Статья.Способы и приёмы игры на детских музыкальных инструментах
Статья.Способы и приёмы игры на детских музыкальных инструментах
Классификация детских, или элементарных музыкальных инструментов в различных пособиях имеет свои особенности, тем не менее, в основе своей она опирается на общепринятую классификацию, которую подробно описал в «Таблицах по инструментоведению» Л. Мальтер. В детском оркестре есть свои специфические особенности комплектования иногда контрастных по звучанию инструментов, создания неоднозначных составов оркестра, подготовки оригинальных аранжировок. Поэтому несколько различный подход авторов пособий к классификации лишь свидетельствует о глубоком и серьёзном изучении проблемы детского инструментального музицирования.
Надо заметить, что вопросы классификации детских музыкальных инструментов в своём разнообразии рассмотрены в основном представителями дошкольного музыкального воспитания.
Н. А. Ветлугина, доктор педагогических наук, указывала, прежде всего, на два типа музыкальных игрушек и инструментов.
Первый тип – беззвучные игрушки,изображающие какие-либо музыкальные инструменты, с помощью которых дети воображают себя музыкантами и под аккомпанемент педагога изображают игру на этих инструментах, развивая в себе тем самым чувство ритма, чувство музыкальной формы.
Второй тип – звучащие игрушки-инструменты, которые дают возможность детям участвовать в живом исполнении музыки. Наталья Алексеевна предлагала классификацию, при которой «учитывается звучащее тело и способ звукоизвлечения».
Такой подход далее позволил выделить следующие группы музыкальных инструментов: струнные, духовые, клавишно-язычковые, ударные, ударно-клавишные.Автор предупреждает, что в работе с дошкольниками надо использовать музыкальные инструменты, которые звучат «мягко и негромко», что позволит бережно относиться к музыкальному слуху детей.
Автор другого пособия с аналогичным названием С. П. Бублей в предварительных методических рекомендациях поднимает вопрос о разнообразии составов детских оркестров, зависящего, прежде всего, от возможности приобретения инструментов, основным критерием выбора которых является их частота строя.
Это положение следует особо подчеркнуть, что главной задачей создания детского оркестра или инструментального музицирования является активное формирование музыкального слуха. «Основу детского оркестра, — пишет С. П. Бублей, — составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих четырёх-пятилетних исполнителей». И далее автор пособия, исходя из принципа «от простого к сложному», предлагает свой вариант последовательности рассмотрения групп инструментов (ударные, духовые, струнные, щипковые, электромузыкальные, пневматические, язычковые) и составляющих каждую группу отдельных инструментов.Интересным и содержательным является пособие Н. Г. Кононовой для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Автор пособия – большой энтузиаст инструментального музицирования детей различного возраста – от первой младшей группы до подготовительной к школе группы. Методика работы, количество инструментов, количество и качество извлекаемых на различных инструментах звуков постепенно изменялось, увеличивалось, усложнялось. Постепенно у детей закреплялся интерес к игре на элементарных (детских) музыкальных инструментах. Надо заметить, что Кононова принципиально верно говорит о необходимости активного первоначального развития чувства музыкального ритма, об умении предать детьми несложный ритмический рисунок. Например, выстукивать молоточком ритм попевки «Петушок» или, играя двумя палочками, ускорять и замедлять ритм импровизационной мелодии «Паровоз», исполняемой музыкальным руководителем.
Работа с детьми показала, что обучаться игре на инструментах могут все ребята без исключения. Это отношение специалиста-практика последовательно и систематически воплощалось в течение всего времени пребывания ребёнка. Дети без особых музыкальных задатков с увлечением играли в ансамбле ложкарей, где конечно, звучала полиритмия, что особенно ценно для активного музыкально-ритмического развития.
Представляют несомненный интерес в новом учебном пособии для студентов дошкольных факультетов и отделений разделы об игре дошкольников на детских музыкальных инструментах в изложении О. П. Радыновой. «Игра на музыкальных инструментах, — пишет она, — обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности». Весьма важным для музыкального развития ребёнка является игра по слуху с постепенным расширением диапазона попевок, например, на металлофоне с одновременным пением этих несложных мелодий. Голос постепенно подстраивается к звукам инструмента, закрепляется координация между слухом и голосом. Автор подчеркивает, что исполнение даже самых простейших попевок должно быть выразительным, ибо отзывчивость и передача настроения является основой музыкальности.
Автор пособия для начальной школы А. А. Бороздинов не даёт классификацию вводимых в работу с детьми музыкальных инструментов, но подчеркивает, что «с целью воспитания у школьников уважения к музыкальным национальным инструментам, кроме общеизвестных детских музыкальных инструментов (металлофонов, барабанчиков, бубнов, треугольников), каждый учитель должен, привлекая к этой работе дошкольников, постепенно расширять инструментарий детского оркестра за счет инструментов подлинно народного происхождения».Буковые палочки не обязательно должны быть буковыми, однако изготавливать их необходимо из довольно твёрдого дерева. Приём игры на них самый обычный — удар одной о другую, но с их помощью активно развивается чувство музыкального ритма и чувство динамики. Сила их ударов имеет большой диапазон – от pp до ff . Возможно также скользящее движение одной палочки о другую.
При игре на бубне можно получить самые различные по силе и характеру звуки в зависимости от того, где (в центре или ближе к раме, или по раме) и как (пальцами, фалангами, ладонью, чередованием пальцев или ладони и пальцев) сделать удар.
Барабан обычно используется в произведениях маршевого характера или песнях, где поётся про этот инструмент.
Игра на треугольнике, требует особой сноровки в связи с возможностью вращения его по оси во время ударов. Сделанный коротким кольцевой шнурок надевают на четыре горизонтально расположенных пальца левой руки, что частично предотвращает закручивание треугольника. При игре на треугольнике надо ударять металлической палочкой по середине горизонтальной части. Тремоло достигается частыми, но не сильными ударами по двум сторонам треугольника. Динамика имеет высокий диапазон – от p p до f.
Румба (пандейра) имеет четыре пары маленьких металлических тарелочки, вставленных в деревянную основу. Звучание румбы воспроизводится встряхиванием инструмента или ударом о ладонь другой руки.
Трещотки – их видов много, тембр их различен, поэтому в своём разнообразии и многообразии они могут применяться в детском оркестре в соответствии с замыслом для определённого музыкального произведения.
Тарелки – довольно сложный для исполнительства музыкальный инструмент, так как необходимо ударять им друг от друга скользящим движением. Более простой способ игры – подвешивание одной тарелки и удар по ней палочкой или ложкой, покрытой в несколько слоёв мягкой материей.
Кастаньеты – лучше использовать парные, которые предполагают три способа игры. Первый – это удар «лепестками» о ладонь левой руки, второй – резкие встряхивания инструмента и третий – наиболее сложный – удерживая кастаньеты по центру, резко разворачивать их то вправо-вниз, то влево-вниз.
Маракасы издают своеобразный звук, похожий на шорох. Игра на них тоже требует определённого навыка, чтобы добиться ритмически точного исполнения в ансамбле с другими инструментами.
Металлофоны бывают диатонические и хроматические. Горизонтальное расположение инструмента с установкой звуковысотности слева направо ассоциируется с расположением клавиш знакомого всем фортепиано и является более рациональным при игре. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце (между ногтевой и второй фалангами) и придерживаться большим пальцем. Первоначально необходимо научиться свободно, держать и раскачивать молоточек, что даст возможность ощутить массу молоточка, его сопротивление, а при последующей игре на инструменте позволит ударять точно по середине металлической пластинки, не «прилипая» к ней молоточком.
Ксилофон имеет более резкий звук, потому что его пластинки изготовляются из древесины твёрдых пород. Приёмы игры на нём, те же, что и на металлофоне.
Детские пианино выпускаются с диатоническим и хроматическим строем. Обычный приём игры на них – лёгкое стаккато, потому, что детские инструменты не имеют промежуточной детали – шпиллера, подбрасывающего молоточки у обычного фортепиано.
Детские аккордеоны – прототипы обычных инструментов. В связи с тем, что подготовка игры на них занимает достаточно много времени, игру на них можно рекомендовать не на уроке, а в процессе внеклассных занятий с последующим введением их в состав детского оркестра.
Детские баяны, гармоники имеют много различных решений, как в тональном плане, так и в композиционном. Наиболее приемлемым для игры в детском оркестре является баян «Малыш» — копия взрослого инструмента. Пожалуй, главной трудностью при игре на аккордеонах и баянах является правильная смена меха, не «ломаюшая» мелодическую фразу. Этот навык игры, прежде чем играть в оркестре, необходимо ребёнку усвоить, отрепетировать на примерах простейших попевок.
Детские органолы (ЭМИ) – имеют фортепианную клавиатуру, регуляторы громкости и тембра и являются украшением звуковой палитры как на уроке в классе, так и на репетициях детского оркестра. Основной приём игры на них – легато. Есть ещё ЭМИ «Фаэми» и «Фаэми-М», но это инструменты с более сложной системой управления, с большими исполнительскими возможностями, использовать их можно в детском оркестре.
Триола – детский духовой язычковый инструмент. Выпускается настроенным в тональности соль мажор, имеет широкие динамические исполнительские возможности. Надо заметить, что при умелом использовании имеющихся на инструменте звуков, можно использовать его при исполнении фрагментов произведения и элементов аккомпанемента в различных тональностях – ми минор, ре мажор, ля минор, до мажор и др.
Несколько аналогичными по технике извлечения звука инструментами являются детские саксофоны. Но они попадают в категорию игрушек, поэтому на них тяжело играть в связи с большим количеством расхода вдуваемого воздуха и они, чаще всего, настроены неточно.
Симона – духовой язычковый инструмент с фортепианной клавиатурой. Прилагающиеся к нему два различных по форме мундштука позволяют извлекать различные по тембровой характеристике звуки. Играют на инструменте правой рукой, левая рука поддерживает инструмент за имеющийся снизу ремешок-ручку. Возможности исполнения инструмента широкие. Ограничением является диапазон – от сималой октавы до соль второй октавы.
Инструменты типа «Мелодия» — имеют тот же принцип звукоизвлечения, но диапазон у них гораздо шире, что позволяет использовать эти инструменты в различных по характеру музыкальных произведениях. Строй их хроматический, клавиатура баянная.
К другой, более сложной для исполнения категории духовых инструментов относится вермона, звук на которой извлекается посредством колебания воздуха. Звучание инструмента напоминает детскую свистульку, он располагает восемью звуками в тональности до мажор. Изменение силы звука может повести к изменению самого звука, поэтому надо научиться, прежде всего, подавать струю воздуха ровной силы. Инструмент увлеченно принимается детьми, как на уроках музыки, так и во внеклассных занятиях.
Детские флейты, свирели имеют ряд отверстий, умелое прикрытие которых и умелая подача воздуха позволяют извлекать нежные по своей характеристике звуки. На уроке можно использовать игру на двух-трёх звуках, особенно хорошо эти инструменты звучат в терцию, использовать при этом можно до двух десятков инструментов. При соответствующей домашней тренировке эти инструменты можно широко использовать в детском оркестре. Игра на этих инструментах представляет широкое поле деятельности – это и имитация, и элементы полифонии, и стройные аккордовые созвучия, и совмещение различных по характеру приёмов игры (например, легато и стаккато), и приём «цепного» дыхания, и музыкально-ритмическое разнообразие.
Детские гусли, лютни, цимбалы, арфы, цитрыпредполагают три приёма игры – щипком, медиатором, ложечками (в зависимости от названия, инструмента, а также характера исполняемой мелодии). У цитры, кроме основных струн, есть четыре струны, издающие низкие звуки, что позволяет использовать её (а вернее несколько цитр) как гармонический фундамент инструментального ансамбля или детского оркестра. В ряде школ ансамбль цитр используется в классе как средство активизации музыкально-творческих способностей.
Флексатон – инструмент с постепенно изменяющимся звуком – представляет собой ручку с изогнутой металлической пластинкой, удары язычка на которой позволяют извлекать звук, уменьшение – понижает. Игра на инструменте требует особой сноровки, умения точно найти нужную высоту ноты при изгибе пластинки с одновременным раскачиванием инструмента для извлечения звука. Флексатон не рекомендуется использовать на уроке, однако в оркестре он является замечательным тембровым украшением.
Существует множество других простейших музыкальных инструментов, которые учитель, предварительно изучив способы игры на них и музыкальные возможности детей, можно вводить и в урок музыки, и, тем более, во внеклассную работу.
Вывод: таким образом, игра на детских музыкальных инструментах в детском объединении уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.