Использование видеосюжетов из кинофильмов для обучения умению аудирования на уроках английского языка
Михайлец Евгения Александровна, учитель английского языка
МБ НОУ «Гимназия № 62»
План-конспект урока
Использование видеосюжетов из кинофильмов для обучения умению аудирования на уроках английского языка.
В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения иностранному языку как средству межкультурного общения, как инструменту взаимообогащения народов, стран, континентов, как способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, осмысления себя гражданами своей страны и членами мирового сообщества.
В контексте новых подходов к обучению использование видеосюжетов на уроках иностранного языка позволяет нагляднее познакомить учащихся с культурой, особенностями менталитета жителей страны изучаемого языка. В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком проблема аудирования все больше привлекает внимание методистов. Ведется серьезный теоретический поиск в изучении этого сложного процесса. Несмотря на использование видеоматериалов в учебном процессе по иностранным языкам, наличие большого количества видеокурсов по иностранным языкам, их разнообразие, методика работы с видеоматериалами еще недостаточно систематизирована. Необходимо разработать критерии их отбора, принципы классификации, методику работы с ними, включая упражнения и задания для эффективного их использования.
Выбранный для аудирования фрагмент состоит из одного эпизода продолжительностью по 3 минуты. Методическая разработка предназначается для 9 класса, но ее также можно использоваться и в 10 классах средней школы при наличии схожих тем.
На основе учета теоретических методических и психологических положений по обучению аудированию нами были разработаны методические указания по работе с видеофрагментом из фильма «Дьявол носит Prada».
Учащиеся получают поурочные упражнения, задания, а также вопросы для обсуждения эпизода.
Работа с фильмом определяется той методической задачей, которая ставится перед ним, - служить средством развития умения аудирования.
Практическая задача:
Практиковать учащихся в аудировании аутентичного текста с опорой на наглядность для повышения уровень понимания.
Развивающие задачи:
Развивать умения анализировать, сравнивать, развивать память
Воспитательная задача:
Воспитывать бережное отношение к дружбе, толерантность к окружающим людям.
Образовательная задача:
Проинформировать учащихся о жизненных ситуациях и проблемах, которые имеют школьники в странах изучаемого языка.
Систематическая работа с видеосюжетом реализует модель комплексного упражнения в аудировании. Работа с фильмом включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и постдемонстрационный.
Преддемонстрационный этап (Before Watching)–
Этап, на котором происходит подготовка учеников к восприятию видеофрагментов. Введение в тему проводятся в форме беседы с использованием иллюстративного материала. На данном этапе снимаются языковые трудности: учитель семантезирует незнакомую лексику, которая может усложнить понимание аудиотекста. Осуществляется проверка понимания ранее изученного лексического и грамматического материала. Анализируются непривычные для обучаемых аутентичные разговорные формулы, лингвострановедческие реалии. Формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания кинофильма.
При работе над видеофрагментами на этом этапе были использованы следующие задания:
Вступительная беседа (краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику фильма):
Данное задание основано на том, что учитель рассказывает предысторию того события, которое должно произойти в видеофрагменте. Это помогает ученикам лучше разобраться в ходе фильма, спрогнозировать развитие сюжета.
До начала демонстрации учителю следует выяснить, правильно ли учащиеся понимают название фильма или фрагмента. Очень важно, чтобы учитель семантизировал незнакомую учащимся лексику.
Учитель предлагает ученикам определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку учащиеся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы, которые, как он знает, в фильме освещены.
Использование иллюстраций:
Учитель предлагает учащимся догадаться о примерном содержании фильма по иллюстрациям. Учитель подготовил картинки следующим образом, чтобы учащиеся, смогли предугадать тему видеосюжета до начала его просмотра. Ученики должны были сказать, что происходит на данных картинках, описать изображенные ситуации.
Работа с незнакомыми словами:
На данном этапе была проведена работа над незнакомыми словами и словосочетаниями. Учитель объяснил слова, которые могли вызвать трудности: аутентичные разговорные формулы, названия, сокращения.
Не следует работать с учащимися над теми незнакомыми словами и словосочетаниями, которые могут быть поняты ими из ситуативного контекста, и не влияют на понимание сюжетной линии кинофрагмента. С одной стороны это развивает у учащихся языковую догадку, а с другой – способствует преодолению боязни встречи с незнакомыми словами в понятном контексте.
Обсуждение вопросов/утверждений до просмотра
Перед непосредственным показом фильма обучаемым были предложены вопросы по содержанию, вопросы и варианты ответов к ним для выбора обучаемыми, задания на определение последовательности и динамики поведения и взаимодействия персонажей, задания на оценку и характеристику содержащейся в фильме информации.
Безусловно, определить правильность ответа можно было только после просмотра, но можно предвосхитить события, используя догадку.
После такого упражнения даже скептически настроенные ученики слушали внимательнее, ведь дело уже касалось не просто текста, но и их прозорливости. Задание стало личностно значимым.
Демонстрационныи этап (WhileWatching)
Демонстрация видеофильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых.
Во время первого просмотра ученики выполняют задания на общее понимание текста, которые были даны им на преддемонстрационном этапе.
Главной задачей этого этапа является практика в аудировании. Контроль заданий на общее понимание текста включает в себя проверку ответов на задания.
Одним из заданий является упражнение на множественный выбор, в котором учащиеся должны правильно выбрать один правильный вариант из трех предложенных.
После проверки заданий на общее понимание текста, учащиеся получают задание на детальное понимание текста, и просматривают видеофрагмент второй раз, выполняя задание. После просмотра видеофрагмента проводится контроль заданий на детальное понимание текста.
Этот контроль включает в себя ответы учеников на вопросы со свободно формулируемым и развернутым ответом, к которым не было дано вариантов ответов. Отвечая на данные вопросы, ученики показывают детальное понимание видеотекста.
На этом этапе развиваются аналитические особенности учащихся.
Постдемонстрационный этап (After Watching)
После определения детального понимания текста, ученикам было предложено на основе просмотренного фрагмента обсудить тему, непосредственно касающуюся данного видеофрагмента.
Ниже приводится план-конспект урока. Сюжет для обучения аудированию был апробирован в 9 классе.
План-конспект урока
Тема: A job interview
Задачи урока:
Практическая – Практиковать учащихся в аудировании с общим и детальным пониманием текста по теме «Job interview»
Воспитательная — воспитывать толерантное отношение к собеседнику
Образовательная – ознакомить учащихся с ходом проведения собеседования при приеме на работу
Развивающая – развивать аналитические способности учащихся
Оснащение урока: учебник английского языка «Enjoy English» для 9 класса, проектор, компьютер, мультимедийная презентация.
Этапы урока, деятельность учителя и учеников можно рассмотреть в таблице 1.
Таблица 1. Ход урока
Этапы
Урока
Время наэтап Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Режим работы
1.
Организационный момент
2. Развитие умения аудирования с общим пониманием текста 1 min
2 min
4 min
2 min Good morning, children!
S: Good morning, teacher.
I’m glad to see you.
S: We are glad to see you
Today we are going to discuss the topic «A job Interview» and watch the video fragment from the film « The devil wears Prada ».
Now look at the pictures on the screen.
What is happening in these pictures?
S1: People go through a job interview.
S2: they are nervous
S3: One man looks like he has got a good job!
T: yes, you are quite right. Today we will listen to the job interview of Andy Sacks. Look at the
words and phrases: they can help you to understand the situation better. (учитель раздает бланки с заданиями)
What do these words mean, do you know?
Human Resources – the department in a company that deals with employing, training, and helping people (отдел кадров)
Runway – the name of the magazine in this film.But the Runway itself is a long narrow part of a stage that stretches out into the area where the audience sits. Models usually walk the runway. (подиум)
a sense of fashion – the sense that helps people to choose fashionable clothes or things.(чувство моды)
the Daily Northwestern – the newspaper of the university, where Andy Sucks was studying.
Now watch the video and answer the questions:
•Where is the action laid?
a)In Paris b) in New York c) in London
•Andy wants to get the job of
a)Assistant b) model c) journalist
•What is “Runway” about?
a)Stars b) fashion c) beauty Ученики
Здороваются с учителем и получают информацию об уроке
Фронтальная работа
Ученики смотрят на картинки и описывают то, что видят на них
Фронтальная работа
Учитель семантизирует неизвестную лексику
Ученики получают задание и во время первого просмотра выполняют его. Учитель включает видеофильм.
Индивидуальная работа
Продолжение таблицы 1
3. Развитие умения аудирования с детальным понимание текста
2 min
5
min•Andy finds herself
a)Glamorous b) smart c) beautiful
Ok, we have already watched the fragment and now let’s answer the questions.
-Where is the action laid on?
S1:The action laid on in New York.
T: Agree with Kate?
S2: Yes
-Andy wants to get the job of…
S3: Journalist
T: Sure?
S4: No, She wants to get a job of Assistant.
-What is this magazine about?
S5: This magazine is about fashion
-Andy finds herself…
S6: Andy finds herself smart.
And now let’s watch the video once again and after it answer please the questions.
•Does Andy know anything about Runway? Why do you think so?
•How does the employer behave?
•Why doesn’t Andy fit there?
•What do you think, will Andy get the job?
Ok, you have coped with the task perfectly well. And now answer the questions of the second watching.
•Does Andy know anything about Runway? Why do you think so?
S6: No, she doesn’t. She hasn’t even known the main editor Mrs. Priestly.
•How does the employer behave?
S7: The employer behaved as if she saw something strange, that didn’t belong to her world.
•Why doesn’t Andy fit there?
S8: Andy doesn’t fit there, because she is not from a world of fashion. She doesn’t know much about fashion and didn’t pretend to look like she knew anything.
•What do you think, will Andy get the job?
S9: I hope she will, because I think that the employer was shocked seeing Andy and it would be a cool experiment to do a fashionable woman from Andy Sacks. Ученики получают следующее задание и смотрят видеофрагмент второй раз. Индивидуальная работа
Ученики проверяют, правильно ли они выполнили задания во время аудирования.
Фронтальная работа
Практика диалогической речи 3 min
S:10 I also hope that she will get a job, because the world of fashion needs such clever person as Andy Sacks.
Ok, thank you. And what about you, would you like to get a job in a fashion magazine? And why? Discuss it with your partner.
Ученики обсуждают в парах, хотели бы они или нет работать в журнале мод и почему.
Работа в парах
Окончание таблицы 1
После просмотра видеосюжета ученики имели возможность высказать свое мнение, обсудить данную проблему и ее выход в реальную жизнь.
Просмотр видеосюжетов может явиться основой для развития умения говорения.
Еще одним вариантом перехода на другую деятельность было задание написать эссе на тему, соотносящуюся с темой видеосюжета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абаимова Т.В. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе // Английский язык в школе. - 2012. - №4. - С. 45-49.
Александров К.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // ИЯШ. – 2011. - №5. - С. 41-44.
Банкевич Л.В. Использование видео в старших классах. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1984. – 280 с.
Белкова М. М. Использование ИКТ на уроках иностранного языка // Английский язык в школе. – 2009. - №2. - С. 37 – 42.
Богатырёва М.А. О зарубежном опыте использования ИК-технологий на уроках иностранного языка // Английский язык в школе. – 2011. - №1. - С. 73-79.
Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // ИЯШ. – 1981. - №5. С. - 32-36.
Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие / Н.И. Гез, М.В Ляховицкий., А.А. Миролюбов – М. : Высшая школа, 1982. – 373 с.
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебники и учеб. пособия для высшей школы / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : Академия ИЦ, 2009. – 334 с.
Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // ИЯШ. – 1977. - №1. - С. 18 - 22.