урок в 4 классеМузыкальное развитие сказочных героев


Тема урока: «Музыкальное развитие сказочных героев.»Цели урока:
-Проследить за развитием музыки в симфоническом произведении.
-Если можно «увидеть»,что происходит в музыке: различные события, поступки действующих лиц, их настроение- значит. Происходит развитие музыки.
-Формирование духовного мира ребенка, развитие творческих способностей через музыку. Поэзию и произведения изобразительного искусства.
-Прививать интерес к родной осетинской музыке, к творчеству известных композиторов.
Музыкальный материал урока:
Русская народная песня «Светит месяц.»Ария Снегурочки.
Песня Леля.
Французская народная песня «Пастушья песня».
Балет «Ацамаз и Агунда»- сюита Д.ХахановПесня «Золотой лучик»
Ход урока.
Вход под музыку «Светит месяц»
Музыкальное приветствие.
- Я вижу, что настроение у вас хорошее. Все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.
-Сейчас послушайте. Пожалуйста песню которую я для вас исполню, и догадайтесь, о какай героине в ней идет речь. Если узнаете, то последнюю строчку допойте вместе со мной.
Песня про Снегурочку.
-А что за сказка «прячется» за этой песенкой? (Снегурочка)
-Правильно. Сегодня мы встретимся с героями из музыкальной сказки- оперы «Снегурочка». Ее написал известный русский композитор- сказочник Николай Андреевич Римский- корсаков. (фо-то композитора)
-композитор был влюблен в сюжет «Снегурочки». Ведь в ней воспеваются доброта, преданность, любовь к людям.
-Снегурочка это сказка-опера.
-Все вы знаете, что такое опера?
Опера-это музыкальный спектакль. Главный рассказчик в нем музыка. В опере герои не разговаривают, а поют.
Действие оперы Снегурочка происходит в сказочном царстве Берендеев. В заповедном лесу живет Снегурочка, охраняемая лешими.
Слайд-царстваНе было лучше царства Берендеев, с их чудным царем, где люди поклонялись природе- солнцу, ветру. Лесам, полям, матери-Земли. Но главным божеством было Ярило-солнце.
Слайд-ярило-солнцаЖизнь Берендеев течет мирно и спокойно, пока не появляется на свет Снегурочка, невольно нарушающая порядок, установившейся в жизни людей и природы.
Могучий солнечный бог Ярило разгневан появлением Снегурочки- дочери Весны Красны и Деда Мороза, которая скрывается летней порой в летней глуши, противоречит всем законам природы- холода и тепла, зимы и лета.
Рассерженное божество прячется от людей и природы, скупо посылая на землю свои живительные лучи и угрожая благоденствию Берендеев.
Слайд
-Начало весны, полночь, лесная поляна покрытая глубоким снегом, леший возвещает о конце зимы и наступлении весны. Окруженная птицами Весна- Красна спускается на землю. Птицы заводят игры, пляшут чтобы согреться. На поляне появляется Дед Мороз, он зовет Снегурочку. Склоняясь на ее просьбу, Дед Мороз и Весна решают отпустить свою дочь к Берендеям.
-Давайте послушаем, как развиваются события в опере.
Слушание Арии Снегурочки-слайд-Что за сцена прозвучала?
-Какие герои в ней участвовали?
-А кто был главным действующим лицом этой сцены?
-Да, это была Ария (ария-это песня, она характеризует музыкальный портрет героини)
-Какими музыкальными средствами выразительности, композитор передал нам образ Снегурочки.
Мелодия- три части, написана в мажоре:
Первая часть- мелодия светлая, легкая, игривая, шаловливая.
Вторая часть- спокойная, напевная. Она поет о чем мечтает.
Третья часть- утверждение- жить интереснее, петь песни с подружками.
В мелодии
Преобладает мотив инструментального характера, у какого солирующего инструмента? (флейты)
-С помощью какого музыкального инструмента, композитор помогает почувствовать нам это?
По словам композитора- облик героини- грация, простодушие, холодность, легкость, воздушность.
-Что изображает музыка? (голоса птиц)
-А какое развитие образов природы в опере передает закономерность жизненных явлений7 (смену тем зимы и прихода весны- отражают и намекают на будущее торжество сил тепла, весеннего рассвета природы, добра и зла).
-А почему Снегурочку тянет к людям? ( полюбились людские песни и пляски, а больше всех песни пастушка Леля).
Слушание Песни Леля-слайд
-Какое настроение в этой песни? (лукавое, задорное)
-А какие изобразительные моменты, вы услышали в песне? (подражание раската грома, капли дождя- пиццикато).
-Сколько разделов и каков характер музыки в этих разделах?
Первая часть-«Туча со громом…»- темп медленный, мелодия протяжная, хар-р речитатив.
Вторая часть-«Цветики возрадуются…»- темп и мелодия с оттенками танцевальности.
-Третья часть-«Лель мой…»-мелодия задорная, веселая.
-Так с помощью каких музыкальных средств была исполнена песня?
-Форма произведения. Куплетно-вариационная.
-А давайте поучаствуем в ее исполнении (проигрыш- бубны, флейты).
-Спасибо, вы помогли Лелю выразительно спеть свою песню.
-Сейчас я вас познакомлю еще с одной песней. Главный герой которой- пастушок.
Разучивание песни «Пастушья песня» ( нотная грамотность).
-Вы запомнили на каком инструменте играет пастушок? (свирель)
Народные песни, хороводы это отражение самой действительности- жизни народа. богатства народных обычаев и обрядов.
-А какой древний русский обряд показан в опере (масленица)
Слайд
-Как отмечают масленицу?
Слайд
-Какой образ весны встает перед нами? (это прежде всего цветы, зелень, возрождающая жизнь).
-Мы сегодня слушали и пели о пастушке. А кого мы знаем из осетинских нартов, кто бы играл на свирели? (Ацамаз)
Слайд
Начинают таять вековые глетчеры, реки выходят из берегов, обнаженные склоны покрываются зелеными коврами, на лугах появляются цветочки. Среди них порхают бабочки. Медведи пробуждаются от зимней спячки.
-Давайте мы послушаем небольшой отрывок из сюиты Д.Хаханова «Ацамаз и Агунда»
Слушание
-Чем пронизана эта музыка?(солнцем, радостью, песней)
-Какая рисуется картина весны? (сила солнца)
Вывод: воплощение народной мечты о справедливости, свободной, радостной, и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы, законов жизни людей это и есть проявление народного искусства.
И в завершении, если наши герои проявляют весну, то завершим наш урок песней Л.Цаллаговой «Золотой лучик»