Презентация по русскому языку.Подборка материалов из ФИПИ. Выразительные средства языка.


Задания из ФИПИ. Готовимся к ОГЭАвтор учитель русского языка и литературыДубняк М.А. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?   1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!   2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.   3) Здорово, юный жених!   4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.    2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:–  Жучка, Жучка!   3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.   4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.   2) Какое это было счастье –  полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...   3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?   4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой –  работать. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?   1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.   2) Сергеева –  артистка театра, молодая и красивая женщина.   3) –  Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.   4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают… Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.   2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.   3) Это моего отца убили... –  закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.   4) Он был рад, что мать не видит его слёз. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.   2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.   3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.   4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.   2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.   3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки  – Нюра и Рая Ивановы.   4) Впереди было ещё почти два года блокады... Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.   2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.   3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.   4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.   2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.   3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.   4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.   2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.   3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.   4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…    2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.   3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.   4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.   1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.   2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик –  ведомым.   3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.   4) Она стала листать классный журнал. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.   2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?   3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.   4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».   2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.   3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.   4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.   1) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу –  началась детская игра «А ну-ка, отними!»...   2) Тот сидел сгорбясь –  локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, –  взглядом упирался в одну точку –  от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.   3) Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!   4) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...   2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...   3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.   4) Пришло время удивляться Валерке. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.   2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.   3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября –  несильно и назидательно –  на большой перемене.    4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Птицы замолчали, уступив место нашему герою.   2) Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.   3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.   4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…