Использование видеосюжетов на уроке немецкого языка
Методические рекомендации по работе с видео на уроке иностранного языка
Обучение с помощью видеофильма приносит наибольшую пользу, если учитываются следующие критерии отбора видеоматериалов:
- дикторский текст (в диалогической и монологической формах) составлен на базе специально отобранных речевых единиц;
- фонограмма содержит не более 2-3 % нового лексического материала и имеет образцовую запись воспроизведения речи;
- соблюдается правило одной трудности: в лексический материал включается в знакомые речевые образцы, а новый речевой образец наполняется известными словами;
- во время тренировочных упражнений соблюдается постепенное нарастание трудностей;
- речевой материал делится на небольшие дозы (части) и отрабатывается поэтапно;
- система обратной связи поддерживается на протяжении всего урока: немедленное подкрепление (коррекция) осуществляется в виде правильного эталона (ключа).
Кроме того:
1. Предлагаемый материал должен быть доступен, прост (не загроможден лишними деталями) и понятен.
2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый демонстрационный материал оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.
3. Обязательное подкрепление демонстрации речью, речевое постижение и осмысление предмета разговора способствует адекватному восприятию и пониманию.
4. Использование цветового разнообразия облегчает восприятие.
Требования к съемке и сюжету
а) изображение и звук должны быть четкими и качественными;
б) необходимо наличие вспомогательного материала, который помогает учащимся понять ситуации или разобраться в проблеме;
в) должна прослеживаться четкая связь между сюжетом и содержанием диалогов в сценах.
Требования к речи и языку персонажей:
а) речь должна прослушиваться ясно, без посторонних и фоновых шумов;
б) речь должна быть достаточно четкой и не слишком быстрой;
в) необходимо, чтобы выговор, акцент или диалект говорящего был понятен учащимся.
г) язык должен быть современным, соответствующим требованиям и нормам литературного языка из тех областей, с которыми чаще всего придется сталкиваться учащимся (однако, во многих случаях данный выбор определяется задачей урока);
д) необходимо наличие естественных пауз между высказываниями;
е) жаргонные выражения и восклицания должны быть достаточно короткими и не слишком сложными для понимания;
ж) текст не должен быть перегружен новыми словами, выражениями и незнакомыми жестами.
Требования к длительности и содержанию сюжетов:
а) сюжеты должны занимать не более 10 - 15 минут или делиться на смысловые отрезки, которые можно повторять по несколько раз за период урока;
б) все отрезки должны иметь законченный сюжет.
в) ситуации должны быть типическими, такими, которые могут встретиться учащимся на практике;
г) хорошо, если сюжет может быть впоследствии пересказан учащимися в виде законченного рассказа, с которым можно работать далее в других формах;
д) для урока могут быть выбраны учебные, художественные, рекламные фильмы, передачи новостей и другие сюжеты.
Эффективность использования видеофильма при обучении говорению зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения. В структуре видеозанятия выделяются три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.
1. «Vor dem Sehen» (преддемонстрационный этап).
На этом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста и трудности понимания содержания. Далее проводится работа по введению и закреплению новых слов. Для преддемонстрационного этапа характерен также анализ функциональных типов используемых в тексте высказываний. Кроме того, на данном этапе осуществляется проверка понимания ранее изучаемого лексического и грамматического материала, и анализируются непривычные для обучаемых аутентичные разговорные формулы, лингвострановедческие реалии. И, наконец, формируется социально - психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания фильма (эпизода). Здесь снимаются возможные трудности понимания путем применения приемов отработки техники чтения и выборочного аудирования отдельных фрагментов звукового сопровождения фильма. Именно на этом этапе стимулируется интерес учащихся к просмотру видеофильма, к обсуждению темы, предлагаемой видеофильмом. Для этого организуется творческая работа, в ходе которой учащимся предлагается придумать свои названия фильмов по заданной теме, сделать прогнозы о содержании видеосюжета и т.д.
2. «Wдhrend des Sehens» (демонстрационный этап).
Демонстрация самого фильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью зрителей - обучаемых. Им можно предложить программу управления восприятием фильма в форме аннотации, схем сценария, тезисов, опорных слов. Учащиеся могут также делать записи, пометки к тексту фильма. Вместе с тем можно рекомендовать задания на установления характера сочетания звукового и зрительного ряда: определить, например, какие высказывания звучат на фоне демонстрации тех и ли иных событий в кадре; отметить демонстрируемые в фильме реалии и соответствующие им речевые высказывания. При просмотре рекомендуется проводить следующие виды работ:
а) проверка предположений, высказанных учащимися перед демонстрацией сюжета;
б) упражнения на поиск информации при повторном просмотре;
в) работа с отдельным сегментом.
3. «Nach dem Sehen» (последемонстрационный этап).
На данном этапе проверяется эффективность использования в процессе просмотра фильма предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма обучаемыми, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств. Целесообразно использовать вопросно-ответную работу, драматизацию, ролевое воспроизведение текста (особенно диалогов), последующее озвучивание фильма, воспроизведение и реализацию показанных в фильме ситуации обобщения, их расширение, дополнение, перенос на ситуации обыденной жизни учащихся.
Успешное участие в общении требует умений общаться во всех возможных его формах или режимах: у - у, у - У, У - группа, у 1 - у 2, т.д. Фактически все упражнения как взаимодействие обучающихся в любом режиме имеют в своей основе либо установление отношений, либо "интервью" (расспрос), либо планирование совместных действий, либо воздействие - побуждение, либо обсуждение результатов деятельности, либо дискуссию.
Этапы работы над видеофильмом и задания к ним
№
п/п
Название этапа
Упражнения
1
«Vor dem Sehen» (демонстрационный этап)
введение в содержание через изображение без звука по картинке;
введение в содержание через звуки без изображения (шум, музыка);
введение в содержание в содержание через ряд картинок, фотографий;
построение ассоциограммы, коллажа и др.
2
«Wдhrend des Sehens» (демонстрационный этап)
заполнение таблиц;
вставка пропущенных букв, слов;
нахождение лишнего;
правильно/неправильно;
закончить предложение;
соединение части слова, предложения;
и т.д.
3
«Nach dem Sehen» (последемонстрационный этап)
пересказ содержания от своего лица, лица героя;
описание героя;
инсценировка;
текст с пропущенными словами, буквами;
заполнение таблиц;
высказывание предположений о том, как еще могла закончиться история, др.