Внеклассное мероприятие по экономике Знатоки экономики
Внеклассное мероприятие по экономике для 11 класса на тему
“Деньги, денежки, копейки”
Тип: игра – путешествие (получение новых знаний на основе имеющихся).
Цель: формирование экономического кругозора, расширение представления об истории, функциях и видах денег.
Форма: фронтальное (10–16 лет).
Методы: словесные (рассказ, вопросы), наглядные (слайды), практические (подбор материала, разгадывание ребусов и кроссвордов).
Технологии: развивающие, гуманно-личностные, информационно-коммуникативные.
Оборудование, оформление и реквизит: карточки с кроссвордами, ребусами, заданиями; листы бумаги для выполнения задания, фломастеры, мультимедийная презентация “Деньги, денежки, копейки”.
ТСО: медиапроектор.
Ведущий: Давным-давно, когда люди, чтобы выжить, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины. У них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Те, у кого было много овец. Меняли их на одежду. Охотники меняли мясо на зерно. Рыбаки, наловившие много рыбы, меняли её на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар. Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки, то животные (например, коровы). На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.
Гораздо позже в качестве товарных денег стали использовать металл в слитках, а потом перешли к чеканке монет из драгоценных металлов.
Сообщения о происхождении слов, которые обозначают название денег.
(Эти сообщении могу рассказать я сам как ведущий если они хотят этого ).
1-й учащихся: Что означает слово “монета”? Это имя (а точнее прозвище) древнеримской богини Юноны Моneta – по латыни “советчица”. Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени “хозяйки” храма они стали называться монетами. (Слайд 2)
2-й учащихся: А слово “деньги” (в древнерусском языке употреблялось и единственное число – деньга) известно у нас с конца XIV в. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками. (Слайд 3)
Ведущий: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны. Ногаты, куны. (Слайд 4).
Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр.
Ногата и куна – это часть гривны.
3-й учащихся : Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. От слова “рубить” (древнее – рубь – край, грань) и произошло название. (Слайд 5)
4-й учащихся: При Иване Грозном в XYI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их “копейными деньгами” или копейками.
I. Задание. (Слайд 6).
Расположить по степени возрастания старинные деньги. (Слайд 7)
(Командам раздаются карточки с названиями старинных денег.)
Ответ: копейка, алтын, гривенник, пятиалтынный, двугривенный, рубль.
(1 копейка, 3 копейки, 10 копеек, 15 копеек, 20 копеек, 1 рубль.)
Ведущий: Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, пеня, марка и т.д.
II. Турнир вопросов. (Слайд 8)
Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)
Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)
Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)
Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)
Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)
Что такое “евро”? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)
III. Задание “По странам и континентам”. (Слайд 9)
Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту.
1. Литва2. Латвия3. Венгрия4. Италия5. Индия6. Япония 1. Иена2. Лира3. Рупия4. Лат5. Форинт6. Лит
Литва – лит; Латвия – лат; Венгрия – форинт; Италия – лира; индия – рупия; Япония – иена. (Слайд 10).
Игра со зрителями. (Слайд 11)
Иена – Япония; Доллар – США, Канада и другие страны; Евро – европейские деньги; Фунт – Великобритания, Египет, Турция и другие страны.
IV. Задание “Ребусы”. (Слайд 12)
1. Рынок.
2. Товар
V. Задание “Лесенка от А до Я”. (Слайд 13)
Стоимость одной единицы товара.
Вещь, предназначенная для продажи.
Денежная единица страны.
Обесценивание денег.
1. Цена. 2. Товар. 3. Валюта. 4. Аукцион. 5. Инфляция.
Подведение результатов “Лесенка от А до Я”. (Слайд 14)
VI. Аукцион пословиц.
О труде, бережливости, экономии, смекалки.
Команды по очереди называют по одной пословице.
Копейка рубль… бережет.
Даром… ничего не дается.
Ничто не возникает из... ничего.
Одна пчела немного меда... натаскает.
Всякий человек в деле… познается.
Скупой платит… дважды.
Без труда нет... плода.
Глаза боятся, а руки… делают.
Доброе начало – половина… дела.
Мало хотеть – надо… уметь.
Игра со зрителями. Продолжи пословицу. (Слайд 15)
Награждение.
Ведущий: Некоторые люди думают, что счастье – это много иметь денег. Но деньги – это только средство, чтобы купить какие-нибудь вещи. За деньги счастье не купишь, не купишь и друзей. (Слайд 16)