Рабочая программа по дисциплине Культурология специальность Пожарная безопасность
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культурология
(БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Культурология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность (по программе базовой подготовки)
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования»
Разработчики:
Христич Л.А., преподаватель социально-экономических дисциплин ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования» г. Смоленска
Согласована с работодателями.
Утверждена Научно-методическим советом ОГБПОУ СмолАПО
Протокол № 02 от 14.09.2016 г.
Рассмотрена
На заседании кафедры
Протокол № 01 от 02.09. 2016 г.
Зав. кафедрой ТДСНиС _____________________________ Т. С. Туркина
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Программа учебной дисциплины Культурология является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 20.02.04 Пожарная безопасность (по программе базовой подготовки)
Указать специальность /направление подготовки
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Культурология относится к дисциплинам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП по специальности.
Дисциплина Культурология обеспечивается следующими дисциплинами: Всеобщая история, История России, Обществознание, Основы философии, Основы социологии и политологии.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в культурной среде и культурных процессах современного общества;
- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;
- определять свои мировоззренческие позиции;
- понимать уникальность отечественной культуры, культурные особенности разных эпох и народов
- участвовать в диалоге культур, выбирать духовные ценности, развивать творческие способности;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности;
- иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей и культуры.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания проблематики культуры, формы и типы культур, закономерности их функционирования и развития;
- основные культурно-исторические ценности и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;
- историю культуры России, её место в системе мировой культуры и цивилизации.
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 60 часов/2 зачетных единиц, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 60/2
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 40
в том числе: лабораторные работы *
практические занятия *
контрольные работы 1
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) *
другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий *
лекционные занятия 16
семинарские занятия 21
зачетное занятие 2
Самостоятельная работа студента (всего) 20
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) *
Выполнение творческого домашнего задания
Разработка опорного конспекта
Выполнение сравнительных таблиц, схем
Написание доклада и создание презентации по теме
Индивидуальная самостоятельная работа в виде выполнения упражнений, решения ситуаций, задач
2
1
2
8
7
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Культурология
наименование
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Общие проблемы и теория культуры 9
Тема 1.1.
Введение в дисциплину. Понятие и теория культуры
Содержание учебного материала 5 1
2
3
4
5 Культурология как наука. Предмет и специфика культурологии. Методы культурологических исследований. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология
Особенности становления культурологии в России, влияние творчества великих русских писателей и поэтов на духовную культуру России
Многообразие определений культуры и их классификация. Основные культурологические школы Структура, формы, функции культуры, их роль в социальной системе. Объект и субъект культуры. Артефакт
Аспекты культуры как общественного явления. Типологизация и динамика культуры, язык и символы культуры. Критерии типологии культур 2
2
3
3
3
Лабораторные работы * Практические занятия * Контрольные работы * Лекционное занятие № 1: Культурология как наука. Культура: понятие, структура, функции
2 Рекомендуемые педагогические технологии: объяснительно-иллюстративная Семинарское занятие № 1: Феномен культуры
1. Проблема происхождения и сущности культуры в философии конца XIX-начала XX вв. (Ницше, Шпенглер, Фрейд, Кассирер, Хейзинга, Бахтин, Лотман).
2. Современное понимание феномена культуры. Язык и символы культуры. Личность и культура: проблема культурной самоидентичности.
3. Субъект культуры: человек как творец; человек как творение культуры. Инкультурация и социализация.
4. Экологические проблемы современного человечества и экология культуры.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: информационные Самостоятельная работа студента:
Разработка опорного конспекта по теме: Философские концепции существования и развития культуры (Ф. Ницше, П. Сорокина, Э. Кассирера, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса).
1 Тема 1.2.
Бытие культуры: культура и цивилизация, культура и природа
Содержание учебного материала 4 1
2
3
4
5
Культурогенез как исходная проблема культурологии
Этимология и история понятия «цивилизация». Различные истолкования культуры и цивилизации. Типы цивилизаций. Дописьменные культуры и цивилизации.
Специфика и основные черты традиционной, техногенной цивилизации.
Российская цивилизация. Евразийский цивилизационный тип
Взаимодействие культуры, общества и природы. Проблема отчужденности человека в обществе и природе. Взаимоотношения природы и культуры в русском национальном сознании
2
3
3
3
3
Лабораторные работы * Практические занятия * Контрольные работы * Семинарское занятие № 2: Бытие культуры: взаимосвязь культуры и цивилизации, культуры и природы
1. История человечества и культура. Историческое развитие представление о культуре: Цицерон, Фома Аквинский, Августин Блаженный, Гельвеций, Дидро, Гердер, Кант, Руссо, Гегель и др.
2. Этимология и история понятия «цивилизация». Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».
3. Типы цивилизаций: основные черты. Российская цивилизация и ее особенности.
4. Взаимодействие культуры, общества и природы. Природа и культура в русском национальном самосознании.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Самостоятельная работа студента:
Написание доклада и создание презентации по теме: Взаимоотношения природы и культуры в русском национальном сознании. Садово-парковая культура. Пейзаж в истории русского изобразительного искусства (любое из трех направлений)
2 Раздел 2.
История и проблемы становления мировой культуры
37 Тема 2.1.
Первобытная культура
Содержание учебного материала 6 1
2
3
4
5
Понятие первобытности. Основные периоды развития первобытной культуры и их характеристика. Синкретизм первобытной культуры
Антропогенез как необходимая предпосылка возникновения культуры. Современные научные концепции становления человека как творца культуры
Первобытное искусство. Виды первобытного искусства. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Звериный стиль. Зарождение архитектуры
Обычай, миф, ритуал: их социальные функции
Ранние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм 2
2
3
3
3
Лабораторные работы * 2
3
3
2
3
3
2
3
2
3
3
3
3
3
2
2
3
3
3
3
2
3
3
3
3
2
3
2
3
2
2
2
2
3
2
3
2
2
3
3
3
2
Практические занятия * Контрольные работы * Лекционное занятие № 2: Происхождение и ранние формы культуры (первобытная культура)
2 Рекомендуемые педагогические технологии: информационные, объяснительно-иллюстративная технология обучения Семинарское занятие № 3: Теории и проблемы антропогенеза, социогенеза, первобытной культуры
1. Человек и его доистория. Теории происхождения человека. Этапы социогенеза.
2. Орудийная деятельность как предпосылка формирования человеческой культуры.
3. Ранние религиозные верования. Место и роль мифа, обычая, ритуала в первобытной культуре.
4. Особенности и виды первобытного искусства. Искусство и магия.
2
Рекомендуемые педагогические технологии: технология ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети) Самостоятельная работа студента:
Индивидуальная самостоятельная работа в виде решения задач из ЭОР по дисциплине (на выбор студента)
Индивидуальная самостоятельная работа в виде выполнения упражнений, решений ситуаций, проблемных задач (с. 37-38; 44-45 учебно-практического пособия по культурологии)
2
1
1 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) * Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
* Тема 2.2.
Восточный и западноевропейский тип культуры
Содержание учебного материала 10
1
2
3
4
5
6
7
8 Восточный тип культуры. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока
Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока
Восточная деспотия как социальное и политическое основание восточной культуры
Социальная иерархия, традиционализм и церемониальность культуры Древнего Востока
Возникновение древнейших цивилизаций в Китае, Индии, Египте и Междуречье: общее и особенное. Ирригационная система земледелия в долинах великих рек
Античность как тип культуры. Основные черты античной культуры как начала европейской культуры. «Аполлоновское» и «дионисийское» начало в греческом сознании
Этапы развития древнегреческой культуры: крито-микенский, архаика, классика, эллинизм Ордерная система, Храмовое зодчество. Греческий театр, драматургия, мудрецы античного мира
Боги, герои, люди в Древней Греции и Древнем Риме
Лабораторные работы Практические занятия Лекционное занятие № 3: Культура древнейших цивилизаций: восточный и западноевропейский тип
2 Рекомендуемые педагогические технологии: информационные Семинарское занятие № 4: Культура Древнего Востока
1. Торжественно-монументальный стиль египетского искусства. Пирамиды. Жрецы и писцы Древнего Египта. Сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ. Мифология и религия. Научные знания в Древнем Египте.
2. Шумеро-вавилонская культура.
3. Культура Древнего Китая как особый путь развития культуры
4. Самобытность культуры Индии. Кастовый строй. Уникальная музыкальность и танцевальность культуры Индии. Религиозно-философские системы.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология организации группового взаимодействия Самостоятельная работа студента:
Индивидуальная самостоятельная работа в виде умозрительного построения модели государственного устройства в соответствии с идеологией конфуцианства.
1
Семинарское занятие № 5: Начало истории европейской культуры: античный мир
1. Общие черты античной культуры. Античный гуманизм: человек – мера всех вещей.
2. Взаимосвязь греческой и римской культур. Влияние культуры этрусков на римскую культуру.
3. Особенности развития культуры Древнего Рима в царский, республиканский и императорский период. Римское искусство. Римское право.
4. Место и роль античного наследия в культуре человечества.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология ТОГИС Самостоятельная работа студента:
Индивидуальная самостоятельная работа в виде выполнения упражнений, решений ситуаций, задач (с. 60, 67 учебно-практического пособия по дисциплине).
Написание доклада и создание презентации по теме (на выбор):
Храмовое зодчество Древней Греции
Греческая вазопись
Выдающиеся инженерные сооружения Древнего Рима
3
1
2 Тема 2.3. Европейская культура: классическое Средневековье
и Возрождение
Содержание учебного материала 8 1
2
3
4
5
6 Периодизация средневековой культуры. Церковь, государство, феодализм. Характерные черты и особенности художественных стилей средневековья: романского и готического
Христианство как духовный стержень европейской культуры. Религиозная мораль и рыцарство. Общественная жизнь: город, замок, монастырь. Народный театр и литература
Культура эпохи Возрождения. Этапы Возрождения. Философско-эстетические идеалы гуманизма Характерные черты культуры Возрождения. Гуманизм. Социальные утопии. Реформация. Научно-техническая революция. Новая картина мира. Географические открытия
Искусство эпохи Возрождения. Художественные школы и титаны Возрождения
Северное Возрождение
Лабораторные работы Практические занятия Лекционное занятие № 4: Культура европейского Средневековья и Ренессанса
2 Рекомендуемые педагогические технологии: информационные технологии обучения Семинарское занятие № 6: Культура Европы в Средние века и в период Реформации
Теоцентризм Средневековой культуры. Основы христианской этики. Первые университеты.
Средневековое искусство: романский и готический стили.
Человек Средневековья. Светская культура. Городская культура. Народный театр и литература.
Реформация и идеи гуманизма. Этика протестантизма.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология ТОГИС Семинарское занятие № 7: Культура эпохи Возрождения.
Характерные черты и этапы Возрождения. Наука и искусство эпохи.
Художественные школы. Титаны эпохи Возрождения.
1 Контрольная работа по разделу № 1 и разделу № 2 – темы 2.1-2.3
1 Самостоятельная работа студента:
Написание доклада и подготовка презентации по теме (на выбор студента):
Культура Возрождения и её оценка русскими мыслителями.
Вклад в развитие европейской культуры творчества художников Северного Возрождения.
Византийская культура: самоценный тип культуры.
2
Тема 2.4.
Эпоха Просвещения: идеология и культура. Барокко и классицизм в Европе и России
Содержание учебного материала 6 1
2
3
4
Становление Новоевропейской культуры. Идеология эпохи Просвещения: культ разума, идея прогресса, суверенность личности, научность
Становление рационализма. Секуляризация. Развитие науки
Деятели эпохи Просвещения и их борьба за установление «царства разума» во Франции, Германии, Англии, России
Европейская и российская культура с точки зрения великих художественных стилей: барокко и классицизма Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Лекционное занятие № 5: Западноевропейское Просвещение: этапы, особенности становления, идеология, культура, искусство
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Семинарское занятие № 8: Специфические черты культуры эпохи Просвещения в творчестве выдающихся ее представителей
1. Барокко – художественный метод и стиль мышления. Творчество виднейших представителей: Ф. Борромини, Л. Бернини, М. Караваджо, П. Рубенс, Ван Дейк, Д. Веласкес.
2. Рококо – французский стиль – мир вымысла и интимных переживаний. А. Ватто, Ф. Буше.
3. Идеология классицизма. Главные темы литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Герой. Н. Пуссен. Версальский дворец – главная идея проекта. Русский классицизм: А. Ринальди, В. Баженов, М. Казаков и др.
4. Скромная обыденность реализма.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология развития критического мышления Самостоятельная работа студента:
Написание доклада и создание презентации по теме (на выбор студента):
Живопись барокко.
Живопись классицизма.
Архитектура классицизма.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология организации группового взаимодействия Самостоятельная работа студента Тема 2.5.
Культура Европы в XIX-XX вв.
Содержание учебного материала 7 1
2
3
4
5
6
7
8
9
Общие тенденции и проблемы в развитии культуры ХIХ. в Европе и России. Развитие науки и техники. Техноэтика
Современная классификация искусства: изобразительное, музыкальное, синтетическое, «техническое», декоративно-прикладное и др.
Стилевые особенности Европы и России. Классицизм (неоклассицизм, ампир) и романтизм (Теодор Жерико, Эженн Делакруа, Франсиско Гойя, Орест Кипренский). Романтические музыкальные произведения (Шуберт, Вагнер, Берлиоз, Лист, Шопен, Верди, Глинка). Интерьер в эпоху ампира
Реализм (Гюстав Курбе, Франсуа Милле). Русский реализм (Павел Федотов, Василий Перов). Реалистический пейзаж (Алексей Саврасов, Исаак Левитан)
Импрессионизм и постимпрессионизм (Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсаро, Поль Сезанн, Ван Гог, Валентин Серов, Константин Коровин, Архип Куинджи)
Модерн (Антонио Гауди, Виктор Орта, Анри ванн де Велде, Федор Шехтель). Абстракционизм (Казимир Малевич, Василий Кандинский). Кубизм (Пикассо, Брак, Леже, Шагал). Фовизм (Анри Матисс, Марке, Ван Донген). Сюрреализм (Сальвадор Дали). Поп-арт. Футуризм. Развитие прикладного искусства
Характеристика творчества наиболее ярких представителей разных направлений
Философия XX в. Европейская литература XX в. Кризис культуры
Новые направления в художественной культуре и искусстве XX в. Массовая культура.
Проблема культурных ценностей. Культура и глобальные проблемы человечества Лабораторные работы Практические работы Контрольные работы Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Лекционное занятие № 6: Проблемы и противоречия культуры XIX-XX века
2 Рекомендуемые педагогические технологии: информационные, проблемная технология обучения Самостоятельная работа студента:
Индивидуальная самостоятельная работа в виде решения задач по теме из ЭОР
1 Семинарское занятие № 9: Проблема современных культурных ценностей
1. Богатство и деньги. Человек разумный и человек монетарный. Этика денежных взаимоотношений.
2. Физическая культура, красота, здоровье как предмет культуры..
3. Мода: мир вещей и мир людей.
4. Проблема культуры личности и общества. Культура, цивилизация и глобальные проблемы человечества.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология организации дискуссии Самостоятельная работа студента:
Выполнение сравнительных таблиц, схем – с. 120, 132, 133 учебно-практического пособия по дисциплине
2 Раздел 3. Основные этапы развития культуры России
14 Тема 3.1.
Особенности и проблемы развития культуры Древней Руси и России
Содержание учебного материала 7 1
2
3
4
5
6
7
8
9
Проблема генезиса русской культуры. Периодизация самобытной культуры России. Особенности культурной эволюции от Руси к России.
Языческая культура древних славян. Языческая религия древних славян. Картина мира глазами древних славян. Узелковая письменность. Влияние на жизнь славян трех факторов: леса, реки, степи
Переход от язычества к православию – двоеверие. Христианская культура Киевской Руси. Культурные взаимоотношения Руси и Византии. «Золотой век» древнерусской культуры. Зодчество Киевской Руси. Монументальная живопись Древней Руси: икона, фреска, мозаика. Художественные школы Киевской Руси. Становление русской духовной культуры. Монастыри как центр распространения духовных знаний на Руси
Декоративно-прикладное искусство. Зернь. Скань. Развитие ремесел. Кириллица. Древнерусская литература
Особенности культуры Московского царства. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. «Обмирщение» культуры. Портрет (парсуна). Интерес к человеческой личности. Гражданское зодчество. Шатровый стиль в русской архитектуре.
Московское барокко и его стилевые особенности. Творчество Симона Ушакова. Особенности развития декоративно-прикладного искусства
Грамотность, просвещение, книгопечатание. Русская общественная мысль XVI-XVII вв.
Концепция «Москва – Третий Рим». Отдаление от западного христианского мира. Православная этика. Церковно-обрядовая реформа патриарха Никона. Раскол
Генезис и основные черты российского национального характера
Лабораторные работы Практические работы Контрольная работа Лекционное занятие № 7: Проблема генезиса русской культуры: от Руси к России
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Семинарское занятие № 10: Культура Московского царства XIV-XVII вв.
1. Особенности культуры Московского царства. «Обмирщение» культуры. Концепция «Москва – Третий Рим».
2. Шатровый стиль в русской архитектуре. Московское барокко и его стилевые особенности.
3. Особенности развития декоративно-прикладного искусства.
4. Православная этика.
2 Самостоятельная работа студента:
Индивидуальная самостоятельная работа в виде выполнения упражнений, решений ситуаций, задач: с. 144-145; с. 152-153 учебно-практического пособия по дисциплине
Выполнение творческого задания: (имитация) подготовить заочную экскурсию на тему: Культура периода феодальной раздробленности Руси (с использованием презентаций).
3
1
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология ТОГИС Самостоятельная работа студента Тема 3.2.
Особенности и проблемы развития культуры России XVIII-XX вв.
Содержание учебного материала 7 1
2
3
4
5
6
Русская культура XVIII в. Модернизация и европеизация общества в Петровское время. Развитие литературы. Идеи русского Просвещения: Ломоносов М. В., Новиков Н. И., Тредиаковский В. К., Фонвизин Д. И., Радищев А. Н.
Архитектура. Русское барокко и классицизм. Деревянное храмовое зодчество русских народных мастеров. Новые стили. Эклектика. Скульптура. Портретная живопись. Декоративно-прикладное искусство XVIII в.
«Золотой век» русской культуры. Литература. Общественная мысль. Музыка. Театр. «Товарищество передвижных художественных выставок». Историческая живопись. Пейзаж
Культура «Серебряного века». Модернизм в русской культуре. Творческое объединение «Мир искусства». Модерн в архитектуре. Авангардизм в живописи: Кандинский В. В., Малевич К. С., Шагал М. З.
Культура советского государства. Художественные символы новой эпохи: Петров-Водкин К., Щусев А., Шадр И., Мухина В. Интерес к западному искусству, попытки создания собственных форм постмодернизма
Особенности и проблемы развития культуры России в XX - начале XXI вв.
Лабораторные работы Практические работы Контрольные работы Лекционное занятие № 8. Особенности и проблемы развития культуры России XVIII-XX вв.
2 Семинарское занятие № 11: Особенности и проблемы развития культуры России в XX - начале XXI вв.
1. Проблемы и противоречия современной российской культуры. Глобальные проблемы современности.
2. Проблема экспансии западной и американской культуры. Разрыв с традицией.
3. Проблемы массовой культуры. Воздействие на общественное мнение.
4. Место и роль культуры России в развитии мировой культуры.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология ТОГИС Самостоятельная работа студента:
Индивидуальная самостоятельная работа в виде выполнения упражнений, решений ситуаций, задач – с. 166-167 учебно-практического пособия по дисциплине, задачный комплекс электронного образовательного ресурса
1 Дифференцированный зачет 2 Всего: 60
40 ч. – ауд.:
16 ч. – лекции
21 ч. – семинары
1 ч. – конт. раб.
2 ч. – д/зачет
20 ч. - сам. раб.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Матрица сопряжения общих и профессиональных компетенций с учебными дисциплинами и профессиональными модулями
Культурология История Основы философии Иностранный язык Физическая культура Математика Экологические основы природопользования Инженерная графика Техническая механика Электротехника и электроника Термодинамика, теплопередача и гидравлика Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия Теория горения и взрыва Психология экстремальных ситуаций Здания и сооружения Автоматизированные системы управления и связь Экономические аспекты обеспечения пожарной безопасности Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности ПМ. 0.1 ПМ.02 ПМ.03 УП.00
МДК.01.01.
МДК.01.02.
МДК.01.03.
МДК.02.01.
МДК.02.02.
МДК.02.03.
МДК.03.01.
ОК 1 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 2 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 3 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 4 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 5 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 6 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 7 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 8 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 9 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета социально-экономических дисциплин:
документационное обеспечение; культурологические словари; план работы учебного кабинета; журнал по технике безопасности, интерактивная доска, персональные компьютеры.
Учебно-методическое обеспечение: дидактический материал; учебно-практические пособия по дисциплине; методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов; слайд-лекции и презентации по дисциплине; электронный образовательный ресурс по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютерные и телекоммуникационные
__________________________________________________________________
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гуревич П. С. Культурология. Учебное пособие.- 5-е изд. – М.: КноРус, 2013. – 448 с.
Маркова А. Н. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 376 с.
Дополнительные источники:
Борзова Е. П., Большаков В. П., Иконникова С. Н. Культурология. Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 528 с.
Викторов В. В. Культурология: Учебник. Изд. доп. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2014. – 411 с.
Данильян О. Г., Тараненко В. М. Культурология: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 239 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
Культурология. Учебник для студентов техн. вузов /Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева, А. П. Назаретян и др., Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2010.
Горохов В. Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации: http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.htm
Драч Г. В. Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королев В. К. Культурология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
Культура Возрождения: http://www.countries.ru/library/renesans/vzretaps.htm
Долгов В. Д. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: http://gardariki.ques.info/history
Ильина Т. В. История отечественного искусства. От крещения Руси до начала третьего тысячелетия. Учебник. – 5-е изд. – М.: Юрайт, 2013. – Серия: Бакалавр.
Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М., 2011. – 232 с.
Кравченко А. И. Культурология. Учебник. – М.: Проспект, 2013. – 288 с.
Культурологический словарь: http://kulturoznanie.ru
Лихачев Д. С. Русская культура. http://www.lihachev.ru/nauka/kulturologiya/biblio/1834/
Учебник по культурологии. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/content.shtml
Христич Л. А. Учебно-практическое пособие по дисциплине Культурология. – Изд. 5-е, доп. и переработ. – Смоленск, 2016.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в культурной среде и культурных процессах современного общества;
- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;
- определять свои мировоззренческие позиции;
- понимать уникальность отечественной культуры, культурные особенности разных эпох и народов
- участвовать в диалоге культур, выбирать духовные ценности, развивать творческие способности;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности;
- иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей и культуры.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания проблематики культуры, формы и типы культур, закономерности их функционирования и развития;
- основные культурно-исторические ценности и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;
- историю культуры России, её место в системе мировой культуры и цивилизации.
Форма контроля и оценки результатов обучения – дифференцированный зачет.
Методы контроля и оценки результатов обучения – тестирование.