Развитие управленческих компетенций учителя как ресурс повышения качества образовательного процесса в условиях ФГОС
4000302260center5.11.2015
33000950005.11.2015
28670251657350«Развитие управленческих компетенций учителя как ресурс повышения качества образовательного процесса в условиях ФГОС» Подготовила: Кравченко А.В.
Ессентуки - 2015
00«Развитие управленческих компетенций учителя как ресурс повышения качества образовательного процесса в условиях ФГОС» Подготовила: Кравченко А.В.
Ессентуки - 2015
Тема педсовета:23737009408795450000
Учитель есть надобщественное явление!
Учитель – направляющая сила общества,
путь, по которому он ведёт общество,
черпает он не столько из внешних установок,
а из весьма глубинных внутренних истоков.
Оттуда идут импульсы, которые питают наше
чувствознание и убеждение, нашу совесть
и преданность, нашу мудрость и веру.
Шалва Александрович Амонашвили
Во все времена решающая роль в образовании и воспитании подрастающего поколения отводилась учителю, от его управленческой компетентности, культуры, умения устанавливать отношения, управлять учебным процессом зависели благополучие и успехи учеников. Роль управленческой и профессиональной компетентности велика не только в жизни педагога и его учеников, но и в жизни любого человека.
В России долгое время понятие «управление» интерпретировалось как административная деятельность, ограниченная предписаниями, директивами, приказами. В сфере управления образованием был аналогичный подход. Управленческий персонал образовательных учреждений рассматривал преподавателей только как исполнителей управленческих решений. Современный же педагог является менеджером образовательного процесса. Он всегда выступает как субъект или объект управления.
Цель методической работы современного учителя - организация современного качественного образовательного процесса на уроке через развитие управленческих компетенций учителя.
Основные направления работы:
Нормативно - правовая база методической работы
Инновационная деятельность педагога
Управленческие компетенции учителя
Создание здоровьесберегающего пространства на уроке
Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности
Компетентность - владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним. (А.В.Хуторской и др.)
Таким образом, получается, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности. Тогда логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции.
Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развитию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
Рефлексивная компетенция,т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
Мы подробнее остановимся на управленческой компетенции.
Одним из первых проявлений управленческой деятельности педагога стал контроль — выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучаемых. Еще Н.И. Пирогов указывал в своих трудах на «необходимость систематической проверки знаний, их учета, отметил роль самостоятельной работы учащихся в обучении». Для следующего этапа становления и развития управленческой деятельности педагога характерно внедрение планирования в учебный процесс, применение принципов научной организации труда в педагогической деятельности, что означало расширение сферы управленческой деятельности. Внедрение педагогических технологий в практику обучения выявило необходимость включения управляющего воздействия в контекст обучающей деятельности. Высшим уровнем педагогического мастерства является овладение методами педагогического менеджмента, который является самостоятельной сферой научных знаний и представляет собой совокупность принципов, средств и технологий управления процессом психического и социального развития человека в целостном педагогическом процессе.
Рис. 1. Этапы развития управленческой деятельности педагога
Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем предмет, способном объяснить новый материал и организовать свой труд, но и умеющем грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Соглашаясь с В. С. Лазаревым, мы подразумеваем под управленческой работой учителя "непрерывную последовательность действий учителя, в результате которых формируется и изменяется образ ученика (или коллектива), устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия"
В образовательном учреждении выделяют два основных уровня управления: руководство образовательным учреждением и управление образовательным процессом по преподаваемой дисциплине. Целью первого уровня управления является обеспечение продуктивной деятельности образовательного учреждения через развитие и саморазвитие творческого потенциала профессионально-педагогических кадров. Целью второго уровня является осуществление оптимального управления процессом обучения при максимальном раскрытии и развитии творческих возможностей и способностей каждого учащегося.
Объектами управленческого воздействия педагога являются: личность обучаемого, группа обучаемых, процесс обучения. Предметом управления является информация, которую педагог-менеджер использует для решения и для изменения управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда педагогов-менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результатом педагогического менеджмента является качество обучения.
В соответствии с требованиями общей теориии управления учителю для реализации функций управления познавательной деятельностью учеников предстоит пройти ряд этапов.
Этапы управления познавательной деятельностью
Определение целей
Выявление исходного состояния управляемого процесса
Формирование программы с использованием средств и способов подачи информации, влияющие на познавательную деятельность школьников
Контроль уровня усвоения материала
Соответствие полученного результата поставленной цели
В процессе реализации управленческих действий учитель намечает программу проведения проблемно-ориентированного педагогического анализа; определяет порядок поиска, сбора, переработки, использования, хранения информации; распределяет права, обязанности и полномочия его участников; изыскивает ресурс для изменения процесса, оценивает результативность анализа на основе уточнения причинно-следственных связей; обеспечивает формирование базы данных в заданном технологическом режиме, устраняет негативные отклонения. Итак, управленческий характер деятельности учителя –это функции, ориентированные на развитие, обучение и воспитание личности. Следовательно, как будет управлять учебно-воспитательным процессом учитель- таков будет результат образованности ученика.
Проблемы учителей, проявляющиеся при реализации управленческих функций
Проблема учителя Виды деятельности, направленные на
решение соответствующих проблем
Учитель планирует деятельность не от целей, а от количества часов и содержания предмета. Освоение технологии планирования от конечной цели (модульной технологии планирования).
При анализе, планировании и организации образовательного процесса учитель «не видит»проблем» ученика. Освоение приемов и технологий определения структуры познавательной сферы учащихся; использование приемов уровневой дифференциации и индивидуализации учебного процесса.
Учитель планирует либо деятельность ученика, либо собственную, но не совместную Освоение приемов проектирования целей для ученика в форме диагностируемых результатов, а для учителя – в видах управленческой деятельности.
Учитель не видит ситуативных микроизменений, происходящих с учащимися на уроке, с трудом отходит от запланированного. Освоение приемов рефлексивного анализа состояния класса как средства управления учебным процессом.
В работе учителя преобладает монологический тип общения. Освоение и активное применение приемов эффективного общения: диалога, полилога; изучение и грамотное применение приемов НЛП, разработанных специально для школьной практики
Таким образом, анализ работ педагогов-практиков в периодической литературе показал, что выделенные проблемы характерны для учителей самых различных школ и отражают не специфику школы, а веление времени, востребованного учителя, работающего не в рамках рецептурной, но в пространстве концептуальной педагогики.
Чтобы избежать подобного, необходимо работать в тандеме с учащимися, учитывая их индивидуальные способности, использовать на уроках дедуктивный метод обучения. Это развивает когнитивные способности учащихся, заставляет их мыслить, думать, рассуждать, повышает интерес к изучаемому предмету. Ведь основная задача учителя-упраленца – скоординировать процесс обучения, используя дифференцированный контроль знаний и умений учащихся, учитывая их индивидуальные способности.
Для оптимизации работы по управлению качеством результатов образовательного процесса, как для учителя, так и для заместителя руководителя ОУ можно завести управленческую папку учителя (раньше мы называли такие папки МЕТОДИЧЕСКИМ ПАСПОРТОМ). Он представляет собой папку с файлами, в которой обязательны три раздела:
Мониторинг качества работы учителя: мониторинг качества уроков по одной заданной форме, что позволяет увидеть динамику качества уроков у одного учителя, результаты анализа срезовых работ в текущем году и страница-грамот и достижений учителя. В условиях перехода к новой системе оплаты труда, когда педагог будет получать надбавки к заплате «за качество», ведение такой страницы в управленческой папке поможет провести адекватную самооценку собственных достижений.
Утвержденное в МО тематическое планирование с указанием сроков изучения тем, зачетных работ, плановых экскурсий.
Мониторинг результативности обучения учащихся по предмету.
В конце папки необходимо оставить три-четыре пустых файла, куда в течение года будет помещаться информация, имеющая управленческий характер: памятки с педагогических советов, планы, программы и справки ВШК, касающиеся данного учителя.
«Называют неврастенией, — писал Хемингуэй, — когда человеку плохо... Бык тоже неврастеник на арене, а на лугу он здоровый парень».
Я желаю, чтобы результаты работы по развитию управленческих компетенций помогли возделать такой образовательный «луг», где не будет неврастеников не только среди детей, но и среди учителей. Ибо только счастливый человек может обучить и воспитать счастливого человека. А в личном счастье каждого из нас немаловажную роль играет наш профессиональный успех.
Благодарю за внимание!
Список использованной литературы
Зимина Е. Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.08: / Зимина Елена Юрьевна..– Екатеринбург, 2004.- 172 c.
Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. – СПб.: прайм –Еврознак, 2007.– 576 с. – (Психология – лучшее) ISBN 978-5-93878- 432
Селиверстова М. В. Управленческая и профессиональная компетентность педагога [Электронный ресурс] / М.В.Селиверстова //«Актуальные проблемы образования и науки»: материалам научно- практической конференции VII Знаменские чтения СурГПУ, 2008