Проект: «Устный счёт-гимнастика ума»
Устный счёт – гимнастика ума.
Карточки для устного счёта (1-4 классы)
1класс
КАРТОЧКА №1
1+1 8-52+3
2-1 6-210+2
3+1 6+26+4
4-3 8+112-10
9+1 2-112-2
7-1 3-210-4
2+2 5+1 6+4
4-2 4+1 9-8
2+7 4-1 8+0
7-2 6-1 4+1
3+3 2+3 7+1
8-1 2+6 9-9
3+7 5-3 3-1
4-4 6-2 5-4
5+5 3+4 2+4
10-1 3+0 6-5
1+08-7 2+8
10-48-4 3+5
0+610+1 4+4
10-8 2+0 5-2
0+0 10-2 7-5
8+210-5 9-1
10-2 7+0 10+3
7+31+1 9-5
6-310-9 10+3
4+46-4 0+3
1 класс
КАРТОЧКА №2
8+0 9+211-2
7-4 8+312-4
2+2 6+513-5
8-3 7+414-6
7+1 5+715-7
9-2 9+616-9
4+4 8+417-8
7-6 6+618-9
6+1 8+519-10
5-1 9+320-1
8+1 8+620-10
7-6 7+511-3
2+5 6+712-5
6-4 9+713-6
3+6 9+814-7
9-8 9+915-8
4+5 9+1016-10
9-4 8+817-9
5+0 8+718-8
7-3 7+711-4
9+1 10+312-6
7-1 4+1013-7
3+7 2+1014-8
6-5 10+115-9
4+2 5+1011-5
8-7 10+612-9
2+0 7+1013-9
6-3 10+818-6
2 класс
КАРТОЧКА №1
3+48+27+5
5-413-106+6
13-35+314-7
8+23+313+6
4+610-418-5
19-1016+1 5+12
17-79-4 13-7
6+318-8 6+9
7-415-1 8+6
10+83+7 7+7
5+44+10 18-3
3+73+12 3+9
12-211-1 19-5
5+517+1 14+3
3+1015-1018-4
14+15+611+9
2+718+24+16
9-313-113+6
6-412+112-2
15-512-111+8
16-19+019-5
4+414-417-6
6+1014-1014+6
7-314-216-5
10+616+118-4
6-28-514-2
14-49-615+5
10+919-118+2
2 класс
КАРТОЧКА №2
13+411-29+7
11+112-314-6
16+39+214-7
17+18+38+7
19-413-48+8
15-415-612-7
18+19+314-8
11+78+47+6
14-116-76+6
16-417-812-8
17-49+414-9
19-28+55+6
18-618-95+5
13+111-313-4
11+212-415-6
16+27+5 7+6
17+26+5 7+7
19-511-4 15-7
11+612-5 16-7
19-7 9+5 8+6
17-3 8+6 9+6
12+1 12-6 15-8
14+5 13-5 16-8
13+29+67+7
15+19+98+8
12+213-616-9
14+414-517-8
13+39+817-9
2 класс
КАРТОЧКА №3
16-118-920+20
18-719-940+10
19-611+920-10
15-212+890-10
18-620-110+20
13-130-130+20
12+513+750+10
11+814+680-10
15+240-130-10
12+350-130+40
14+315+520+50
13+519+260-10
17-118+370-30
16-260-1 40+40
12-170-1 30+30
15-317+480-50
14-116+590-20
15+380-150+50
16+190-110+40
16-515+670-40
18-514+760-30
12+420-220+10
14+290-210+10
13+620+530-30
12+730+660-50
16-330-290+10
18-480-270+30
17-240+780-80
2 класс
КАРТОЧКА №4
30+535-1520-14
84-428+2213+4
68-1884+1687-4
50+1447-1711+9
35-1533+27 64-4
49-951+19 18+7
77+397-37 40-15
28-864+3625+14
44-1285+1539-19
32+1151-1117+40
59-1178+22 58-8
38-1489+11 100-1
45+1399-25 55+15
92-1238+12 44-4
64-1354+36 18+11
15+1287-21 30-2
95-1446+23 95-95
66-1618+42 79+0
27+1286-35 40-13
36-1144-24 90+10
48-1750+23 44-43
54+1417+31 29+21
47-2778-18 50-19
84-4432+50 66+34
18+1213+25 100-15
72-1198-30 23+33
96-3445+15 69-38
3 класс
КАРТОЧКА №1
84-7645+36 65-18
66-2719+3467-29
34+6718+5861-49
34-1682-916+49
15-943-473-48
15+923-1418+47
18+2234-29 94-58
17-817+8356-49
61+1940-1164-58
44-1751-2382-45
35+289+3725-17
73-175+6752+18
95-4815+4643+38
28+6475-627+48
12-74+738+26
9+4267-5116-8
82-4937+5168-28
36+6784-5635-25
99-4363-3935-26
74+1665-285+45
94-6435+2884-25
94-6526+4765-16
68-2925+3751-24
8+8265-1823+29
73-1592-7918+73
62-1431-1427+47
28+4252+279+15
3 класс
КАРТОЧКА №2
46+5136+4928+4
46-4131-2581+19
8+6943-760-13
75+2417+793-45
36+1732-2856+18
62-4814+4732-29
31-594-6852-43
32-1780-1340-22
62-4562-1924-18
48+188+889+4
66+276+6518-9
32+3817-8 14-8
91-7844-1912-5
96-4835+4714+77
61-4732-2516+15
11-790-1646+36
62+1826+4832+28
37+1893-1853-25
73-1818+380-42
4+6838+740-18
9+8730-1451-15
84-2760-1586+7
84+790-4552+38
94-1625-1712+68
93-1519+1914+46
67+1445+4559-53
25+1688+635+57
3 класс
КАРТОЧКА №3
30-413+6774+16
18+1861-6055+23
15+1597-94 100-31
35+3529-1956-16
34+4644+3822+18
94-1818+1370+14
41-2833+5860-21
18+2313+7850-11
38+6729+3230+16
83-2742+2980+12
52-1731+2920-19
64+1832+5950-50
49+1615+7634+24
88-3917+1312+12
14-646-244-24
13-718-1865-15
11-795-1193+7
40-3838-041+19
43-2444-4017-16
33-2644-466-65
52+1451-5129+12
77+1362+035+16
62-1437+267-27
52-1946+1465-30
74+815+1512+40
39+910+4354+34
43+57 28-1571-20
64-935-580-54
3 класс
КАРТОЧКА №4
Таблица умножения
2 3 4 5 6 7 8 9 2 3 4 5 6 7 8 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 2 3 4 5 2 3 4 2 3 2
2 3 4 5 6 7 8 9 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 5 6 7 8 9 6 7 8 9 7 8 9 8 9 9
По данной карточке работают следующим образом: умножают цифру первой строки на цифру второй строки
2х2=4
3х3=9
4х4=16
5х5=25 и т.д.
4 класс
КАРТОЧКА №1
20х90600х10600х60
800:202000:4200:20
600х90800х30600х70
5400:901000:106400:8
40х50 900х60900х90
120:6200х601600:20
90х20300х90600х5
1800:2600:205400:60
400х4900х17000х9
160:40900:106000:10
200х20100х80600х40
900:301800:601000:5
200х40200х30400х90
2000:56000:30800:20
300х30700х10400х10
800:407000:10400:100
300:60300х20400х30
450:901500:52500:50
80х203000х4100х40
350:58000:80400:400
800х10300х50400х80
7200:801200:403200:8
200х53000х6 400х20
210:37200:902100:70
1000:20600х201000х6
300:30800:101200:30
800х80300х80300х70
100х202400:30060х60
4 класс
КАРТОЧКА №2
3+4 31-3 4х13
33:3 3х223+17
20-3 14+624:3
3х4 40:417-3
3+11 19-43х7
39:3 4х1513+14
13-3 8+1348:3
3х11 12:410-3
3+18 12-43х14
60:3 4х1213+21
30-3 23+3669:3
3х20 27:333-3
14+25 18-133х30
44:4 3х64+18
20-4 13+1332:4
4х4 45:317-14
14+12 11-94х17
16:4 3х1324+15
13-12 3+2048:4
4х11 66:320-4
13+5 32-34х14
30:3 3х2313+8
100-3 4+2721:3
13х5 36:416-13
43+12 18-143х8
12-11 4х613+15
3х12 14+451:3
3+19 8:419-3
4 класс
КАРТОЧКА №3
63:3 24:480:40
11-415-1445-25
3х154х196х12
3+2224+1737+24
90:356:4 45:15
41-368-480-23
3х314х165х25
4+1933+1036+36
28:472:960:10
16-4 84-3100-99
4х18 3х1034х2
44+16 43+1772+28
52:457:339:3
49-1417-380-13
4х153х1721х2
33+953+2418+59
18:396:350:2
55-343-371-61
13х93х414х24
63+1624+1111+49
54:320:4 65:5
18-1314-577-30
3х164х2016х5
73+234+1884+15
93:360:4100:10
42-317-1471-42
3х334х1714х4
34+1046+3166+34
4 класс
КАРТОЧКА №4
12х106х1027х2 85-45
12-109х100 54:2 73-12
12+1060:10 54:27 64+36
9:315х100 70:2 81-21
9+3700:100 12х5 93-13
9-345х10 35х3 48+52
9х383х100 180:60 16+71
7х8240:10 150:50 95-37
56:817х10070х2 12+17
56:7800:10 32х3 51-21
56-7800:1 100:2 46-26
56+70:13 37х3 74+16
56:216х0 25х4 81-40
56х10135х1 100:4 25-25
17х018х1000 15х5 19-9
0:2418000:100 31х3 19-10
40:101800:1 93:3 94-45
40-10180:180 16х4 83-33
40+1021х100 72х2 68-0
4х1015х10 21х3 72-30
80:2340:10 45:329-7
80:46120:10 30:237+19
80:10100:10 16:264+11
10х8130х100 90:251-40
30:2110х10 12х444-33
100:100405х100 14х580-27
100:1900х10 200:460-31
100х15020:10 37х374+26
Устная работа на уроках математики в начальном звене школы имеет большое значение. Среди видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Устный счёт, который провожу я с учащимися, сводится в основном к вычислениям.
Устный счёт важен тем, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устного счёта – он дисциплинирует, учит учащихся терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. Устный счёт на уроках проводится с целью развития у учеников математических способностей, логического мышления, внимания, памяти, а также интереса к предмету.
Целью моей работы стало доказать результативность использования карточек при формировании навыков устного счета, повышение познавательного интереса к урокам математики.
Задачи, которые я ставила в данной работе:
1) подобрать интересные примеры для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики.
2) сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов карточек в школе.
Так как устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
3) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики выделяю 3-5 минут для работы по карточкам, на которых примеры для устного счёта. Начинаю работу по карточкам устного счёта со 2-го полугодия 1 класса. Карточки составляю самостоятельно, по принципу «от простого к сложному», руководствуясь программой каждого класса. Каждую четверть карточка обновляется. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, в виде соревнования. Для проведения устного счёта у каждого ученика есть специальная тетрадь и карточка с примерами. По сигналу учителя «начали» дети начинают самостоятельно вычислять и записывают в тетрадь только ответы. По сигналу « стоп» заканчивается работа по устному счёту.
Образец ведения тетради.
Дата Ответы примеров Кол-во решённых примеров Кол-во ошибок
20.01 1, 8, 10, 7, 9, 0, 5, 3, 6, 11 9 1
21.01 9, 2, 10, 8, 4, 0, 1, 2, 14,, 10 10 -
22.01 8, 2, 12, 1, 7, 9, 4, 6, 10, 1, 0, 3, 12 2
При устном счете важно установить обратную связь между учителем и учащимися. С этой целью использую различные средства, например, «светофор», когда правильность ответов ученики подтверждают зеленым цветом кругов, а неправильность – красным; использование вееров с цифрами, из которых ученики составляют числа ответов и т.д. После проведения устного счета подводится итог, я оцениваю активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных учеников.
Учащимся очень интересно работать по карточкам устного счёта, отрабатывая таблицу умножения.
Таблица умножения
2 3 4 5 6 7 8 9 2 3 4 5 6 7 8 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 2 3 4 5 2 3 4 2 3 2
2 3 4 5 6 7 8 9 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 5 6 7 8 9 6 7 8 9 7 8 9 8 9 9
По данной карточке работают следующим образом: умножают цифру первой строки на цифру второй строки
2х2=4
3х3=9
4х4=16
5х5=25 и т.д.
С первого раза у многих не получалось быстро, с ходу выполнять эти примеры. Не беда. Я поняла, что нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она помогла приобрести полезные навыки устного счета.
Проведя статистическую обработку данных, были получены следующие результаты:
Уметь считать нужно, потому, что это пригодится в жизни, считают 23% учащихся, чтобы хорошо учиться в школе – 62%, чтобы быстро решать – 15%
Результаты своей работы я оформила в памятку, которую предложила всем своим коллегам.
Выводы.
Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума, повышает интерес к урокам математики.
Актуальность моей работы состоит в том, что в наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и все большее количество учеников не может считать устно. А ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека. Поэтому в своей работе я показала, как можно считать быстро и правильно и что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным занятием. Именно, формирования вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.