Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Вводная часть.
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.cio.arcticsu.ru%2Fprojects%2Fpr2004%2Fmetodika.htm&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5&l10n=ru&sign=56c40d7f77a3b3d54dce4df27cb7d919&keyno=0" \l "YANDEX_6" Проанализировав различные методики обучения, можно прийти к выводу, что, обучать детей труду, всех одинаково нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, который в определенной степени позволяет решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету, способствует коррекции мыслительных процессов с практическими действиями через анализ и синтез, сравнения прообраза изделия с тем, что получилось в итоге.
Зачем этот метод нужен мне, как учителю - не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Зачем этот метод нужен ученику - возможность делать что-то интересное самостоятельно, используя индивидуальные творческие возможности и приобретённые знания и умения.
Описание системы работы.
Метод проекта в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова).
Для учащихся бывает очень сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Поэтому для успешной реализации проектной деятельности я переработала модель и структуру на данную категорию детей. И нашла свою траекторию обучения на уроках трудового обучения в коррекционной школе.
Этапы работы над проектом
Каждый этап проекта оформляется документально в альбомах или тетрадях.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Выбрать тему проекта ученики сами не могут, поэтому выбор тематики проекта определяется педагогом.
Действие учителя Действие ученика
Учитель создаёт проблему или сюжетную информацию (почему? и зачем?) тем самым формирует мотивацию ученика. Ученик вживается в ситуацию, определяет цели и задачи.
Выбор. Анализ прототипов.
Действие учителя Действие ученика
Учитель предлагает возможные варианты и способы решения (что? чем?) Ученик анализирует и выбирает наиболее подходящее изделие.
Как будут выполнять изделия? Технологическая последовательность.
Действие учителя Действие ученика
При необходимости учитель даёт новые знания, консультирует учащихся.
Работает самостоятельно:
выбирает необходимые инструменты, приспособления, материалы, способы обработки. Составляет план изготовления изделия.
Что получилось? (рефлексия деятельности)
Действие учителя Действие ученика
Учитель обобщает результат, оценивает умения. Ученик демонстрирует изделие, делает анализ, выделяет положительные и отрицательные моменты в работе, просчитывает себестоимость изделия и сравнивает со стоимостью в магазинах.
Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в том, чтобы подтолкнуть ребенка к творческому применению своих индивидуальных возможностей. Заключительный этап проекта – это защита.
Защита проекта может быть: участие в различных конкурсах, выставках детского творчества, показ мод, выступление на родительских собраниях или на итоговом уроке по трудовому обучению.
Заключение.
Что мне дал метод проекта:
обучить детей находить некую значимую для них проблему и решить путём приобретённых знаний и умений
развивать творческие способности и применять их на практике
развивать мотивационную сферу
формировать и совершенствовать трудовую культуру общения и социального поведения
обучить детей мыслить, планировать свои действия
ответственно относится к выполнению своей работы
оценивать результаты своего труда и труда товарищей
Учащимся интересно заниматься практической деятельностью на уроке технологии. Тем самым повышается эффективность обучения по предмету.
24137589643Результаты выпускных экзаменов по учебно-трудовой деятельности (швейное дело)
1 место – в VI зональном конкурсе «Профессиональное мастерство (швейное дело)» г. Очёр 2013г.
Районный конкурс «Стиль года – 2014» номинация «шитьё» – диплом 2 степени.
3 место – в VII зональном конкурсе «Профессиональное мастерство (швейное дело)» г. Очёр 2015 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ.