и приёмы: проблемный метод, метод исследования, метод
информатизации, аналитического чтения, метод беседы, заполнения
диагностической карты.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.
Главная проблема урока: «Почему мы так говорим?»
Этап
урока Содержание.
Действия учителя. Виды деятельности
учеников
Обоснование
1. Организац.
момент
(1 мин.)
Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически приготовить учащихся к общению и предстоящему занятию Приветствие учеников и учителя.
Проверка готовности к уроку.
Прошу сделать первую запись в тест «Самочувствие, активность,
настроение»:
-Перед вами на столах тест «Самочувствие, активность, настроение». Подпишите этот тест и отметьте, какое у вас настроение на данный момент времени Запись в тетради числа.
Подписывают тест «Самочувствие,
активность,
настроение» и делают в нём пометки
Обеспечивается доброжелательная, благоприятная обстановка для работы на уроке и психологический настрой учащихся к общению и началу занятия, учащиеся быстро включаются в деловой ритм.
2.
Целеполага-
ние и
мотивация
(4 мин.)
Цель: познакомить с планом и правилами работы, постановка проблемы и целей Вступительное слово учителя:
В 10 классе перед нами стояла задача – повторить, углубить и систематизировать материал, изученный ранее по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография». Сегодня мы завершаем работу по этому разделу. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Русская фразеология». (Слайд № 1)
Для контроля сегодняшней работы я заранее сделала оценочную ведомость учащихся класса, куда мы будем заносить ваши индивидуальные результаты после выполнения тех или иных учебных задач.
Давайте запишем эпиграф нашего урока - слова выдающегося русского лингвиста Н.М.Шанского: « Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».
(Для самопроверки на экран проецируется эпиграф: (Слайд № 2)
-Как вы понимаете высказывание Н.М.Шанского?
-Как бы вы сформулировали проблему сегодняшнего урока?
(Слайд № 3: Почему мы так говорим?)-Зачем надо изучать фразеологию?
Действительно, изучение фразеологизмов имеет большое значение, поскольку расширяет представление о разнообразии выразительных средств русского языка, развивает языковое чутьё, обогащает речь, придаёт ей специфический колорит, делает её более эмоциональной.
И в связи с этим перед нами сегодня на уроке стоят следующие цели… (Проецирование на экране и оглашение основных целей урока (Слайд № 4)Слушание
Запись темы урока.
Письмо под диктовку.
Самопроверка. Объяснение пунктуации в предложении.
Самооценка.
Запись в оценочную ведомость.
Отвечают на вопросы
(-Во фразеологических оборотах отразилась история и культура русского народа.-Фразеология – одна из самых увлекательных
и загадочных сфер языка, потому что нам порой непонятно, откуда пришло то или иное выражение.
Формулируют проблему урока.
-Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают её яркой, образной)Пошаговый контроль позволяет осуществить оперативный контроль за уровнем усвоения нового материала на данном этапе урока
Актуализация знаний пунктуации.
Диалог, подводящий к проблеме урока, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Умение самостоятельно увидеть и сформулировать Постановка проблемы способствует созданию личностного заинтересованного отношения к предмету урока.
На этом этапе урока
решается задача мотивации изучения темы.
Создаётся комфортная обстановка сотрудничества.
3. Актуализация
изученного по разделу «Лексика. Фразеология. Лексикография»
(4 мин.)
Цель: проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы учащихся.
4.Предъявление нового материала с параллельнойотработкой практических умений видеть его характерные особенности.
( 25 мин.)
Цель: обобщить и систематизировать теоретические основы раздела «Фразеология».
Мотивировать и мобилизовать силы учащихся на закрепление знаний, которые они приобрели в ходе изучения теоретического материала.
5. Обобщение
и систематизация учебного материала.
( 9 мин.)
Цель: проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных знаний, умений и навыков. Лексико-фразеологический разбор записанного в тетрадях предложения-эпиграфа.
На экране проецируется план лексико-фразеологического разбора. (Слайд № 5)
Лексико-фразеологический
анализ текста
1.Дайте толкование выделенных слов (слово фразеология)
2. Укажите многозначные слова, дайте толкование всех значений одного из них.
3.Укажите слова, употреблённые в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного - двух слов.
4. Приведите синонимы и антонимы к выделенным словам
(к слову занимательный).
5.Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.
6. Укажите стилистически окрашенные слова: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности морфемного состава.
7. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
Актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Русская фразеология» идёт через слайды, демонстрирующие блоки-схемы изучаемого материала, по которым выступают учащиеся с заранее подготовленными краткими сообщениями. Учитель организует и координирует работу учащихся.
1-ая тема сообщения: «Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его признаки» (Слайды № 6-7)
Выполнение тренинговых заданий на умение:
1) Отличать фразеологизм от свободных словосочетаний и не
нарушать его целостности.
В каких предложениях есть фразеологический оборот?
1. В двух словах он допустил три
ошибки.
2. Эта деревня не за горами, а за
тем лесом.
3. Я заканчиваю обучение в
медицинской академии и уже без пяти минут врач.
4. Я в двух словах объяснил ему
ситуацию.
5. На часах без пяти минут
одиннадцать.
6. Не за горами и окончание
школы).
2) Находить фразеологический оборот по его лексическому значению.
Какой фразеологический оборот имеет значение:
А.«Совершать необдуманные поступки»:
1.Курить фимиам
2.Петь дифирамбы
3.Терять голову
4.Биться как рыба об лед
Б. «Наиболее уязвимое место»: 1.Авгиевы конюшни
2.Вавилонское столпотворение
3.Ахиллесова пята
4.Филькина грамота
3) Объяснять лексическое значение фразеологического оборота.
Упражнение 45. (Слайд № 8. Проверка: Слайд № 9)
2-ая тема сообщения: «Многозначность.
Синонимия и антонимия фразеологизмов»
(Слайд № 10-11)
Выполнение тренинговых заданий по карточке на умение:
Видеть синонимию и антонимию фразеологических оборотов.
1) Распределите фразеологизмы на 2 группы в зависимости от значения, дайте названия группам:
1. Вне себя. 2.Выйти из себя. 3.Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Метать громы и молнии. 7. Как с гуся вода. 8. Ноль внимания 9. Рвать и метать. 10. Хоть трава не расти.11. Махнуть рукой. 12.Хоть бы что. 13. Под горячую руку. 14. Устроить сцену.
2) Подберите к приведённым фразеологизмам фразеологизмы-антонимы:
1.Олух царя небесного - …2. Слова не вытянешь -…3. Непочатый край -… 4. Ходить вокруг да около -…
5. Себе на уме -… 6. Курить фимиам -…
(Проверка задания: Слайд № 12)3-я тема сообщения: «Стилистические пласты фразеологии современного языка» (Слайд № 13)
Выполнение тренинговых заданий по карточке на умение:
1)Распознавать стилистическую окраску фразеологизмов.
Запишите фразеологизмы в таблицу, группируя их по стилистическому признаку:
а) разговорно-бытовые,
б) литературно – книжные,
в) официально-деловые,
г) межстилевые.
Во все лопатки, быть или не быть, во всяком случае, время от времени, вступить в силу, выжить из ума, довести до сведения, земля обетованная, мочи нет, воевать с ветряными мельницами, надуть губы, охрана труда, под открытым небом, принять резолюцию, с ума сошёл, слуга двух господ, называть вещи своими именами. (Проверка: Слайд 14) 2) Словарный диктант на повторение правописания НЕ и НИ во фразеологических оборотах:
Ни сном ни духом, ничего не попишешь, ни с того ни с сего, ни мало ни много, ни за что на свете, нечем крыть, ни много ни мало, ни за что ни про что, ни в одном глазу, нечист на руку, со света сживать, на голову выше, ни на волос, на два фронтаПроверка диктанта (Слайд № 15)
4-ая тема сообщения: « Происхождение фразеологизмов русского языка». (Слайд № 16-17)
Выполнение тренинговых заданий:
1. Выполнение упражнения на объяснение значения и происхождения фразеологических оборотов (Упражнение 46)
Работа с книгой Н.С. Ашукина, М.Г. Ашукиной «Крылатые слова», «Фразеологическим словарём русского языка» под редакцией А.И.Молоткова, « Школьным фразеологическим словарём русского языка» В.П. Жукова, А.В. Жукова.
2. Роль фразеологизмов в художественном тексте (Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»).
- Какие устойчивые обороты речи изменены Гоголем в следующих предложениях? Найти модель, по которой создан изменённый фразеологизм, объяснить значение.
- Какова роль фразеологизмов в тексте художественной литературы? (Слайд № 18. Проверка: Слайд № 19))1) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.
2) Артемий Филиппович. Этакой свинье лезет всегда в рот счастье.
3)Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то сквозной ветер в голове.
4) Артемий Филиппович. С тех пор как я принял начальство – может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают.
5) Городничий. Он хочет, чтобы считали его инкогнитом. Хорошо, подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек.
6) Осип. Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.
(Вывод: Фразеологические обороты являются важным средством речевой характеристики героев произведения. Они могут вводиться в текст без изменений и могут быть включены в преобразованном виде. В некоторых случаях авторы намеренно обновляют состав фразеологического оборота с целью усиления его выразительности, внесения во фразеологизм дополнительных экспрессивных оттенков (шутки, иронии и т.д.). Изменённые фразеологизмы оживляют текст, а оборот получает дополнительный смысл). 1. Выводы по уроку.
-Как вам кажется, достигли ли мы целей, поставленных сегодня на уроке?
-Чему научились? (Обобщаются сведения по фразеологии русского языка)
Заключительное слово:
Изучение фразеологизмов имеет большое значение, поскольку расширяет представление о разнообразии выразительных средств русского языка, развивает языковое чутьё, обогащает речь, придаёт ей специфический колорит. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.
3. Итоговое тестирование.
( Слайд № 20) Фронтальная работа.
Участвуют в опросе, дополняют ответы товарищей.
Запись в оценочную ведомость
Выступают с сообщениями
Слушают и осмысливают предъявляемый материал. Делают записи в опорные конспекты.
Принимают участие в обсуждении учебного материала.
Самостоятельная
работа в тетрадях.
Взаимопроверка
Запись в оценочную
ведомость
Слушают и осмысливают предъявляемый материал.
Работают с опорной схемой.
Выполняют задание
по вариантам.
(по выбору)
I вариант
II вариант
Проверка.
Запись в оценочную ведомость.
Слушают, делают записи в тетради.
Работа в парах.
Заполнение таблицы
Письмо под диктовку.
Самопроверка.
Запись в оценочную ведомость
Слушание и конспектирование.
Работа в группах.
Работа с учебником, словарём и справочной литературой.
Групповая работа с фрагментами текста художественной литературы
(2 группы по три предложения)
Находят модель, по которой Н.В.Гоголем был создан изменённый фразеологизм; устанавливают, какой из компонентов в нём изменён, объясняют значение фразеологизма и причину изменения его автором.
Работа со словарями.
Обсуждение ответов.
Ответственный в группе оценивает участие в работе каждого.
Запись в оценочную ведомость
Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обобщения по уроку.
Выполнение тестовой работы Отработка навыка лексико-фразеологического разбора.
Развитие творческой самостоятельности через умение проводить лингвистический анализ текста.
Развитие внимания, восприятия, памяти, коммуникативных умений
Подготовка к активной работе по новой теме
Организация восприятия и осмысления нового материала идёт в ходе работы с демонстрационными таблицами-схемами.
Работа с опорной схемой способствует созданию познавательного интереса к изучаемому материалу, позволяет проверить объём, качество и уровень знаний на данном этапе урока
Учатся излагать свои мысли в устной форме, понимать и оценивать чужую речь и извлекать из неё необходимую информацию.
Усвоение учебного материала осуществляется в ходе самостоятельной практической деятельности.. которая развивает творческие способности учащихся
Самоорганизующая деятельность стимулирует осознание своего продвижения и формирует устойчивый интерес как к объекту познания, так и к самому образовательному процессу.
Анализ языковых единиц позволяет сформировать предметные и ключевые компетенции учащихся и развивает умение применять их в работе при выполнении тестов ЕГЭ.
Развитие интеллекта
Овладение фразеологическим богатством русской речи
Через вариативность задания осуществляется его личностно-ориентированная направленность
Анализ и оценка новой информации
Отработка умения производить интеллектуальные мыслительные операции: анализ, синтез, классифицировать языковые явления.
Одновременно с этим – употреблять фразеологизмы в речи в соответствии со сферой и
ситуацией общения.
Актуализация знаний по орфографии,
пунктуации, орфоэпии.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Отработка приёмов конспектирования
Поисковый характер коллективной деятельности стимулирует познавательную деятельность, осознание общего продвижения и формирует устойчивый интерес как к объекту познания, так и к самому образовательному процессу.
Через групповую работу реализуется метод взаимообучения
Задание исследовательского характера способствует наблюдению над функционированием
фразеологизмов в тексте художествен-ной литературы, реализует межпредметные связи (литература), способствует познавательной мотивации. Учащиеся знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями фразеологических оборотов.
Одновременно с этим осуществляется подготовка к ЕГЭ.
Организация осмысления, обобщения, приведения знаний в целостную систему.
Осознание своего продвижения.
Активизация познавательной деятельности перед итоговым тестированием.
Осуществление итогового контроля.
6. Рефлексия. Итоги работы.
( 2 мин.)
Цель: подвести итог урока, оценить работу учащихся, создать условия для самооценки учебной деятельности, закрепить положительные эмоции от познания нового, сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения.
Обсуждение проделанной работы -Вернемся к тесту«Самочувствие, активность, настроение». Отметьте данные, соответствующие вашему состоянию и посмотрите на график. У кого график сместился вправо? Влево? Если график сместился вправо, то наш урок цели достиг.
Благодарю всех за работу.
Ознакомление со списком рекомендуемой литературы по теме « Русская фразеология».
( Информационный лист на стенде «Сегодня на уроке»)
Выставление оценок за урок.
Комментирование полученных учащимися в ходе работы результатов.
Задание на дом.: 1. Параграф 11, 12, у 47.
2. Вспомните, найдите и выпишите крылатые выражения из произведений И.А. Крылова,
Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова,
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького.
3. Вопросы и задания на стр. 32. Из раздела «Рекомендуемая литература» на стр. 452 учебника выпишите основные лингвистические и аспектные словари и устно объясните их назначение Участвуют в обсуждении проделанной работы.
Оценивают свою работу, чувственное и психологическое состояние на уроке по тесту «Самочувствие, активность, настроение».
Обучение анализу проделанной работы
Формирование
навыка адекватной самооценки. Реализация метода самопознания
через карту «Самочувствие, активность, настроение»
Создание «ситуации успеха» для каждого ученика.
Формирование самостоятельности, готовности к познавательной и творческой активности, при выполнении домашнего задания.