Исследовательский проект по литературе Там на неведомых дорожках
13 EMBED Документ Microsoft Office Word 97-2003 1415
Содержание
Введение.2
Образ Бабы Яги, костяной ноги:..3-6
истоки образа Бабы Яги3-4
место жительства5
типы Бабы Яги в русских народных сказках...6
Заключение.6
Литература7
Введение.
Сказки - прекрасное творение искусства. Как жанр УНТ сказка очень любима детьми. А русская волшебная сказка создала замысловатый мир. Все в нем необыкновенно. Я тоже любила в детстве читать сказки, но никогда не задумывалась, откуда взялись сказочные герои? Почему они так называются?
Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора, Баба- Яга- это герои практически всех сказок. Кто сравнится с этими удивительными персонажами из русских волшебных сказок!
Слушая сказки, мы привыкли, что Баба – Яга необходимый персонаж волшебных сказок. В этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Мне захотелось узнать больше, познакомиться поближе с этой героиней.
Поэтому тема проекта: «Там, на неведомых дорожках» (Образ Бабы- Яги в русских народных сказках)
Цель: проанализировать образ Бабы - Яги в русских народных сказках и определить истоки и назначение этого образа
Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:
- как появилась Баба - Яга;
- узнать, где жила Баба - Яга;
- какой у нее характер.
-Определить разнообразие образов Бабы-Яги.
Материалом исследования послужили тексты русских народных сказок, энциклопедии, Интернет.
Данная работа может помочь учителям на уроках литературного чтения, изобразительного искусства и интересна детям.
Образ Бабы - Яги, костяной ноги.
Истоки образа Бабы- Яги.
Во времена языческих богов, Бабу- Ягу считали злым духом. В словаре Владимира Ивановича Даля написано : « Яга или Яга-Баба, баба яга, ягая и яговая или ягиниша и ягинична, род злой ведьмы, злой дух, под личиной злой старухи. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут её черти, под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж, кто видит Ягу становится нем.».
Согласитесь, не слишком лицеприятный образ создает Вл. Даль в словарной статье о Бабе- Яге. Стоит рассмотреть образ этого сказочного персонажа повнимательнее.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что существует несколько версий происхождения образа Бабы- Яги.
Версия № 1. Баба -Яга – древнее славянское божество. Имя Яга, по мнению ученых, может происходить от санскритского «змей». Предполагается, первоначально она была божеством смерти и представлялась в виде женщины со змеиным хвостом, которая жила на границе мира живых и царства мертвых, стерегла вход в подземный мир. Есть предположение, что «проблема» Бабы -Яги с ногами (Баба -Яга – костяная нога), связана с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Сначала Баба - Яга ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле. Костяная нога Бабы - Яги – это атрибут смерти, мертвой ноги.
Версия № 2. В славянском мифологическом словаре - Баба - Яга в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка – врата в подземное царство, которое славяне называли Навь. В других мифах и сказках Баба- Яга – это тощая носатая старуха-волшебница с растрепанными волосами, горящими злобой глазами. Баба Яга - страшилище, сидящее в железной ступе с железным пестом. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает двух своих внучек, которых ей приписывали.
Версия № 3. Под влиянием христианства Баба - Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, людоедку, которая живет в таёжных лесах, где на белом мху-ягеле растет ягода, а сам сосновый бор называется Яг. По названию бора и мха старушку, отшельницу и знахарку, назвали Бабой - Ягой.
Версия № 4. Еще одним прообразом Бабы- Яги в реальной жизни могли служить знахарки и ведуньи, которые селились вдали от людей, часто в лесу. Там они собирали лекарственные травы и в случае необходимости лечили больных людей из окрестных деревень. Многие считали их связанными с нечистой силой и боялись. Поэтому в воображении людей они вполне могли воплотиться в страшный и таинственный образ Бабы -Яги.
Версия № 5. Есть версия, что происхождение образа Бабы- Яги уходит корнями в далёкие времена, когда на Руси было татаро- монгольское нашествие. Образ кочевников нагонял страх на русские племена. Они налетали как вихрь, уводили в плен женщин и детей, сжигали деревни. Часто они были одеты в меховые шапки с хвостами, в длинные платья, у них были длинные волосы. По - татарски дедушка- «бабай», «яга» (глагол)- поджигать. Дети очень боялись «бабаев», и, вероятно,их образ отразился в сказках, в преданиях как образ злого персонажа. И сейчас иногда маленьких детей пугают «бабайкой».
Характер у неё скрытный и нелюдимый, голос грубый. Большую часть времени проводит дома, сидя на печи. Знания имеет колдовские и непонятные. Сушит травы, варит разные зелья, знает старинные заклинания от сглаза, порчи, зубной боли. Люди боятся её, но когда очень нужно, приходят за помощью. Если в добром настроении, то доброму молодцу, который зашел к ней, загадки загадает, тайны приоткроет, накормит-напоит.
Имеет физический недостаток – «костяную» ногу и ей удобнее не ходить, а летать. Летает в ступе, а то и на помеле, пестом подгоняет ступу, а метлой рулит и заметает след. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила(например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти.
«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. В
·ыехала из лесу Баба -Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает.»
«Василиса Прекрасная»
В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка»,совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. «Страшные» места в народных сказках, когда злыдня Баба - Яга пытается посадить на лопату и сунуть в печь Терешечку/Ивашечку, на самом деле – отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше.
«Перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, больного младенца. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Рождение ребенка уподобляли выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой. Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.
Где живет Баба - Яга.
« Ехал по долам, по горам, по зеленым лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка на «курьих ножках, на бараньих рогах»
«Иван-Быкович»
Согласно сказкам, Баба -Яга живет в густой и непроходимой чаще. По одной из версии: «На границе двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга.»
Баба - Яга – сторож границ, она охраняет вход в тот далекий мир.
Вход идет через избушку. Вот почему, чтобы войти герою нужно произнести слова: «Избушка, избушка, поворотись к лесу задом, ко мне передом».
Избушка на курьих ножках стоит в лесу, как раньше строили и строят охотники, на столбах или высоко срубленных пнях, без окон, без дверей, чтобы лесные звери не растащили добычу и припасы. Охотничьи дома были низенькими, поэтому и спит Баба -Яга «нос в потолок». Скорее всего, Яга жила в такой охотничьей избушке, потому что своего дома построить не могла, не было помощников. Как известно, избушка Бабы - Яги стоит на курьих ножках, и художники в иллюстрациях к сказкам изображают эти ножки в виде куриных лапок. Но название, скорее всего, произошло от «курных» ножек, то есть окуренных дымом для особой крепости столбов, на которых древние славяне ставили срубы домов.
Баба-Яга внутри своей избушки представлялась как бы живым мертвецом она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху «русским духом пахнет».
Лес, который продолжается за ее избушкой, - страшный дремучий лес иного мира. Поэтому герою всегда грозит опасность не вернуться назад и никогда не увидеть белый свет. И именно поэтому так важны советы Бабы -Яги и дары – клубочек, который путь укажет, шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебный платочек. Пройдя испытания в избе Бабы -Яги, человек наделяется многими волшебными дарами-качествами, подчиняет себе разных обитателей иного мира и одолевает страшных чудовищ.
Типы Бабы - Яги в русских народных сказках
В сказках Баба -Яга может быть не только злой, но и доброй.
« Послушай же, ступай по тропинке.
И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.» ( «Василиса Премудрая»);
«- Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка!
- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать.» («Финист – ясный сокол»).
Анкетирование учащихся 1-5 классов доказала общепринятое мнение об образе Бабы – Яги. 28 учащихся думают, что Баба – Яга - злая, а 2 – добрая. 18 учащихся из 26 не боятся эту героиню сказок. 19 опрошенных считают, что в сказках Баба – Яга нужна для того, чтобы пугать детей, 9 – для плохих дел и пакостей, а 2 ответили, чтобы было весело. Анкетирование показало, что ребята нашей школы знают много сказок, где героиня - Баба – Яга.
Заключение
Прочитав и проанализировав литературу, я выяснила, что сказочный образ Бабы -Яги возник в далекой древности, как образ смерти – страшный и пугающий. В русских народных сказках Баба-Яга не всегда злая ведьма. Она может быть и доброй, и злой. Часто помогает герою, спасает его. Конечно, Баба Яга совершает много злых дел. Но в любой сказке добро побеждает зло. Есть такие сказки, где Бабу Ягу обманывают даже дети.( «Гуси- лебеди») .
Зачастую в сказке Бабе -Яге отводится всего один – два эпизода, но без нее сказка не состоится – герой пути не найдет, волшебного помощника не получит, царевну не спасет. Получается, что, несмотря на небольшое количество времени, которое ей отведено, Баба -Яга является чуть ли не центральным персонажем волшебной сказки.
Подводя итог этой части работы, могу сказать о важности и незаменимости этого образа для русской волшебной сказки. Она и страху нагонит, и героя на выносливость испытает, и волшебство проявит, и уму-разуму научит. В сказочном образе Бабы -Яги проявилось творчество русского народа, умение через слово выразить свою фантазию и мастерство сказителя.
И еще один вывод сделала я. Сказки – чтение удивительное и захватывающее, но не менее захватывающим является изучение истории сказки и истории ее персонажей.
Литература:
13 PAGE 14615
Root Entry