Рабочая программа факультативного курса по химии Сохранение здоровья человека в условиях современного состояния биосферы

Ф-02-ОСН- 39
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ХИМИЯ

Сохранение здоровья человека
в условиях современного состояния биосферы




















г. Бугульма,

2015 г.
Рабочая программа факультативного курса по учебной дисциплине Химия разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и направлена на формирование у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к природе, на осознание необходимости ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья каждого человека и общества в целом


Организация-разработчик: ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»




Разработчик:

Шимарина Е.П., преподаватель, ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»









СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



паспорт ПРОГРАММЫ факультативного курса
по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе
Химия

1.1. Область применения программы
Программа факультативного курса по учебной дисциплине Химия является дополнением к основной профессиональной образовательной программе по специальностям СПО.

Программа факультативного курса учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области химии и экологического просвещения

1.2. Место факультативного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Факультативный курс является дополнением к общеобразовательной программе по дисциплине Химия

1.3. Цели и задачи факультативного курса – требования к результатам освоения курса:

В результате освоения факультативного курса обучающийся должен
уметь:
- раскрывать зависимость состояния здоровья человека от загрязнения окружающей среды с помощью химических понятий и терминов;
- пользоваться нормативными документами для определения допустимого уровня концентрации загрязнителей в окружающей среде;
- выполнять обработку полученных данных и делать соответствующие выводы и предложения по решению проблемы.
знать:
- причины и формы зависимости между экологическим состоянием биосферы и здоровьем человека;
- правила сохранения здоровья в условиях загрязнения биосферы;
- основные признаки токсического воздействия химических загрязнителей на организм человека и способы помощи при токсикации

1.4. Количество часов на освоение программы факультативного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 92 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 62 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

2.1. Объем факультативного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
92

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
62

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30

в том числе:
подготовка сообщений, докладов и презентаций
выполнение исследовательской (или творческой) работы

18
12

Итоговая аттестация в форме
Защита творческой работы


2.2. Тематический план и содержание факультативного курса по дисциплине Химия -
Сохранение здоровья человека в условиях современного состояния биосферы

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Введение. Биосфера – среда жизни человека
12


Тема 1.1.
Биогеохимический круговорот веществ в природе – основа сохранения равновесия биосферы. Приспособленность живых организмов к среде обитания. Значение разнообразия видов для существования биогеоценоза.
2
1

Тема 1.2.
Роль человека в биосфере. Формы воздействия человека на биосферу (прямые и косвенные). Быстрое изменение окружающей среды под влиянием производства ксенобиотиков (аэрозоли, пестициды, косметические средства и т.п.); интродукция новых видов; создание искусственных экосистем (положительные и отрицательные стороны).
Зависимость между увеличением концентрации элементов в природной среде и накоплением их в живых организмах. Аллергия как результат загрязнения природной среды.

4

1-2


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентаций по индивидуальным темам о круговороте веществ в природе.
Составление конспекта о видах загрязнений Земли.
Подготовка сообщений о влиянии ксенобиотиков на окружающую среду.


6



Раздел 2.
Экология человека
12


Тема 2.1.
Человек и окружающая среда. Связь человека с окружающей средой. Среда жизни человека: природная, социальная, производственная, городская, сельская.
2
1-2

Тема 2.2
Факторы окружающей среды и здоровье человека. Влияние факторов среды на здоровье человека. Пути поступления токсичных веществ (мутагенов, аллергенов, канцерогенов) в организм и их воздействие.
2
1-2

Тема 2.3.
Взаимодействие человека и природной среды. Виды взаимодействия в системе «человек – природная среда» (биологические, демографические, социальные, биосферные), их характер на современном этапе развития общества. Механизмы адаптации человека к новым условиям окружающей среды: гормональная система, иммунитет, поведение, болезни.

4
1-2


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений о путях поступления вредных веществ в организм человека
Подготовка видеопрезентаций о взаимодействия в системе «человек – природная среда»

4


Раздел 3.
Экологическая биохимия
26


Тема 3.1.
Загрязнители экосистем. Вещества – загрязнители экосистем: ионы тяжелых металлов, удобрения, нефть и продукты нефтепереработки, ядохимикаты (пестициды, фунгициды, гербициды), детергенты (ПАВ).

2

1-2

Тема 3.2.
Влияние токсических веществ на организм человека. Определение токсикантов и влияние органических соединений на организм человека. Влияние ксенобиотиков на структурно-функциональные системы организма: механизм действия химических мутагенов на генетический аппарат; биохимический механизм нарушения структуры и функционирования биомембран; ингибирование или активация ферментов.


4
1-2

Тема 3.3.
Проблема накопления токсических веществ в живых организмах. Проблема накопления лекарств в организме. Опасность сенсибилизации лекарственных веществ в организме. Проблема токсификации пищевых продуктов путем преобразования гербицидов в мутагенные соединения в растениях. Непригодность в качестве пищи растений, содержащих различные ксенобиотики в связанной форме. Белки (гемоглобин, альбумин, белки печени, почек, легких) как детоксиканты ксенобиотиков в организме. Ограниченность самозащиты организма. Необходимость решения проблемы сохранения биосферы, пригодной для жизни человека.



8
1-2


Самостоятельная работа обучающихся
Составление перечня загрязнителей различных видов экосистем и разработка предложений по сохранению природных биогеоценозов.
Разработка проектов, направленных на предложение мер по сохранению природной среды обитания человека – биосферы – в состоянии, пригодном для жизни человека.


12


Раздел 4.
Образ жизни человека - фактор здоровья
42


Тема 4.1.
Питание человека. Органические и неорганические пищевые вещества. Элементы биогены. Понятие о белках, жирах, углеводах, нуклеиновых кислотах, гормонах, витаминах; их роль в организме человека. Принципы рационального питания: умеренность, сбалансированность, разнообразие, биологическая ценность. Понятие о рациональном питании. Проблема смешенного и раздельного питания. Строение и функции пищеварительного тракта. Роль клетчатки, балластных веществ и рафинированных продуктов в пищеварении. Относительная польза диетического питания. Роль микроорганизмов, населяющих кишечник. Порядок переваривания белков и углеводов. Проблема переваривания белка и процессы брожения в желудке. Процессы гниения белков в толстом кишечнике, нарушение пристеночного и мембранного пищеварения. Изменение состава микрофлоры, образование завалов камней в кишечнике, нарушение его функции. Несовместимость мясных и рыбных продуктов. Вред, наносимый организму острой и жареной пищей. Правила сочетания пищевых продуктов. Растительные и животные жиры. Биологические функции жиров, их питательная ценность. Причины нарушения обмена жиров в организме человека. Проблема ожирения. Социальная болезнь – алкоголизм. Действие этанола на организм человека. Превращение этанола в уксусный альдегид в организме человека, последствия этого.








12
1-2

Тема 4.2.
Яды в пище. Понятие об инсектицидах, накопление их в пищевых цепях. Метилртуть как пример биоцида в наземных и водной пищевых цепях. Содержание ртути в животных организмах и их опасность для человека. ДДТ как загрязнитель, его нахождение в пищевых цепях и аккумуляция в природной среде. Полигалогенированные дифенилы (ПХД), винилхлорид, диэлдрин, пентахлорфенол как токсиканты природной среды. Этилированный бензин и пищевые цепи. Поверхностно-активные вещества в питьевой воде и молоке. Добавки к пищевым продуктам. Азокрасители в пищевой промышленности и развитие раковых заболеваний. Токсичность ароматических аминов. Образование в организме нитрозоаминов (ядов) по схеме: нитраты – нитриты – нитрозоамины. Нитрозоамины в мясных и колбасных изделиях. Лекарственные вещества в пищевых цепях. Плюсы и минусы их воздействиия на организм человека. Биологически активные вещества, содержащие в упаковочных материалах. Канцерогенность ингредиентов импортной продукции, их виды, нормы, способы определения. Проблема сроков хранения пищевых продуктов. Качество пищи и проблема получения экологически чистых продуктов питания. Необходимость включения в пищевой рацион продуктов питания, содержащих комплекс антиоксидантов.





12
1-2

Тема 4.3.
Дыхание. Состав воздуха. Гигиена воздуха. Вред, наносимый здоровью человека загрязненным воздухом. Понятие о лечебно-оздоровительном дыхании. Неправильное дыхание как фактор развития патологий.

2
1-2

Тема 4.4.
Культура движения. Универсальные средства закаливания – вода, воздух, движение. Физические нагрузки в жизни современного человека. Двигательная активность различных групп населения. Мышечная активность и метаболизм организма, физическая терморегуляция. Механизмы зависимости продолжительности жизни, роста и развития организма (изменений на клеточном и молекулярном уровне с возрастом) от двигательной активности. Молочнокислое брожение в организме человека. Молочная кислота – причина утомляемости человека. Мышечная активность и эмоциональное состояние человека, его умственная работоспособность. Двигательная активность и производительность труда. Причины заболевания опорно-двигательного аппарата.



8



Самостоятельная работа обучающихся
Составление программ здоровьесберегающего образа жизни человека в условиях современного состояния биосферы
Подготовка сообщений и буклетов по способам рационального питания человека
Подготовка докладов и видеопрезентаций о воздействии человека и живых организмов на окружающую среду
Составление предложений о способах закаливания и мышечной активности для людей разных возрастных групп для сохранения здоровья и долголетия


8


Всего:
92



3. условия реализации программы ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы факультативного курса требует наличия учебного кабинета Химии.

Оборудование учебного кабинета Химии:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных плакатов;
- макеты;
- таблица химических элементов Д.И.Менделеева.
Технические средства обучения:
- мультимедийный комплект.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. Под ред. Мелеховой О.П., Егоровой Е.И. - 2007, 288с.
Введение в химию окружающей среды. Андруз Дж. и др. - 1999, 271с.
Геоэкология. Голубев Г.Н. - 1999, 338с.
Медицинская экология. Учебное пособие. Стожаров А.Н. - 2007, 368с.
Общая экология. Чернова Н.И., Былова А.М. - 2004, 416с.
Опасные промышленные отходы. Учебное пособие. Кувыкин Н.А., Бубнов А.Г., Гриневич В.И. (2004, 148с.)
Основы экологии. Учебник для 10 (11) классов. Под ред. Черновой Н.М. - 2002, 304с.
Промышленная экология. Учебное пособие. Семенова И.В. - 2009, 528с.
Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка. Гринин А.С., Новиков В.Н. - 2002, 336с.
Социальная экология. Учебное пособие. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. - 2000, 280с.
Химия окружающей среды. Под ред. Бокриса Дж., пер. с англ. - 1982, 672с.
Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. Уч. пос. Гринин А.С, Новиков В.Н. - 2000, 336с.
Экологические основы природопользования. Гальперин М.В. - 2003, 256с.
Экологическое сознание. Учебное пособие. Медведев В.И., Алдашева А.А. - 2001, 2-е изд., 384с.
Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А. и др. - 2000, 447с.
Экология. Особи популяции и сообщества. В 2-х томах. М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд - 1989; 667с., 477с.
Экология. Природа - Человек - Техника. Акимова Т.А, Кузьмин А.П, Хаскин В.В. - 2001, 343с.
Экология растений. Учебное пособие. Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. - 2009, 400с.
Экология человека. Кeлинa Н.Ю., Бeзpyчкo H.B. - 2009, 394с.
Экология человека. Словарь-справочник. Агаджанян Н.А. и др. - 1997, 208с.
Дополнительная:

Медицинская энциклопедия http://www.medical-enc.ru/1/azokrasiteli.shtml









Контроль и оценка результатов освоения ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Контроль и оценка результатов освоения факультативного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения подготовки и защиты исследовательских и творческих работ, выступлений с докладами и сообщениями, участием в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- раскрывать зависимость состояния здоровья человека от загрязнения окружающей среды с помощью химических понятий и терминов;

- подготовка сообщений;
- проведение и анализ данных исследования

- пользоваться нормативными документами для определения допустимого уровня концентрации загрязнителей в окружающей среде;

- выполнение заданий самостоятельной работы;
- проведение исследовательской работы

- выполнять обработку полученных данных и делать соответствующие выводы и предложения по решению проблемы.

- выполнение и защита исследовательских (творческих) работ

Знать:

- причины и формы зависимости между экологическим состоянием биосферы и здоровьем человека;


- подготовка докладов;
- оформление тематических видеопрезентаций

- - правила сохранения здоровья в условиях загрязнения биосферы;

- подготовка рекомендаций, памяток и буклетов

- основные признаки токсического воздействия химических загрязнителей на организм человека и способы помощи при токсикации
- подготовка сообщений;
- защита творческих работ










13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 115