План урока на тему: Ремонт шатунно-поршневой группы. 
                                 Разработка плана урока   
Тема: Ремонт  шатунно-поршневой группы.Под тема: Ремонт деталей  кривошипно-шатунного  механизма ,установить  дефект поршней.
Цели урока: Дифференцированное обучение по КШМ 
а) Обучающее :Ознакомить   учащихся  с    технологией    определения  дефектов  поршней. Показать и научить  пользоваться   измерительными инструментами и приспособлениями. 
.б) Воспитывющее:  Воспитывать  учащихся о строгом соблюдении  закона  РК" О труде",   инструкции  по ТБ и  электротехнике, пожарной безопасности , профсанитарии  и  гигиены,охране окружающей среды.  
в)Развивающее; В процессе  производственного обучения  формировать у учащихся  профессиональные,сенсорные, умственные и моторные навыки и умения   определять    и  устранять   дефекты  поршней.
г)Производственно-технологические: научить  пользоваться    таблицами  и  справочниками  по  определению    размеров   гильз  цилиндров и соответственно подбирать поршневую группу .
 Материально-техническое  оснашение урока:
а)Учебники :   Ремонт  автомобилей-  Ю.И.Березовский. 
б) Плакаты по ремонту КШМ  и  ГРМ
 в)  Измерительные, увеличительные инструменты    .
г) Стальные ленты с рукояткими для очистки канавок поршня , специальные приспособления .
Методы  проведения  урока  производственного  обучения.
Тип урока; Комбинированный (словесный демонстративный) 
Форма организации урока ;Фронтально-групповая (звеньевая)
                  Ход  урока производственного обучения    
1Вводный инстуктаж;
а) Организационная часть урока  -5 минут: Приветствие с учащимися:  проверить посещаемость,  внешний вид  спец.одежда, обувь,головной убор по требованию  правил  техники  безопасности.
б)Проверка знаний по пройденной теме;
1) Как восстановливается гильзы цилиндров  двигателя ЗИЛ-130?
(2 вида-растачивания; Хонингования )
2).При измерения диаметров гильз цилиндров они чем измеряется?
(Индикаторным  нутромером)
3).Из  какой марки   металла  изготовлен   блок цилиндров  двигателей  грузовых  автомобилей?
(Из серого чугуна-СЧ 35-10  ЗИЛ 130  ,ГАЗ 53 А- дюраль,  камаз СЧ 24-46)
3.Какие гильзы устанавливается?(Мокрые, вставные)  
4.Назовите  основные  дефекты  блока  цилиндров?(Пробоины ,сколы трещины различного размера  и  расположения ,  износ цилиндров деформация  посадочных отверствий  под гильзу, износ  гнезд  вкладышей  коренных  подшипников,  гнезд клапанов,  облом шпилек ,срыв резьбы  в отверствиях )
5.Каким способом устанавливают дефекты блока цилиндров?(осмотром,обмером цилиндров и опресовкой. осмотром обнаруж ивают пробоины, сколы,заметные  для глаза трещины ,срывы резьбы,состояние зеркала цилиндров)
6.Под каким давлениям  пресуется  рубашка охлаждения блока? (4-5 кгс /см нагнетания на специальном стенде)
7. Какие операции делают перед сваркой блока  цилиндров?(При наличии трещин,проходяших через зеркало цилиндров бракуется,в доступных местах заваривают предварительно  перед сваркой реколируется блок цилиндров.Колить до температуры  600-650 градусов трещину заваривают   газовой сваркой применяя нормальное пламя, флюс и чугунно-медный присадочный пруток диаметром 5мм шов должен быть ровным, сплошным и выступать над поверхностью основного металла 1,0 - 1,5 ммПояснение на ответы учащихся -  5 мин. 
I. Вводный инструктаж – 35 мин
а) Сообщение темы и цели урока 
б) объяснение нового материала
1) Что вы знаете о КШМ и какие детали туда входят (КШМ служит при возвратно-поступательном движении поршня во вращательное движение коленчатого вала )
-( ответ: коленчатый вал с противовесом, шатун , поршень с кольцами, пальцы)
2) Из какого материала  изготовлен поршень и из чего состоит? ( поршень состоит из головки, юбки, днища, бобышки, изготовлено из стального  алюминиевого сплава) 
3) Основными дефектами поршня являются; - нагар на днище и канавках; износ канавок под кольца, отверстий в бобышках, трещины и царапины на стенках.
4) Чем очищается канавки поршня от нагара? -( применяют приспособление в виде стальной ленты с рукоятками на внутренней поверхности которого закреплены резцы).
5)   Изношенные отверстия в бобышках поршня, что делаем? - (восстанавливает развертывание с последующей постановкой поршневого пальца увеличенного размера. Незначительные риски или царапины на наружной  поверхности поршня удаляют наждачной бумагой).
6) Как подбираются поршневые кольца? -( подбор новых колец производятся в соответствии с размерами поршня и цилиндра при этом производят на прокатку его в канавки и если при заедании  щупом замеряют зазор).
7) Как подбирается   поршневые кольца и как устанавливаются  на цилиндр? - (кольца можно устанавливать в калибр внутренний диаметр которого равен диаметру цилиндра, стыки колец должны быть параллельны тех условиях установленные для каждого двигателя определяется величиной зазора). Для компрессионных зазор должен быть 0,3 - 0,5 мм ,а для маслосъемных 0,15 -0,45 ммII. Текущий инструктаж и упражнения учащихся  180мин
Ознакомление уч-ся с предстоящей работой, выдача задания учащимся 
2) Упражнения уч-ся: определить неисправность и способы устранения - недостаточная компрессия; износ поршней - замерить поршня; износ гильз цилиндров -заменить гильзы
повреждения (прогара) прокладки; -заменить прокладку головки блока
поломки и пригорания поршневых колец; -заменить поршневые кольца нарушился регулировка тепловых зазоров  ГРМ ? - отрегулировать зазор 
не плотно прилегают клапана к седлам ; - притереть клапана 
III. Целевые обходы рабочих мест учащихся   60 мин
- проверить подготовку рабочих мест  
- правильность выполнение технологии  разборки  и  сборки  двигателя 
- проверка  работы измерительных инструментов 
- проследить за соблюдением правил техники безопасности 
IV. Заключительный инструктаж 20 мин
а) провести анализ качества выполненных   упражнений 
б) рассказать учащимся допущенные типичные ошибки, причины и меры устранения и предупреждения (ошибок  не должно быть)
в) задание на дом: РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ - автор Ю.И. Березовский 
стр. 370-371. Спутник водителя - автор В.П. Козлов стр. 11-16.
Используемая литература:
1.    Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых 
       автомобилей; «Академия», 2006.-544с.
2.    Покровский Б.С. Слесарное дело «Академия», 2003.-320с.
3.    Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей «Академия», 2005- 496с.
4.    Волгин В.В. Ремонтируем двигатели автомобилей ВАЗ «Русь Автокнига» 2001- 111с