Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс (ЗУНы)



Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс (34 часа)

урока Сроки выполнения Название раздела
(кол-во часов),
темы уроков Практическая часть Формы и темы контроля Оборудование
план факт Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел 1. Источники географической информации (19 ч.)
Тема 1: Развитие географических знаний о Земле – 4 ч.
1 6.09 Географические методы изучения окружающей среды Определять значение географических знаний в современной жизни. Главные задачи современной географии.
Выявлять методы географической науки в жизни общества.
Устанавливать
Основные приемы работы с учебником.
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Познавательные
Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии
Создание историко-географического образа объектов Земли
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Устанавливать основные приемы работы с учебником
Устный опрос Учебник, тетрадь.
2 13.09 Развитие географических знаний о Земле Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Показывать по картам территории древних государств.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаний в древних государствах. Регулятивные
Работа с картой, сравнение современной карты с древними
Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях
Познавательные
Поиск информации по накоплению географических знаний
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого Фронтальный опрос. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
3 20.09 Выдающиеся географические открытия Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации.
Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама
Х. Колумб
Ф Магеллан, Ф. Дрейк, Тасман, Дж. Кук
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев
Ермак, И. Москвин,
С. Дежнев
Р. Амундсен
Р. ПириПрослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах
Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО
Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. Познавательные
Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте
Поиск информации о путешественниках
коммуникативные
Обсуждение значения открытий
Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях Составление таблицы маршрутов путешествий. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
4 27.09 Современный этап научных географических исследований. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей. Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.
Выделять и анализировать источники географической информации.
Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.
Познавательные
Поиск информации о путешественниках
Определение значения географических исследований для жизни общества
Регулятивные
Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом
коммуникативные
Обсуждение значения географической науки в парах, группах Индивидуальный и фронтальный опрос, работа с карточками. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
Тема 2: Земля - планета Солнечной системы – 4 часа
5 04.10 Земля – планета Солнечной системы Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Познавательные
Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы
Описание уникальных особенностей Земли как планеты
Коммуникативные
Оценить действие партнеров Беседа Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
6 11.10 Форма, размеры и движение Земли. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг соей оси». Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Познавательные
Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Регулятивные
Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года.
Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное
Коммуникативные. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений Работа со схемой «Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси».
Схемы земли, учебник, глобус.
7 18.10 Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.
Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца.
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений Работа с картой.
Учебник, тетрадь
8 25.10 Пояса освещённости Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений Работа со схемой «Пояса освещенности»
опрос. Учебник, схемы, тетради.
Тема 3: План и карта – 11 часов
9 08.11 Ориентирование и способы ориентирования на местности.
План местности. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде
План местности. Особенности изображения местности на плане
Условные знаки. Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым организмам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.
Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Использовать
оборудование для глазомерной съемки.
Составлять
простейшие планы местности небольшого участка. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
-формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности Ориентирование на местности, работа с планом. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
10 15.11 Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб и его виды. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот Познавательные
Знакомство с понятием «Масштаб» и умение его определять.
Регулятивные
Умение работать с измерительными приборами
Коммуникативные
Работа в группе Измерение расстояний с помощью масштаба.
Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
11 22.11 Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.
Относительная высота.
Абсолютная высота. Горизонтали. Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.
Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.
Познавательные
Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности
Регулятивные
решение задач по определению абсолютной и относительной высоты
Уметь составлять план местности простейшим способом
Коммуникативные
работа в группах Работа с карточками. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
12 29.11 Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Определять самые высокие точки относительной высоты точек и форм рельефа на местности Познавательные
Иметь представления о понятиях. Знать способы определения съемки местности.
Регулятивные
Умение работать с измерительными приборами
Коммуникативные
Работа в группе Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
13 06.12 Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. Топографическая карта
Способы глазомерной съемки местности. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности. Познавательные
Иметь представления о понятиях. Знать способы определения съемки местности.
Регулятивные
Умение работать с измерительными приборами
Коммуникативные
Работа в группе Топографический диктант.
Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
14 13.12 Географическая карта – особый источник информации Глобус – объемная модель Земли.
Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.
Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Распознавать
различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые
Читать карты различных видов на основе анализа легенды.
Определять
зависимость подробности карт от ее масштаба.
Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.
Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты.
Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. Познавательные
Знать определение «Географическая карта» и уметь определять виды карт
Регулятивные
Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.
Коммуникативные
Формировать компетентности в общении. Географическая викторина. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
15 20.12 Градусная сетка Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.
Определение направлений и расстояний по карте Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.
Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
Определять
расстояние  с помощью градусной сетки.
Составлять описание маршрута по топографической карте.
Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. Познавательные Знакомство с градусной сеткой. Уметь определять и сравнивать меридианы и параллели на карте.
Регулятивные
Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого Работа с глобусом. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
16 10.01 Географические координаты Географические координаты.
Географическая широта. Определение географической широты объектов.
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.
Часовые пояса. Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов. Познавательные Знакомство с градусной сеткой. Уметь определять и сравнивать меридианы и параллели на карте.
Регулятивные
Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого Работа с картой, опрос. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
17 17.01 Определение географических координат объектов на карте Географические координаты.
Географическая широта. Определение географической широты объектов.
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.
Часовые пояса. Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов. Познавательные Знакомство с градусной сеткой. Уметь определять и сравнивать меридианы и параллели на карте.
Регулятивные
Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого Определение географических координат объектов на карте
Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
18 24.01 Решение практических задач по плану и карте Географические координаты.
Географическая широта. Определение географической широты объектов.
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.
Часовые пояса. Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов. Познавательные Знакомство с градусной сеткой. Уметь определять и сравнивать меридианы и параллели на карте.
Регулятивные
Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого Решение практических задач по плану и карте. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
19 31.01 Составление описания местности по планам и картам Съемки местности своей территории. Проведение глазомерной съемки на школьном дворе. Составление плана местности своей территории. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов. Познавательные Знакомство с градусной сеткой. Уметь определять и сравнивать меридианы и параллели на карте.
Регулятивные
Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого Составление описания местности по планам и картам.
Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
Раздел 2. Природа Земли и человек – 15 часов
Тема 4: Человек на Земле – 3 часа
20 07.02 Заселение человеком Земли. Основные пути расселения древнего человека.
Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Беседа, опрос. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
21 14.02 Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Расы и народы мира. Их отличительные особенности.
Численность населения на Земле.
Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.
Крупные государства и города мира. Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселенные территории суши. Выделять самые крупные по площади государства Земли. Коммуникативные
Умение слушать товарища
Соблюдать правила поведения в кабинете мини-сообщения Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
22 21.02 Сравнение стран мира по политической карте Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию. Умение работать с картой мира и сравнивать наиболее известные страны. Устанавливать основные приемы работы с учебником
Сравнение стран мира по политической карте.
Работа с картой.
Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
Тема 5: Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 часов
23 28.02 Земная кора и литосфера Внешние и внутренние силы Земли
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора
Типы земной коры, ее строение под материками и океанами Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.
Анализировать схему «Типы земной коры »
Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Работа с картой «Литосферные плиты», индивидуальный опрос. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
24 07.03 Горные породы, минералы и полезные ископаемые Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать
простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.
Анализировать схему преобразования горных пород. Познавательные
Определять горные породы по их свойствам
Коммуникативные
работа в группах
Регулятивные
Сравнивать  горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам Изучение свойств горных пород, работа с минералами. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
25 14.03 Движения земной коры Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.
Землетрясения и их причины.
Сейсмические районы и пояса Земли.
Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.
Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.
Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.
Землетрясения и их причины.
Сейсмические районы и пояса Земли.
Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.
Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.
Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Познавательные
Выявлять зависимость рельефа от движения земной коры
Регулятивные
Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры, сравнивать и  анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой Коммуникативные Работа в группе Работа со схемами залегания горных пород, индивидуальный опрос.
Игра «Географический калейдоскоп» Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
26 21.03 Землетрясения и вулканизм 27 04.04 Рельеф Земли. Равнины Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
Основные формы рельефа суши.
Горы и равнины особенности их образования.
Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.
Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Познавательные
Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики
Регулятивные
Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой.
Выполнять  практические задания по карте и плану.
Выявлять  особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных  форм  рельефа дна океана с границами литосферных  плит
Коммуникативные Оценить действие партнеров Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
28 11.04 Равнины. Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России. 29 18.04 Рельеф Земли. Горы. Различие гор по высоте, возрасту и размерам.
Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать рельеф своей местности. Регулятивные
Умение работать с картой. Устанавливать основные приемы работы с атласом.
Коммуникативные Самостоятельный анализ. Организовать работу в паре. Работа с картой по плану. Опрос. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
30 25.04 Горы. Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России. 31 01.05 Описание рельефа северо-западного Крыма. 32 09.05 Решение практических задач по карте. (Разработка проекта «Скульптурный портрет планеты») Разработка проекта
«Скульптурный портрет планеты»
Правила работы с контурной картой Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее. Выполнить проектное задание в сотрудничестве. Разработка проекта
«Скульптурный портрет планеты»
Правила работы с контурной картой Проектная работа Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
33 16.05 Человек и литосфера. Значение литосферы
для человека
Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. Значение литосферы
для человека
Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. Мини-сообщение Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.
34 23.05 Повторение курса географии 5 класса. Подведение итогов. Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий Разноуровневое тестирование. Учебник, атлас земной поверхности, схемы материков и океанов.