Формирование коммуникативных УУД посредством технологии развития критического мышления. Из опыта работы.


Развитие творческих способностей учащихся посредством применения методов эвристического обучения Проблема Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности.Определение совокупности педагогических условий, обеспечивающих активизацию творческой деятельности учащихся. Основная цель педагогической деятельности Создать условия для проявления учащимися творческих способностей; для развития самостоятельности в освоении знаний и умений. Ведущая идея опыта Формы и методы обучения должны обеспечивать развитие активной мыслительной, практической, коммуникативной деятельности учащихся. Одним из методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность является эвристический метод. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методика обучения, основанная на открытии или догадке; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности. Сократ Я.А. Коменский Хуторской А.В. Основоположник эвристической беседы Различные аспекты эвристического обучения. Эвристическое обучение в современной дидактике Система эвристического образования формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (постановка учащимися проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач); учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности. Классификации методов эвристического обучения Оргдеятельностные Креативные Когнитивные Задания когнитивного типа Научная проблема.«Восстановление» истории.Разнонаучное познание.Исследование.Общее в разном.Структура.Доказательство. Задания креативного типа Сделай по-своему.Учебное пособие. Изобретение.Сочинение.Составление.Изготовление. Задания оргдеятельностного типа Цели.Планы.Выступление.Рефлексия.Оценка. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. В решении творческих задач проявляются творческие способности.С целью определения уровня творческих способностей у учащихся была проведена диагностика (Тест основан на разработке Х.Зиверта) Творчество - деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. При разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель должен учитывать: общий уровень развития ученического коллектива;возрастные особенности учащихся; личностные особенности учащихся;специфические черты и особенности учебного предмета. Конкурс «Мы за пожарную безопасность!» Конкурс «Славен Дон» «Под защитой святой Богородицы» «Казачья хата детьми и куклами богата» Объединение «Планета творчества» Внеурочная деятельность Конкурс «Девица краса» Сотрудничество со школьным краеведческим музеем «Отчизна» Творчество - самый мощный импульс в развитии детей. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, которую не всегда ощущают в себе ученики. Задача учителя – развить творческие способности ученика. Вывод Литература Выготский Л.С., «Педагогическая психология», М.: Педагогика-Пресс, 1996 Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 1998Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000