Тренинг конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми.


1. Тренинг  конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся через психологическую коррекцию агрессивных тенденций в поведении, для обучения навыкам адаптивного поведения.
Задачи:
Обучить детей способам самоконтроля – отрабатывать навык реагирования на агрессивные воздействия.
Оптимизировать общение ребёнка со сверстниками через выработку механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи.
Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности учащихся, снять эмоциональное напряжение во взаимодействии между собой.
Приветствие
Вводная лекция
Участникам заранее сообщается о той работе, в которой они будут участвовать.
Цель: Ознакомление участников с понятием «тренинг», его целями, задачами, этапами, и возможными результатами.
Целевая установка
Цель: создание дружелюбного и безопасного настроя детей на взаимодействие.
Установление правил работы группы
Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные изменения и происходящее в группе в ходе коррекционной работы.
каждый может говорить что хочет, задавать вопросы или не отвечать на них; получать или уточнять любую информацию;
то, что происходит или говориться в группе, должно остаться в этих стенах и не распространяться на взаимоотношения вне пределов группы, происходящее в группе не обсуждается с посторонними;
избегать оценочных суждений, исключить из лексикона оскорбления или слова, которые могут унизить.
Упражнение «Палитра настроения»
Цель: помощь учащимся в осознании собственных чувств.
Ведущий: «Мне важно знать ваше настроение, в какой цвет вы его окрасите. Нарисуйте на палитре свое настроение, выбрав необходимый цвет. Какое настроение у группы?»
Упражнение «Знакомство»
Детям предлагается познакомиться друг с другом по кругу. Нужно представиться по имени и сопроводить это определённым движением. Когда все участники представятся, по второму кругу, начиная с ведущего, все повторяют своё имя, но прежде называют имя предыдущего участника.
Упражнение «Поздороваемся …»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев».
Участники перемещаются по помещёнию под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.) с наибольшими количеством присутствующих.
Игра «Комплименты»
Цель: Активизация деятельности, формирование позитивного эмоционального состояния учащихся.
Детям объясняется значение комплимента. Приводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: Снятие напряжения, сплочение группы.
Процедура проведения: Участниками предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.
«Поменяйтесь местами те, кто ... ». Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:
любит болтать по телефону;
кто любит красный цвет;
кто любит мороженое;
у кого есть дома собака (кошка);
кто любит ходить в кино;
кто любит петь;
кто любит танцевать;
кому сколько лет;
кто первый раз участвует в тренинге;
кто любит читать фэнтези;
кто любит смотреть телесериалы;
Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).
Игра «Запомни»
Цель: Понимание другого человека и развитие внимательного к нему отношения.
Дети делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, насколько ребёнок был точен.
Упражнение «Волчьи игры»
Цель: Отреагирование чувства злости, снятие мышечного напряжения.
1 часть
Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки, низко рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре – волк, другой – зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает всё, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли» и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учится предупреждать, что он злой и учится понимать эти предупреждения.
2 часть
Молодые волки (сказка «Три поросёнка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона для труда по принципу карточного домика складывается дом. Задача молодого волка сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.
Игра «Король»
Цель:
Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Он получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо». В роли короля они даже могут проявить определённую щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре чётко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в классе.
Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королём? Какие преимущества получает тот, кто становится королём? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королём. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать всё, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он можем позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его неспи на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питьё, что бы слуги были у него «на посылках»" и так далее. Кто хочет стать первым королём?
Пусть со временем каждый ребёнок получит возможность побыть королём. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребёнка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания; внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Анализ упражнения:
Как ты чувствовал себя, когда был королём?
Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
Что ты чувствовал, когда был слугой?
Легко ли тебе было выполнять желания короля?
Когда королём был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
Игра «Обзывалки»
Цель: знакомство с игровыми приёмами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов…
Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – моя морковка»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость!»
Рефлексия. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Упражнение «Палитра настроения»
Цель: помочь детям прояснить собственные состояния, переживания.
Ведущий: В какой цвет сейчас вы окрасите своё настроение, нарисуйте, пожалуйста.
Обсуждение: Изменился ли цвет вашего настроения?
Ритуал прощания
Цель: Поддержание благоприятной психологической атмосферы.
Оценка занятия в эмоциональном аспекте (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Рефлексия:
что понравилось?
что было сложно?
чему научились?