Технологическая карта урока по информатике Основные компоненты компьютера и их функции (7 класс)
Технологическая карта урока
Автор Андреева Ольга КимовнаПредмет, класс Информатика 7 класс
УМК УМК «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов, автор Босова Л. Л.
Тема: «Основные компоненты компьютера и их функции»
Тип урока по целеполаганию: Открытие нового знания.
Цель урока: Сформировать понятие «компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
Сформировать представления учащихся о компонентах компьютера
Научить различать составляющие компьютера и их назначение.
Формирование умения работать с ЭОР
Задачи урока: Обучающая – познакомить учащихся с компьютером и его компонентами.
Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся.
Воспитательная – побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи.
Основные термины и понятия темы: Компьютер
Основные устройства компьютера
Связь устройств компьютера между собой
Планируемые результаты:
-предметные
-метапредметные
-личностные
предметные – систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях; знание основных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик;
метапредметные – обобщённые представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; понимание назначения основных устройств персонального компьютера;
личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники.
Организация пространства Учебный кабинет. Компьютеры, проектор.
Правила работы на уроке Правила поведения в кабинете.Правила посадки за компьютером.
Используемые виды оценивания Накопительная система оценки
Межпредметные связи Математика, физика, история.
Формы работы Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы Компьютеры, учительский компьютер, проектор.ОС Windows XP, 7, MS Office 2007
Использованные ресурсы:
-литература;
-дидактические материалы
-ссылки на ЭОР Литература;
Босова Л. Л.: Информатика-7: учебник для 7 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. – 224с. ил.
Дидактические материалы:
Презентация: «Компьютер и его компоненты», «Занимательные задачи».
Задания Всероссийского конкурса-игры ИНФОЗНАЙКА
http://www.infoznaika.ru
Ребусы по информатике
http://www.metod-kopilka.ru/page-5-1-12.html ,
http://informa.my1.ru/index/ehto_interesno/0-29 ,
http://rebusy-zagadki.ru/rebusy-po-informatike-s-otvetami.html ,
http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98657267
Интернет-ресурсы
Просмотр ролика Единой коллекции ЦОР (анимация «Компьютер и его назначение» (N 134879)) http://sc.edu.ru/catalog/res/5fe5d585-b192-4bf9-80b5-de621a57d231/?Просмотр видеоролика ЕК ЦОР (анимация «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память» (N 135117) http://sc.edu.ru/catalog/res/e6f9f4cc-cc33-4860-8691-a90e304e1ea3/?
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика Время
Организационный момент Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих Слушают 1 мин.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний Презентация «Основные компоненты компьютера и их свойства»
Проводит фронтальный опрос:
Что такое информация?
Какие информационные процессы нам известны?
Как измеряется информация?
Какая минимальная единица информации?
Ученики отвечают на вопросы:
сведения об окружающем нас мире
хранение, обработка, получение, передача данных
2 подхода: содержательный – смысловой и алфавитный, N=2^i
бит, 1 байт = 8 бит 5 мин
Актуализация опорных знаний Презентация «Основные компоненты компьютера и их свойства»
На уроках информатики мы изучаем информацию, а что помогает нам обработать информацию?
Что мы будем изучать на уроке? Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.
Вместе с учениками формулируют цели урока
Цель:
систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях;
Узнать основные устройства персонального компьютера;
Понять назначение основных устройств персонального компьютера;
Понять, какую роль играет компьютер в жизни современного человека. Слушают, отвечают на вопросы:
компьютер
Основные компоненты компьютера и их функции (записывают тему урока)
Слушают и отвечают 4 мин.
Изучение нового материала Презентация «Основные компоненты компьютера и их свойства»
Единой коллекции ЦОР (анимация «Компьютер и его назначение» (N 134879)) http://sc.edu.ru/catalog/res/5fe5d585-b192-4bf9-80b5-de621a57d231/?Сопровождает, комментируя просмотр слайдов учениками, акцентируя внимание на главном.
Computer – в переводе с англ. «Вычислитель».
Первый компьютер был создан в 1945 г. в США.
Раньше они назывались ЭВМ – электронная вычислительная машина.
Современный компьютер – это универсальное электронное программно-управляемое устройство для обработки информации.
Просмотр ролика
Какие бывают виды информации?
Почему компьютер является универсальным?
Как обрабатывает информацию компьютер?
Информацию, обработанную компьютером и представленную в виде двоичного кода, называют данными.
Как вы думаете, почему компьютер – это электронное устройство?
Для того, чтобы обрабатывать данные, на компьютер устанавливают программы, поэтому компьютеры называются программными.
Назовите виды компьютеров
Просматривают слайды,
записывают главные мысли в тетрадь
Дети работают с ресурсами коллекции.
текстовая, числовая, графическая, звуковая
Компьютер является универсальным, потому что он может работать с любой информацией.
С помощью двоичного кода (0 и 1).
Так как компьютер состоит из множества электронных компонентов.
ПК, ноутбук, планшет, мобильный телефон. 10 мин
физкультминутка Выполняют упражнения 2 мин
Изучение нового материала Презентация «Основные компоненты компьютера и их свойства»
видеоролик ЕК ЦОР (анимация «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память» (N 135117) http://sc.edu.ru/catalog/res/e6f9f4cc-cc33-4860-8691-a90e304e1ea3/?Теперь давайте рассмотрим Устройства компьютера: (РТ с.46 №77)
Устройство обработки
Устройство хранения
Устройства ввода информации
Устройства вывода информации
Давайте рассмотрим устройство обработки информации – процессор, более подробно.
Процессор – центральное устройство компьютера.
Функции:
- прием данных;
- считывание команд;
- анализ данных;
- выполнение программ;
- отправка результатов работы.
Основными характеристиками процессора являются:
Тактовая частота - количество тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду. (Такт – промежуток времени между двумя последовательными электрическими импульсами). Единицей измерения является [МГЦ]. Тактовая частота современных компьютеров около 1 ГГЦ.
Разрядность – максимальная длина двоичного кода. Современные компьютеры имеют разрядность равную 64.
Рассмотрим память компьютера – хранение информации.
Память бывает двух видов: внутренняя и внешняя.
Просмотр видеоролика
Внутренняя память называется оперативной. Она встроена в компьютер и управляется процессором. Эта память работает только тогда, когда компьютер включен. К внутренней памяти компьютера относится ПЗУ – постоянное запоминающее устройство. В нем хранится информация, предназначенная для загрузки компьютера. После выключения компьютера информация в ПЗУ сохраняется.
Внешняя память компьютера – долговременная память. Различают носители информации и накопители информации.
Носители – магнитные и оптические диски, флеш-диски.
Накопители (дисководы) – устройства, обеспечивающие запись данных на носители и считывание данных с носителей.
Все устройства компьютера связаны между собой каналами связи. Выполняют упражнение на нахождение нужных устройств
Процессор
жесткий диск, CD, DVD диски, флешкимышь, клавиатура, сканер, микрофон
монитор, принтер, наушники, колонки, плоттер 6 мин
Применение полученных знаний Практическая работа по заполнению заданий в рабочей тетради с.50 № 82, 83 (определение количества информации)
выполняя задания, обсуждают, высказывают свое мнение 10 мин
Подведение итогов урока, рефлексия Подводит обучающихся к выводу о достижении цели урока.
Выставляет оценки. Анализируют свою работу на уроке 5 мин
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Домашняя работа Озвучивает домашнее задание
Записывают задания в дневники 2 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Основные компоненты компьютера и их функции
(Тема урока)
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Единая коллекция ЦОР «Компьютер и его назначение» (N 134879)
Анимация, Web- страница интерактивная анимация
http://sc.edu.ru/catalog/res/5fe5d585-b192-4bf9-80b5-de621a57d231/?2 видеоролик ЕК ЦОР «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память» (N 135117)
Анимация, Web- страница интерактивная анимация
http://sc.edu.ru/catalog/res/e6f9f4cc-cc33-4860-8691-a90e304e1ea3/?