План-конспект урока по литературе: Н.В. Гоголь, биография, «Петербургские повести». Мотивы личного и социального разочарования.
План-конспект урока по литературе:
Н.В. Гоголь, биография, «Петербургские повести». Мотивы личного и социального разочарования.
Автор: преподаватель русского языка и литературы Луферчик Ангелина Станиславовна
Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»
Технология: личностно ориентированная
Справка: Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема "маленького человека".
Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя, и историки литературы говорят о втором, «петербургском», периоде в его литературной деятельности.
Содержание сборника:
Невский проспектНосПортретШинельЗаписки сумасшедшегоЦели урока:
- Дать представление о художественном мире Н. В Гоголя, познакомить с этапами его творческого пути;
- Совершенствовать умение студентов анализировать текст на примере повестей Гоголя, продолжить отработку навыков художественного чтения художественного произведения, развивать навыки составления конспекта лекции учителя;
- Воспитывать любовь к книге.
Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, анализ текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений.
Изучение нового материала. Повесть Гоголя «Шинель».
3.1. Вопросы к студентам (общие):
1. Расскажите о “горемычной жизни” Акакия Акакиевича.
2. Что вы думаете о «жизни и смерти чиновника Башмачкина».
3. Составьте портрет петербургского чиновничества.
4. Фантастическое в повести “Шинель”?
3.2. Слово учителя. По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь
Вчитайтесь и вдумайтесь в слова, ставшие темой урока “НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”. Кого же назвать можно “живой душой”? Почему проблема эта так мучила Гоголя? Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”. “Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
Замысел повести “Шинель” родился не сразу.
В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.
Вопросы к студентам:
Если Петербург не просто место действия, а зримый художественный образ, то, что он из себя представляет?
Попробуйте сравнить гоголевский Петербург с пушкинским, представленным в поэме “Медный всадник”
Сообщение студента «Петербург в повести “Шинель”. Сравнение “Медного всадника” А.С. Пушкина и “Шинели” Н.В. Гоголя:
Повесть “Шинель” входит в цикл “Петербургских повестей”. Поэма Пушкина “Медный всадник” тоже имеет подзаголовок “Петербургская повесть”. Вряд ли это является простым совпадением. Но ведь город этот изображён писателями по-разному. У Пушкина в поэме “Медный всадник” мы видим как будто два города: один пышный, величественный – “полнощных стран краса и диво”; другой – город бедных окраин. Для Акакия Акакиевича существует только Петербург заснеженный, вымороженный, где царствует “сильный враг всех, получающих четыреста рублей жалованья в год” - “наш северный мороз”, город смрадных и грязных подъездов, жалких трущоб. Оба писателя сочувствуют своим героям, только Гоголь видит жизнь А.А. как бы изнутри, а у Пушкина взгляд другой – понимающий, внимательный, но всё-таки взгляд со стороны. Трагедия Евгения вызвана стихийными силами (наводнением), а трагедия А.А. предопределена, в её основе безграничное одиночество “вечного титулярного советника”. Во всю свою жизнь он знал только две радости: вдохновенное переписывание (“Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью”) и “сооружение” новой шинели. Ему не для кого рисковать головой, да и смелым его не назовёшь.
3.4.Слово учителя.
Мы опять прикасаемся к теме “маленького человека”, сквозной для русской литературы.
Вопросы к студентам:
1. Кого мы называем “маленьким человеком”?
2. Как эта тема развивается в повести “Шинель”? Каким изображён главный герой повести?
3. Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
4. Как живет этот человек?
5. Каково отношение к нему сослуживцев?
6. Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
7. А каково авторское отношение?
8. Башмачкин - несчастный или посмешище?
3.5. Слово учителя.
Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.
“В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха”. Сравнение с мухой писатель повторяет дважды. Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: “Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп”.
- Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.
- Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания.
Гоголь не скрывает ведь убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить. Почему же он как приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка?
Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени. Почему?
По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как звали отца. Не символично ли это?
-Продолжение доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника.
- Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” – не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?
- Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?
- Это и судьба, и характер.
Вопрос к студентам:
А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?
Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.
Если попытаться очень короткой цитатой определить судьбу А.А., то возникает, прежде всего, образ “вечного титулярного советника”. Маленький винтик чиновничьего механизма, страшного и жестокого, перетирающего и ломающего “большие” и “малые” части, уничтожающего человеческое в человеке.
И вот в жизни этого «маленького человека» появился «луч света». Что это? Шинель.
Вопросы к студентам:
1. Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого?
2. Появление шинели приоткрывает ли душевный мир героя?
3. Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
4. Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
5. Где кульминация повести? Опишите петербургскую площадь, на которой происходит ограбление Акакия Акакиевича. В чем заключается особый драматизм этой ситуации.
Повесть не укладывается в самые проницательные истолкования – за их пределами ещё остаётся многое, что может заметить читатель. Так ли тщетна попытка “сооружения шинели”? Ведь шинель всё-таки отняли, как отняли жизнь. Шитьё шинели стало не просто спасением тела от холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства. Это был подвиг не только А.А., но и пьяницы-портного Петровича, который прежде занимался “одной починкой, а тут соорудил целую шинель. Он душу в неё вложил, каждый шов сделал любовно, а потом, уплотняя его, прошёлся собственными зубами. Как истинный художник, Петрович не погнался за гонораром, взял за шитьё самые малые деньги, зато, вручив бережно шинель, шёл тайком за А.А., чтобы ещё раз полюбоваться на своё творение. Кто является истинным героем повести: Акакий Акакиевич Башмачкин или шинель?
4. Заключение.
Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных . Как не вспомнить Евангелие:
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.
К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ. Поэтому слова из рассказа Чехова “Крыжовник”: “Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.
Итоги урока.
Оценки. Домашнее задание.