Проблемы соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья 
Проблемы соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья
                                                           Статья
Автор: Ирина Николаевна Дмитриева , директор КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
      За последние годы в Казахстане было  предпринято немало  мер по улучшению правовой защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья: создан Комитет по охране прав ребенка МОН  РК, в 2002 году был подписан Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»,  «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002г.), «Об образовании» (2007 г), постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 года № 81 «Об утверждении Плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Закон Республики Казахстан «Об образовании» (2007 г.),  Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,  Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 288-V ЗРК «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и др.
Именно этими документами определяется необходимость обеспечения равных прав и возможностей получения среднего общего образования всеми гражданами  республики независимо от национальности, языка, пола, социального положения и состояния здоровья.
Важным аспектом соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья является создание необходимой материально- технической базы.  Учебно - воспитательный процесс и проживание детей должны быть обеспечены всем необходимым оборудованием, удобной мебелью и необходимыми удобствами и др. Школа - интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ЗПР располагается в жилой зоне на самостоятельном участке. В 2007 году был проведен капитальный ремонт. Имеются актовый и спортивный залы, спортивная площадка и искусственным  покрытием, библиотека. Учебный блок включает 14 учебных кабинетов, оснащенных современным учебным оборудованием; 2 мастерские (комбинированная, швейная), кабинет социально- бытовой ориентировки (СБО), компьютерный класс, методический кабинет, кабинеты  психолога и логопеда, социального педагога. Воспитательный блок включает 38 спальных комнат, 6 игровых комнат, музыкальный кабинет, кабинет декоративно- прикладного творчества. Медицинский блок занимает 7 помещений: кабинет приема врача, стоматологический, процедурный, прививочный кабинеты, три палаты, санпропускник, кабинет для ингаляций. Пищеблок включает набор помещений: варочный, мясной, холодный, мучной и овощной цеха; 3 моечных отделения, 2 обеденных зала на 80 посадочных места, 2 складских помещения. Административно- хозяйственный блок включает бухгалтерию, отдел кадров, постирочную, швейно - ремонтную мастерскую, гладильню и кастелянную. Таким образом, можно говорить о создании для учащихся (воспитанников) условий, приближенных к домашним и отвечающих требованиям необходимой  медико- педагогической коррекционной поддержки данной категории детей.
Следующим направлением, на котором следует остановиться в рамках темы я является  создание нормативно- правовой базы, призванной определить: 1) обеспечение ребенка с ЗПР специальным образовательным  полисом, позволяющим получать необходимую коррекционно- педагогическую помощь; 2) статус общеобразовательных организаций, принимающих ребенка с ограниченными возможностями; 3) новые функции и структурные изменения в специальных (коррекционных) организациях образования в связи с выполнением ими консультативно- методической работы по сопровождению детей данной категории в организациях образования общего типа. Обозначим существующие проблемы в данном направлении: недостаточность программно- методического и  учебно- дидактического материала; специально подготовленных педагогов  общеобразовательных учебных заведений, владеющих  методикой  коррекционно- развивающей – работы, недостаточность (или отсутствие) узких специалистов, необходимых в системе сопровождения детей, например с задержкой психического развития (психиатр , логопед, дефектолог) и др. 
Особое место в осуществлении соблюдения прав детей с ОВ отводится созданию системы сопровождения. Все дети с ОВ должны получать специальную коррекционно - педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями. Обучение данной категории детей строится  с учетом рекомендаций специалистов, по индивидуальной программе развития,  повышается   личная  ответственность и заинтересованность педагогов и воспитателей за результаты своего труда, создаются условия для удовлетворения потребностей обучающихся в развитии и др. Особо следует остановиться на  необходимости  при правильном и профессиональном сопровождении ребенка с ОВ составления и проведения индивидуальной программы коррекции. В нашем учебном заведении на каждого ребенка составляется такая программа, обеспечивающая целенаправленную коррекционно- развивающую работу. Она включает в себя: выявление ведущей  проблемы ребенка на основании интегративной психодиагностики, выявление сохранных функций, определение коррекционно- развивающей работы с учетом  задействованности  всех специалистов (подбор игр, упражнений и др.) для коррекции и развития всех сфер личности ребенка. При этом мы руководствуемся основными дидактическими принципами: комплексность, последовательность, учета возраста и потенциальных возможностей ребенка и др. Данная форма программы составлена с учетом трех уровней коррекции: психологической,  психолого- педагогической, социально- педагогической; различных форм и методов коррекционно- развивающей работы и основана на результатах динамических интегративных психодиагностических исследований.
На сегодняшний момент  актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания помощи названной категории детей. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебно- воспитательного процесса: содержания, методов и форм обучения и воспитания. Для того, чтобы в полной  мере осуществлять права ребенка с ОВ на полноценное образование и воспитание (динамическое, «от ребенка») учебное заведение должно функционировать в инновационном  режиме. С этой целью нами были проведены следующие изменения: 1) в управленческой деятельности осуществлен переход от перцептивного контроля, предусматривающем сравнение реального состояния дел с эталоном к коммуникативному, который  образует коммуникативную сеть, через которую поступает информация, необходимая для управления педагогическими процессами, сотрудничества директора и  его  заместителей, руководителей центров, руководителей методических служб, с учителями и воспитателями, учениками; 2) в научно- методической работе необходимы смещение векторов в сторону работы творческих групп, индивидуализация учебно- воспитательного процесса (использование психодиагностики, планирование различных видов деятельности, подбор материалов и др.); расширение типологии уроков, применение  здоровьесберегающих  образовательных технологий; ориентация тем самообразования на реализацию через создание и апробацию инновационных проектов, создание условий для совершенствование нового учителя (воспитателя)- акмеолога, обладающий не только профессиональными умениями, но и духовностью и личной зрелостью. Именно это позволит внести в  формальное выполнение закрепленных  за ребенком с ОВ прав,  заинтересованность, мотивированность и создать  ему ситуацию успеха во всех видах деятельности. С целью создания  условий для развития  всего потенциала личности, готовой и способной адаптироваться к новым ситуациям, нами уделяется большое внимание созданию и апробации инновационных проектов.  Особенностью  инновационной деятельностью нашего учебного заведения является то, что она охватывает весь спектр базовых учебных дисциплин, дополнительного образования, воспитательной работы.  
.