Доклад на тему Социализация детей с ОВЗ
Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза.
Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
Социализация являлась предметом изучения многих наук: философии, психологии, педагогики, социологии. Каждая из этих наук дает свое понимание данного определения.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.
Интеграция – полноценное включение лиц с ограниченными возможностями в стандартную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия. Реабилитация – восстановление пригодности, способности. Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей.
Социальная интеграция детей с ОВЗ рассматривается как наиболее перспективное направление современной социальной культурной политики.
Вопросы социализации детей с нарушениями зрения, решались в зарубежной и отечественной педагогике и психологии в различных направлениях и трактовались как социальные научения, социальные взаимодействия, самоактуализация, социальная идентификация. Существуют разные пути и методы социализации детей с особыми образовательными потребностями. Проблемой социализации детей с нарушением зрения занимались тифлопедагоги и тифлопсихологи: М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н Б. Коваленко, Л.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В. П. Ермаков, Л.И. Каплан, А. Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.Л. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др. Основные проблемы социализации слепых и слабовидящих детей – недостаточная их включенность в активную, целенаправленную деятельность, сниженная работоспособность, затруднения в учебно-познавательной сфере.
Социальная инфраструктура для детей с ОВЗ должна быть направлена:
на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
ПРОБЛЕМА совершенствования условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:- развитие детей с ОВЗ протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны;- процесс личностного формирования отягощен неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.
Для преодоления этих трудностей образовательное учреждение должно:
обеспечить нормативную базу процесса социализации детей с ОВЗ в системе общего образования;
обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами;
создать адаптивную образовательную среду;
создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля;
разработать программно-методическое обеспечение (учебные планы, учебные программы (их варианты), учебные пособия;
обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ;
обеспечить работу с семьей ребенка с ОВЗ.
Формы включения детей с ОВЗ в образовательное пространство
группы кратковременного пребывания;
группы компенсирующей направленности;
надомное (индивидуальное) обучение;
дистанционное обучение.
Таким образом, деятельность образовательного учреждения, характеризующаяся единством диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, мероприятий медицинского, педагогического, психологического, социального характера, коррекции и реабилитации, должна быть направлена: - на создание условий для получения доступного образования каждым ребенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей;- на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.Специфика специальной коррекционной школы-интерната заключается в том, что в ней обучаются незрячие и слабовидящие дети. Остро встают проблемы социальной адаптации детей с нарушением зрения. Специальные исследования показывают, что у детей, потерявших зрение, при адекватных их психологическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии усваивать определённые социальные программы, получать несложные профессии, трудиться в меру своих возможностей, быть полезными членами общества.Однако обособленность детей в стенах школы-интерната безусловно затрудняет их социальную адаптацию и требует особых социально-педагогических условий для развития.
По данным Министерства здравоохранения РФ, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, мир животных, насекомых и растений, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Помимо этого, такие дети имеют затруднения при вхождении в общество: им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности.
Нарушение социальных контактов приводит к появлению негативных особенностей личности ребенка, что может быть связано с недостатками в области чувственного познания, неудачным опытом познавательной, исследовательской и ориентировочной деятельности, с выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со сверстниками и взрослыми людьми.
Для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество, необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. Таким адаптирующим моментом может стать творческая деятельность слабовидящих и незрячих школьников.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, и подготовку к интеграции в общество.
Детям-инвалидам, а также слабовидящим школьникам, приходится «держать экзамен в жизни» наряду со зрячими детьми, а также превосходить их по многим параметрам для того, чтобы быть на одной ступени со здоровыми детьми и конкурировать с ними. Понимая это, в нашей школе педагоги стремятся к творческой реализации своих воспитанников.
Творческий подход ребенка в жизни - залог его успешности в личной жизни, конкурентоспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации.
Конечно, у каждого нашего ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Наш профессиональный педагогический коллектив развивает творчество воспитанников в полной мере, находя у каждого ребенка свои творческие задатки.
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ указано, что в целях «реализации права каждого человека на образование» в образовательном учреждении должны быть созданы условия для получения качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации ребенка. И одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», в столь быстро меняющемся социуме.
-По вашему мнению, какие формы работы, проводимые в школе, способствуют социализации детей?
В нашей школе разработаны направления деятельности, способствующие социализации учащихся:
В нашей школе-интернате 27% воспитанников это дети-сироты, 20% детей, которые проживают в Забайкальском крае и большую часть времени проводят в школе. При этом, уезжая домой в каникулярное время, эти учащиеся не всегда имеют друзей, социум для них нередко ограничен рамками своей семьи. И где, как не в школе дети готовятся к самостоятельной жизни. Одним из направлений развития академического компонента и жизненных компетенций ребенка с нарушением зрения является урок.
В урочной деятельности важным для учителей школы является положительный психолого-эмоциональный климат на уроке. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников связан с жизненными ситуациями, решаются проблемные задачи, которые позволяют учащимся продумывать несколько путей их решения.
Большое значение отводится урокам трудового обучения и технологии, где учащиеся получают элементарные навыки владения инструментами, используют приобретенные умения, навыки в дальнейшей повседневной жизни, обеспечивая определенную степень самостоятельности в быту.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка, развитие мимики и пантомимики ( по ФГОС-ОВЗ – развитие коммуникативной деятельности), развитие зрительного восприятия, пространственная ориентировка, ППД, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура (АФК).
Занятия по СБО направлены на практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. При изучении раздела «Одежда» учащиеся проводят мелкий ремонт одежды. Важным этапом в формировании социальной адаптации является проведение экскурсий. Проводятся экскурсии с элементами практической направленности в почтовые отделения, в аптеку, больницу, в сберкассу, где учащиеся под руководством учителя заполняют банки, наблюдают за действия клиентов, сами демонстрируют практические действия.
Коммуникативная компетенция в Федеральном государственном стандарте для обучающихся с ОВЗ названа одной из базовых компетентностей современного человека. Умение эффективно сотрудничать с одноклассниками, сверстниками, взрослыми как средство наиболее полной и успешной социализации обучающихся, имеет огромную значимость. Поэтому на уроках мимики, развитие коммуникативной деятельности, учитель через разные формы общения учит детей общаться, ведь это важнейшее условие развития личности и творческих способностей ребенка.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Успешность их интеграции во многом зависит от их способности ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими людьми. Актуальность этой проблемы заключается и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для слепых и слабовидящих детей. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря слепого ребёнка в психологическом плане. Именно через потерю самостоятельности при передвижении эти дети начинают чувствовать свой дефект.
Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Неумение ориентироваться в пространстве ведёт к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с глубоким нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще.
Таким образом, не имея навыков ориентировки в пространстве, нарушается полноценная связь между слепыми и окружающей средой.
Помимо социальной и коммуникативной направленности уделяется большое внимание спортивно-оздоровительной деятельности. Школа предоставляет возможность детям с нарушением зрения реализовывать потребность в занятиях физической культурой, которая реализуется через уроки физической культуры, ритмики, лечебной физкультуры, на занятиях спортивных секций. На занятиях соблюдается индивидуальный подход к учащимся, дозировка и учет показаний и противопоказаний для физических упражнений, продумываются методы обучения.
Дети посещают коррекционно-развивающие занятия специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога. Социальным педагогом оказывается необходимая социальная и правовая помощь детям и родителям.
Исходя из того, что жизнь наших учащихся и воспитанников не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни, необходимо расширить социальный опыт, круг общения детей. Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве, поэтому педагоги школы реализуют обучающие проекты. Проектная деятельность развивает не только навыки проектирования, но и учит детей выступать на публике, защищать свою идею, нести ответственность за полученный результат. Работая над проектом, у детей повышается мотивация, так как они видят результат своего труда. Хорошим направлением внеурочной деятельности является научно исследовательская работа, но она очень сложна для детей с ОВЗ – недостаточное внимание, концентрированность, погружение в работу, отсутствие необходимых знаний…
В школе создано научное общество учащихся «Юнис» и уже пять лет школьники защищают свои проекты по предметам, внеурочной деятельности на школьной научно-практической конференции «Мой первый шаг в науку», участвуют в городской конференции, муниципальных краеведческих чтениях, краевых конференциях.
Приобщение учащихся к народной культуре на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств этнокультурной направленности в обучении и воспитании детей с нарушением зрения.
С целью формировать этнокультурных представлений, воспитания национального самосознания призван созданный на базе школы детский этнографический музей-мастерская «Народы Забайкалья» с 2012 года. Школа-интернат работает в содружестве с краеведческим музеем города, школьными музеями других ОУ. В рамках изучения культуры и быта народов, населяющих наш Забайкалье учащиеся выезжали в музеи с.Красный Чикой, Верхний Шергольджин, г.Улан-Удэ, на Межрегиональный фестиваль «Семейская круговая», в детские сады и общеобразовательную школу № 6, где представляли свои мастер-классы «Игры семейских», «Игры казаков». Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое развитие.
Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка. Основными направлением создания коррекционно-развивающей среды является: вовлечение детей в детскую организацию, основывающуюся на самоуправлении. Детское школьное самоуправление в школе-интернате имеет свою специфику. Учитывая состояние здоровья наших воспитанников, самоуправление носит определенную структуру. Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Наше самоуправление является формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи. В нашей школе функционирует детская организация…». В состав ученического самоуправления входят учащиеся 5-9 классов. Детская организация имеет свой устав, положение, эмблему, разработана программа развития. Существуют постоянные органы самоуправления – это 5 центров: центр культуры, образования, труда и порядка, спорта и здравоохранения, информации. Каждый центр имеет свой план работы на весь учебный год. Воспитанники школы самостоятельно организовывают рейды по проверке санитарно-гигиенического состояния спален, классных комнат, дежурств по школе, следят за успеваемостью, посещаемостью учащихся, выпускают газеты по итогам рейдов. Участвуя в объединениях по интересам и в органах самоуправления, ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Воспитанники стараются ответственно относится к порученному делу, но к сожалению не все ребята это понимают. Ученическое Самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании ученического совета школы был составлен план работы ученического самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.
Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления: – совместно определяют цель своей деятельности; – договариваются о средствах и способах ее реализации; – управляют процессом ее осуществления;
– результат (подводят итоги).
Дети нашей школы являются активными участниками различных городских акций, мероприятий, КВНов и «Школы молодого избирателя», выставок, конкурсов, фестивалей на различных уровнях, и учащиеся нашей школы становятся призерами и лауреатами. В 2015 году семь проектов заняли 1, 2 места во Всероссийском конкурсе «Ты-гений!», 1 место во Всероссийском конкурсе «Звездное сияние», 2 место во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Пасхальное яйцо-2015» и др.
Школа-интернат работает в режиме полного дня, который позволяет объединить учебную и внеучебную сферу деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальности обучающихся. В школе работают интеллектуальные кружки: «Юный информатик», «Почемучка», «Школа молодого избирателя»; кружки творческой направленности: «Калейдоскоп идей», «Рукоделие», «Резьба по дереву»», «Канзаж», «Квилинг», «Нетрадиционное рисование», «Хозяюшка», «Ковроткачество» и др.; краеведческий на базе школьного музея, спортивно-оздоровительные «Коньки», «Спортивные игры». Несколько учащихся посещают детскую художественную школу.
В условиях развития общества, науки, техники и культуры государство предъявляет все более высокие требования к профессиональной деятельности личности. Поэтому большое значение приобретает профессиональная ориентация молодежи, которая обеспечивает сознательный и рациональный выбор профессии в соответствии с личными возможностями и интересами. Но учащиеся школы-интерната имеют ограниченные возможности в выборе профессии из-за нарушений зрения. Поэтому вопрос о профессиональной ориентации и профессиональной пригодности слабовидящих детей должен решаться на основе учета зрительных возможностей и специфики избранной профессии.
В школе осуществляется препрофильная и профильная подготовка учащихся к получению профессии «массажист». Начиная со ступени начальной школы, где осуществляется профориентационная работа, в среднем звене осуществляется препрофильная подготовка по предметам «Выбор профессии», Введение в специальность», углубленное изучение анатомии, латыни. Педагоги очень внимательно следят за развитием интересов воспитанников, за проявлениями их способностей. Поэтому к 11-12 классу становится возможным определить дальнейшее обучение в медицинском классе. В старшем звене школы учащиеся получают начальные профессиональные знания и умения в области массажа и после окончания школы продолжают свое обучение в медицинском колледже г.Читы и ли городского медучилища.
На протяжении всего периода обучения дети получают необходимую медицинскую помощь, проходят медосмотры, вакцинируются. Для учащихся организовано бесплатное горячее питание.
Мы стремимся к тому, чтобы выпустить из стен нашей школы выпускника, который будет востребован на рынке труда и сможет найти свое место в жизни.