Программа элективного курса по экономике «Азбука экономики», 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ школа №19
Согласовано
Утверждаю
Директор школы
Заместитель директора по УВР
Е.В.Застрожников
В.А.Молькина
Программа
Элективного курса по экономике (17 часов)
«Основы экономики»
9 класс
Автор: Е.А.Григорьева
Учитель математики
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.
Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.
Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:
переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;
отсутствием специального предмета в школе;
недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.
Цель курса:
усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.
Задачи курса:
ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.
Работа элективного курса строится на принципах:
междисциплинарности;
научности и доступности;
экологичности;
личностно-деятельностного подхода;
гуманизации.
Каждое занятие включает в себя разнообразные формы: работу с классом, индивидуальную работу с учащимися и работу в малых группах. В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов. Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям девятиклассников, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить, поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.
Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
что такое экономика;
виды экономических систем;
функции денег;
роль государства в экономике;
взаимосвязь между ценой и спросом;
ценовую эластичность предложения;
равновесие рынка;
вклады, инвестиции, потребительский кредит и страхование;
роль малого бизнеса в экономике;
финансирование бизнеса.
должны уметь:
использовать полученные знания для решения простейших экономических задач и конкретных жизненных ситуаций;
различать виды экономических систем;
строить кривые спроса и предложения;
находить различия между эффектом цены и изменением предложения;
находить равновесную рыночную цену;
составлять бизнес-план;
определять потребности проекта в денежных средствах;
анализировать финансовые отчеты;
пользоваться различными источниками информации.
Формы контроля:
уроки самооценки и оценки товарищей;
презентация бизнес-плана;
тестирование;
задания в рабочей тетради;
работа в «экономической лаборатории».
Тематическое планирование элективного курса «Основы экономики».
(17 часов)
№
Тема
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекция
практикум
1
Что такое экономика?
2
1
1
Ролевая игра «Открываем ограниченность».
Анализ кривых производственных возможностей.
2
Экономические системы
2
1
1
Упражнение «Экономические загадки».
Тест.
3
Спрос
2
0,5
1,5
«Экономическая лаборатория».
Тест.
4
Предложение
2
0,5
1,5
«Экономическая лаборатория».
Тест. Экокроссворд.
5
Равновесие рынка
2
0,5
1,5
Построение графиков. Тест.
Решение задач.
6
Потребление, сбережение, вклады, инвестиции.
2
1
1
Анализ месячного бюджета семьи.
Тест.
«Экономическая лаборатория».
7
Бизнес и предпринимательство
3
1
2
Бизнес-план. «Экономическая лаборатория».
8
Финансирование бизнеса
2
1
1
«Экономическая лаборатория».
Тест. Экокроссворд.
Всего
17
6,5
10,5
Содержание обучения
Тема 1. Что такое экономика?
Что означает слово «экономика», каково его происхождение. Зачем экономика нужна человеку. Каким образом экономика обеспечивает людей средствами существования и создает условия существования. Где и как человек встречается с экономикой в своей жизни. Экономика большая и малая. Главная цель экономики. Три главные роли человека в экономике, три признака экономической деятельности человека. Что такое потребление продукции, товаров, услуг?
Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Проблема выбора. Процесс принятия решений.
Тема 2. Экономические системы.
Фундаментальные вопросы экономики: Что? Как? Кто? Экономическая система. Командная система. Традиционная система. Рыночная система. Смешанные экономические системы. Экономический образ мышления. Деньги.
Тема 3. Спрос.
Рынок. Структура рынка. Спрос. Закон спроса. Ценовая эластичность спроса.
Тема 4. Предложение.
Предложение. Индивидуальное и рыночное предложения. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены.
Тема 5. Равновесие рынка.
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная рыночная цена. Дефицит и избыток товаров и услуг.
Тема 6. Потребление, сбережения, вклады, инвестиции.
Источники денежных доходов. Семейный бюджет. Вклады, инвестиции, потребительский кредит, страхование. Права потребителя в условиях рынка.
Тема 7. Бизнес и предпринимательство.
Бизнес. Что такое предпринимательство и какое место оно занимает в экономике. Кто может и способен стать предпринимателем. Цели и задачи предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое. Особенности малого бизнеса. Как спланировать бизнес-сделку, как начать свое дело, где взять начальный капитал Бизнес-план.
Тема 8. Финансирование бизнеса.
Финансирование бизнеса. Распределение финансовых потоков. Финансовые рынки. Финансирование малого бизнеса. Финансовая отчетность бизнеса.
Список литературы.
Литература для учащихся.
Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
Литература для учителя.
Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
Равичев С и др. Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М., «Вита пресс»,2007.
Согласовано
Утверждаю
Директор школы
Заместитель директора по УВР
Е.В.Застрожников
В.А.Молькина
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
9 КЛАСС
Планирование составлено на основе программы элективного курса для 9 класса «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ» учителя математики Е.А.Григорьевой
2012-2013 уч год
№
п/п
№
Урока
Содержание урока
Кол-во час
Дата проведения
оборудование
план
факт
1
1
Что такое экономика?
1
8.09
2
2
Ролевая игра «Открываем ограниченность».
Анализ кривых производственных возможностей.
1
15.09
3
3
Экономические системы
1
22.09
4
4
Упражнение «Экономические загадки».
Тест.
1
29.09
5
5
Спрос
1
6.10
6
6
«Экономическая лаборатория».
Тест.
1
13.10
7
7
Предложение
1
20.10
8
8
«Экономическая лаборатория».
Тест. Экокроссворд.
1
27.10
9
9
Равновесие рынка
1
3.11
10
10
Построение графиков. Тест.
Решение задач.
1
10.11
11
11
Потребление, сбережение, вклады, инвестиции.
1
17.11
12
12
Анализ месячного бюджета семьи.
Тест.
«Экономическая лаборатория».
1
24.11
13
13
Бизнес и предпринимательство
1
1.12
14
14
Бизнес-план. «Экономическая лаборатория».
1
8.12
15
15
Защита бизнес-плана
1
15.12
16
16
Финансирование бизнеса
1
22.12
17
17
«Экономическая лаборатория».
Тест. Экокроссворд.
1
29.12
Заголовок 215