Роль ПМПК в организации и сопровождении образовательного процесса.

Роль ПМПК в организации и сопровождении инклюзивного образования
Значительная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в создании системы инклюзивного образования принадлежит психолого-медико-педагогическим консультациям, которые  являются начальным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Первое направление это выявление нарушений психофизического развития у детей[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школьному возрасту сократить количество детей с ОВЗ до 30[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] существенная проблема – сама организация коррекционно-развивающего обучения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вариативных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] условий обучения и воспитания с учетом их психофизических особенностей.
В связи с этим, изменились основные функции деятельности ПМПК, а значит, и цель комиссии сегодня – не комплектование специальных коррекционных классов и групп, а подготовка рекомендаций по оказанию помощи и определению специальных условий обучения ребёнка с ОВЗ, выбор оптимального маршрута, подбор и описание условий для адаптации в рамках этого маршрута.
При этом выделяются новые задачи деятельности ПМПК, связанные непосредственно с опытом инклюзивной практики:
Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение инклюзивного типа;
Выбор формы инклюзивного образования: в ППМС-Центре, структурном подразделении ДОУ, инклюзивном классе СОШ, диагностическом классе СКОШ, школы надомного обучения, учреждении дополнительного образования и т.п.;
Выбор оптимального уровня включения в среду обычных сверстников – частичная интеграция, полная интеграция, интеграция в рамках дополнительного образования и т.д.
Определение условий, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;
Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ;
оценка динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательные учреждения (совместно со специалистами ПМПк ОУ);
участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей.
Как видно, теперь задачей ПМПК является не только оценка особенностей и уровня развития ребёнка, но и видение его ресурсов, видение его дефицитов и понимание механизмов психического дизонтогенеза. Т.е. специалисты ПМПК должны спроектировать прогноз! В соответствии с ним, будут прописаны те или иные условия включения в обучение. А значит и сами специалисты ПМПК д.б. полифункциональными (каждый!), обладать знаниями дефектологии, основ генетики, спец. психологии, неврологии развития, психопатологии детского возраста, основ психологии семьи проблемного ребёнка.
Результатами проведения ПМПК является определение образовательного маршрута и условий пребывания ребенка.
Среда включения: в какое именно учреждение его подразделение направляется ребёнок (тип ДОУ, рекомендуемая группа: группа кратковременного пребывания «Особый ребенок»; инклюзивная группа – комбинированного типа). Для детей школьного возраста: тип школы - СОШ с инклюзивными классами или группами; школа надомного обучения; СКОШ (диагностический класс); учреждение дополнительного образования.
Определяются и условия пребывания ребенка, и здесь чётко прописывается:
объём включения: на несколько уроков или полное включение на всю учебную неделю, или во вторую половину дня, т.е. указывается степень интеграции в среду обычных детей;
рекомендуемая программа: спец. коррекционная, либо адаптированная образовательная программа;
какова потребность в специальном оборудовании;
потребность в сопровождении тьютором; направленность коррекционной работы специалистов сопровождения; рекомендуемый режим занятий и консультаций; срок повторного обращения к специалистам ПМПК.
Прописываются и сами специалисты сопровождения: и это не только специалисты, работающие в ОУ. Не секрет, что всё чаще у детей, обучающихся по специальным коррекционным программам наблюдается нарушение поведения. И без помощи врача-психиатра здесь не обойтись. Значит в рекомендациях он должен прописан, как обязательный специалист сопровождения.
Условиями успешной деятельности ПМПК является наличие как формальной базы данных по учреждениям образования района, реализующим различные формы инклюзивного образования или помощи детям с ОВЗ, так и неформальные связи со специалистами этих образовательных учреждений, что значительно облегчает выбор конкретного ОУ для ребенка. Ребёнок должен направляться именно в то учреждение, где будут реализованы те условия, которые прописаны в образовательном маршруте. Специалисты ПМПК осуществляют непосредственную связь с координаторами по инклюзивному образованию в ОУ и имеют представление о наличии мест в различных подразделениях и специфике комплектования инклюзивных групп и классов.
Для эффективной деятельности ПМПК необходима информация об организациях здравоохранения и учреждениях системы социальной защиты населения, реализующих свои программы по работе с детьми с ОВЗ, а также данные о негосударственных, некоммерческих организациях и фондах, центрах, других организациях. Только в этом случае деятельность ПМПК перестает быть формализованной и оторванной от реальной ситуации, а учитывает укладность и опыт каждого учреждения, наличие соответствующих ресурсов и позволяет гармонизировать процесс включения ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение.












15