Обобщение опыта по теме Роль метода проектов в достижении личностных и метапредметных результатов обучения
Л.Ю. Гилёва,
учитель английского языка
· МАОУ СОШ № 2 п. Бобровский,
Сысертский ГО
Роль метода проектов в достижении личностных и метапредметных результатов образования в условиях реализации ФГОС.
( Опыт представлен на Всероссийской научно-методической конференции
« Школьное филологическое образование в условиях реализации ФГОС
г. Екатеринбург, 5-6 апреля 2013 г.)
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения. Приоритет личностно - ориентированной парадигмы в Стандарте второго поколения заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций. Метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней .
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Проектная методика – один из наиболее эффективных способов составить представление об уровне сформированности метапредметных умений обучающихся. Метод проектов позволяет обратить внимание обучающихся на актуальные вопросы и проблемы современной жизни.
Проект представляет собой интерактивную, самостоятельную работу обучающихся над темой или проблемой под руководством учителя, имеющую конечный продукт, который нужно представить и защитить. Конечными продуктами проекта могут быть мультимедийная презентация, постер, проспект, буклет, сценарий, видеофильм, реферат, альбом, доклад, статья, сочинение, рассказ, спектакль и др. Участие в проектах предоставляет обучающимся возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач и включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Таким образом, проектный метод повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает интеллектуальные и коммуникативные способности, раскрывает творческий потенциал обучающегося. В методике преподавания иностранных языков проектирование рассматривается как творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по способу его применения, интеллектуально нагруженная по его содержанию, самостоятельная по характеру добывания знаний, протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений.
Как правило, проекты предлагаются по завершении темы или раздела программы. Обычно для обучающихся 5-6 классов рекомендуют информационные, практико-ориентированные / прикладные и ролевые / игровые проекты, а для учащихся 7-9, 10-11 классов – исследовательские, творческие и практико – ориентированные проекты. В учебно – методических комплектах (УМК) по английскому языку нового поколения, как правило, представлены темы / проблемы и алгоритмы работы над ними. Желательно, чтобы у обучающихся была возможность самим выбрать проблему, над которой они будут работать. В обучении я использую разные виды проектов: игровые, информационные и исследовательские, проекты конкретного социологического обследования, издательские, творческие. По количеству участников проект может быть индивидуальным и групповым. Состав участников творческой группы определяется такими критериями, как уровень обученности английскому языку, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы учащихся и др. В зависимости от планируемого результата (плакат, чертёж, фотовыставка, мультимедийная презентация) его выполнение может занимать одно, несколько занятий или более продолжительный срок. Кроме того, обучающиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей. Проектная работа по иностранному языку имеет некоторую общую структуру, независимо от вида проекта и этапа обучения. Её можно представить следующим образом.
Этапы работы над проектом:
Работа над темой раздела (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, работа с видеоматериалом, др.).
Планирование (анализ темы и проблемы, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов).
Формирование творческих групп (распределение ролей, заданий между членами группы).
Исследование (сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив).
Оформление проекта (рисунки, плакаты, диаграммы, презентации).
6 Презентация проекта (демонстрация результатов работы. Особое внимание уделяется умению рассказать о совместной работе и её результатах на английском языке)
Пример индивидуального проекта
«My Family Tree». Poster Presentation
Начальная школа (3-4 класс)
Тема: «Семья».
Цель: обобщение и повторение лексики по теме.
Навыки и умения: отбор информации, решение коммуникативной задачи средствами изучаемого языка, сбор и обработка информации элементарного уровня.
Продолжительность: 4-5 уроков.
Этапы организации работы по проекту:
1. Информация о проекте, постановка целей, определение сроков и конечного продукта (подготовка тематического постера), обсуждение критериев оценки окончательного продукта и способов его презентации – 1 урок.
2. Подготовка проекта – 1 неделя (10 минут на уроке – консультации учителя, работа над языковым материалом).
3. Презентация проектного продукта – 1 урок.
Школьники готовят постеры с фотографиями своих родственников и делают подписи к ним. В зависимости от уровня обученности учащихся портреты родных и близких могут включать информацию об их увлечениях, предпочтениях и т. д. В классе каждый представляет свой постер с комментариями – простыми предложениями на изучаемом языке. Помочь в подготовке проекта детям может не только учитель, но и родители, их приобщение к процессу изучения ребенком иностранного языка имеет большое воспитательное значение. Постерами можно украсить класс или вестибюль школы, можно установить специальный ящик для голосования за лучший постер и т. п.
4. Обсуждение и оценка деятельности обучающихся.
Примеры групповых проектов
“Endangered animals” Presentation
Основная школа (6-7 класс)
Тема: «Окружающая среда, животный мир».
Цель: развитие навыков монологической речи, развитие умений рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.
Навыки и умения: навыки презентации на английском языке, сбор и обработка информации, в том числе возможен поиск информации в Интернете, работа со словарем, решение коммуникативной задачи средствами изучаемого языка.
Продолжительность: 2 недели.
Обучающихся разбиваю на небольшие группы по 2-3 человека. Каждая группа выбирает животное, находящееся под угрозой вымирания и готовит рассказ о нем (среда обитания, повадки, причины вымирания и так далее) на изучаемом языке. Обязательно предоставление иллюстративного материала. Обучающиеся также могут выступить со своими предложениями по спасению вымирающих видов. Я обычно предлагаю учащимся список литературы, которая есть в школьной библиотеке, и интернет-ресурсы (например, www.kidzone.ws/animals, animal.nationalgeographic.com) для организации поиска информации.
“Touring Australia” Presentation or scenario
Основная школа (10 класс)
Тема: «Travelling», «Australia».
Цель: развитие страноведческих знаний, увеличение их объема за счет новой проблематики речевого общения межпредметного характера, развитие навыков монологической речи.
Навыки и умения: поиск, сбор и обработка информации, работа со справочной литературой, идентификация социокультурных реалий, решение коммуникативной задачи средствами изучаемого языка.
Продолжительность: 2-3 недели.
Обучающиеся готовятся к виртуальному путешествию по Австралии. Одна группа разрабатывает маршрут и готовит справочную информацию для туристов (географическое положение страны, климат и т. п.), другая группа собирает сведения об уникальном животном и растительном мире Австралии, третья – о традициях и культуре коренных жителей страны, четвертая готовит экскурсию по Сиднею или какому-либо другому городу и т. п. В каждой группе предусматривается роль гида, который в увлекательной форме с элементами драматизации проводит экскурсии для туристов. Конечным продуктом данного проекта бывает виртуальная экскурсия по Австралии. Выступления обучающихся сопровождаются демонстрацией наглядного материала. В подготовке данного проекта обучающимся как правило рекомендую воспользоваться следующими сайтами:www.nationalgeographoc.com,www.about-australia.com, www.australian-explorer.com.
“ Eco problems”. Conference. Presentation
Основная школа (7 класс)
Тема: « Думай глобально, действуй локально»
Цель:развитие навыков монологической речи, развитие умений рассуждать о фактах, выражать и аргументировать своё мнение.
Навыки и умения: поисковая деятельность обучающихся по сбору информации об основных экологических проблемах в мире и родном посёлке, навыки презентации на английском языке в виде Power Point и представление их на обсуждение перед классом, создание буклета на экологическую тему.
Продолжительность: 3 недели. Этапы работы над проектом следующие:
Первый этап – Мозговой Штурм.
формулировка проблемы исследования: What comes to your mind when you hear the expression “We are in charge of the planet” or “Eco problems” ;
разбивка предмета исследования на более мелкие подтемы. (Например: ”Forms of pollution” , “Greenhouse effect”, “Global warming”, “Air and water pollution in Вobrovskiy” и т.д.)
формирование инициативных групп и выбор экологической организации, которую будет представлять каждая группа (Friends of the Earth, Green Peace, the World Wildlife Fund);
обсуждение с учащимися возможных источников информации;
разработка плана действия каждой группы и каждого ученика;
анализ возможных трудностей.
Второй этап – Самостоятельная работа групп:
сбор информации каждым участником проекта;
консультации учителя;
тренировка употребления новых грамматических структур: Страдательный залог в настоящем времени (Simple Present Passive) и придаточные предложения реального условия (First Conditional)
обмен информацией, работа в группе;
распределение собранного материала;
формулирование общих выводов по теме;
подготовка творческих отчётов в виде презентаций, публикации по экологическим проблемам.
Третий этап – «Экологическая конференция»
подготовка оборудования к показу работ;
подготовка сценария проведения презентации;
репетиция;
демонстрация результатов работы групп
(презентация проектов проходила в виде выступлений представителей различных экологических организаций);
оценивание работ при проведении данного проекта по критериям: обьем употребления новых ЛЕ по экологической тематике, правильность произношения, умение задавать вопросы и отвечать на них, раскрытие идеи и культура представления результатов группой;
подведение итогов.
При выполнении проекта обучающийся приходит к чёткому пониманию практической ценности владения английским языком, так как английский язык в данном случае используется как инструмент для получения необходимой информации с целью решения определённых социально, профессионально и личностно значимых задач. Очевидно, что владение не только родным, но и ещё одним языком международного общения существенно расширяет доступ к информации как по количественным., так и по качественным параметрам. У обучающегося появляется возможность получать информацию из разнообразных источников, подчас освещающих одни и те же события с различных точек зрения, что помогает критически оценивать информацию. Критическое мышление подразумевает, что, воспринимая внешнюю информацию, ученик оценивает её с точки зрения адекватности / достоверности содержания, релевантности приведённых аргументов, их убедительности и достаточности, а также логичности выводов. Например, при работе над проектом “Globalisation and my country” обучающиеся обращаются к вопросам о том, что такое глобализация, какие предпосылки привели к бурному развитию этого процесса, в какой степени он затрагивает школьника лично, в каких областях нашей жизни (экономике, политике, культурной жизни, быту) он проявляется. Ученик рассматривает проблему не абстрактно, а в тех её проявлениях, которые затрагивают жизнь его страны, города, семьи. Таким образом, происходит осознание себя в контексте “Я и общество, я и мир”, появляется понимание глобальных процессов, которые происходят в мире, а значит, и возможность принять эти процессы и адаптироваться к ним, влиять на них.
Существенное место принадлежит умению определять объём необходимой и достаточной информации, устанавливать последовательность работы с ней, обобщать результаты исследования и делать выводы. При подведении итогов работы я стараюсь дать всем обучающимся возможность выразить своё мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты награждаются аплодисментами и символическими медалями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен труд и творчество. Не следует заострять внимание на ошибках, их можно незаметно зафиксировать и отработать на последующих уроках.
Следует отметить, что работа над проектом проводится не только в рамках урока. Она является частью внеклассной и научно- исследовательской работы. Как правило, эти проекты имеют долгосрочный характер, в работе над ними используется большое количество дополнительного материала. Их презентация и защита проходит на научно-практической конференции или фестивале проектов во время Декады иностранных языков. Темы проектов, над которыми обучающиеся работали в последнее время: "Роль СМИ в жизни общества", "Проблемы молодежи", "Образование в Британии, США и России. Сравнительная характеристика", "Терроризм в современном мире", "Глобализация: за или против?", "Кумиры молодежи", "Как стать успешным в жизни? " и др. Результаты проектной работы участо используются мною на на разных этапах урока, во время дискуссий, в качестве иллюстративного материала.
Отталкиваясь от основных параметров внешней оценки проектов, разработанных Е.С. Полат , я разработала следующие критерии оценивания проекта:
- соответствие заданной теме;
- оригинальность проекта;
-способность каждого члена группы обосновать или быть готовым обосновать -решение группы;
-активность каждого члена группы;
- взаимоподдержка, сотрудничество;
- выполнение всех намеченных группой заданий;
-умение выстроить свой ответ в логической последовательности;
- умение аргументировать свои выводы;
-умение отвечать на вопросы;
- умение задавать встречные уточняющие вопросы;
-аккуратность выполненного проекта;
-использование иллюстративного материала.
Критерии оценивания могут варьироваться в зависимости от целей и контекста.
Практический опыт использования проектов показывает, что данный метод имеет положительные результаты:
Развивается внутренняя познавательная мотивация, что подтверждается возросшим познавательным интересом обучающихся к работе над проектом.
Работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и способностям учащихся (не только одарённые дети стали интересоваться работой над проектом, но и те, кто учится с трудом. Участие в проекте, пусть даже на вторых ролях, повышает их самооценку).
Развивается творческий потенциал обучащихся различных уровней развития.
Расширяется общий кругозор обучающихся и развивается их коммуникативная культура.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что опыт организации проектной деятельности на уроках английского языка, в которой обучающийся выступает субъектом, творцом, учится проектировать и достигать поставленные цели, несомненно, имеет много достоинств и в полной мере способствует формированию личностных и метапредметных результатов в процессе обучения английскому языку.
Использованная литература:
1. Зачёсова Е.В.Метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: doob-054.narod/animals.html/
2. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс].-Режим доступа: itlt/edu.nstu/
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024309-4.