Доклад на тему Использование Smart Board на уроках английского языка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №1
(с углубленным изучением отдельных предметов)
им. Степана Васильева
Использование интерактивной доски SMART Board на уроках английского языка
Работу выполнила:
учитель английского языка
Никифорова М. В.
г. Нюрба 2016г.
Содержание
Введение…………………………………………………..………………………3
1. Понятие Smart Board……………………………..……………………………5
2. Рекомендации по использованию SMART Board……………………………6
3. Практическое применение Smart Board на уроке английского языка по теме «Healthy Life» в 6 классе……………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………...……12
Введение
Огромную роль в овладении учебными предметами играет мотивация, настроенность учащихся на учебу. Особенно это касается иностранных языков, так как процесс изучения языков требует от учащихся усидчивости, постоянной концентрации внимания и зачастую «зазубривания» материала (новых слов, диалогов, текстов). Разнообразить процесс и увлечь учеников можно с помощью различных технологий, таких как компьютеры и интерактивные доски.
Актуальность темы в том что, использование информационных технологий в учебном процессе сегодня значительно повышает эффективность преподавания иностранных языков.
Объектом исследования является обучение английскому языку.
Предметом исследования данной работы является использование Smart Board в обучении английскому языку.
Цель данной работы – подробно рассмотреть современные технологии, а именно использование Smart Board, на уроках английского с целью его широкого применения в учебном процессе.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
изучить и анализировать методическую литературу по теме исследования;
рассмотреть рекомендации по составлению упражнений, используемых при коммуникативном методе обучения;
разработать план урока с использованием Smart Board.
Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию  иностранного языка в реальной жизни. Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Мультимедийные технологии подразумевают использование таких аудиовизуальных и интерактивных средств обучения как:1) программные средства, а именно, мультимедийные диски, презентации, видео и  аудио материалы, ресурсы сети Интернет;2) оборудование, позволяющее использовать вышеперечисленные программные средства, то есть ПК, аудио-, видео- аппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Но если мы используем лишь «компьютер – проектор – экран», работа организуется только в просмотровом режиме, учитель лишен возможности делать пометки, выделять, указывать связи, то есть анализировать  явления или текст непосредственно на уроке. Кроме того,  как правило, экран устанавливается поверх обычной доски, что весьма затрудняет их одновременное использование.
На сегодняшний день наиболее универсальным техническим средством обучения являются электронные интерактивные доски, например SMART Board. Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий позволяет не только сделать урок более интересным, повысить мотивацию учащихся, но и совместить различные школьные предметы (информатика, ИЗО, МХК). Использование SMART Board на уроках дает огромную возможность варьировать выполнение «монотонных» заданий по грамматике, использовать красочные, современные иллюстрации, показывать актуальные сюжеты, взятые из интернета, а также прослушивать «живые» записи носителей языка.
1. Понятие SMART Board
На своих уроках английского языка я использую SMART Board с программным  обеспечением  SMART Notebook серии 10. Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов английского языка.  Во-первых, это богатейший иллюстративный материал. Во-вторых, картинки удобно структурированы по темам (человек, животные, погода, природа, транспорт, одежда и т.д.). В-третьих,  вставив рисунки в определенный фон, можно на материале картинок организовать речевую ситуацию, что способствует развитию связной речи. И наконец, в-четвертых, их можно копировать как в сам Notebook, так и в редакторы Word и Power Point. 
Данная программа позволяет не только самим создавать свои уроки (строить таблицы, размещать иллюстрации, печатать грамматические правила, которые в дальнейшем будут сохранены в памяти компьютера, что позволит избежать многократного написания этих правил на обычной доске), но и содержат набор интерактивных заданий, которые можно использовать на уроках. Преимущество этих заданий состоит в том, что учителю не нужно придумывать различные упражнения, а просто один раз изучить возможности SMART Board и ввести в задания нужный для урока материал. Далее я хотела бы подробнее рассказать об этих упражнениях.
Приведу некоторые приемы использования интерактивной доски на уроке. При изучении темы «Множественное число имен существительных» эффективно использую функцию доски «клонирование», которая позволяет увеличивать количество одинаковых картинок. Эта функция может быть использована также  при изучении темы «Числительные».
При обучении постановке вопроса, когда в английском предложении необходимо «переставить слова местами», прибегаю к помощи функции «сгруппировать \ разгруппировать», которая позволяет переставлять слова в предложении.
2. Рекомендации по использованию SMART Board на уроках
Для успешного освоения английского языка на уроках необходимо поддерживать живую творческую атмосферу. Тут на помощь приходят инструменты интерактивной доски Lesson Activity Toolkit, с помощью которых составляю кроссворд или организую лексико-грамматическую игру с помощью Flash-анимаций. Например, «кубик» при изучении и закреплении лексики. Творческие  задания в разделе Poetry  способствуют написанию английского стихотворения с метафорой с использованием заданных слов.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
Интерактивная доска позволяет самостоятельно подготовить серию упражнений по той или иной лексико-грамматической теме. При контроле обученности английскому языку широко применяется так называемое упражнение на множественный выбор. Средства интерактивной доски позволяют создавать данные упражнения, применяя как словесный материал, так и иллюстративный в виде предметных или сюжетных картинок. Я  предварительно ввожу и  «ключ» к заданию, чтобы обучающиеся смогли сами проконтролировать правильность его  выполнения. При обучении связному рассказу использую имеющийся в программе набор определенных фонов и картинок. Так как возможно менять картинки в процессе построения устного высказывания, следовательно, и сюжетная линия рассказа выстраивается по-разному.
Ценной представляется и программа SMART Video, позволяющая просматривать видеоматериалы без обращения к прикладным программам. Как  известно, просмотр видеосюжета на английском языке значительно расширяют объем воспринимаемой информации.
Большие возможности открывает интерактивная доска при условии подключения к сети Интернет. Британскими и американскими методистами созданы целые системы уроков для обучения различным аспектам английского  языка. Например, на сайте www.britishcouncil.org предлагаются различные варианты разработок уроков  с использованием интерактивной доски как общего визуального средства и индивидуальной работы ребенка на компьютере. К сожалению, пользоваться ими можно только в режиме on-line, что естественно создает некоторые трудности. Необходимо указать родителям и ученикам, к каким сайтам лучше всего обращаться, чтобы, во-первых, сократить время поиска, и,  во-вторых, кто как ни учитель лучше всего знает, какие упражнения являются самыми эффективными для усвоения того или иного языкового материала.
Известно, что в настоящее время весьма проблематично заставить ребенка читать, к сожалению, к книге дети стали обращаться  все меньше и реже. Для повышения интереса к данному виду речевой деятельности целесообразно использовать упражнение с применением интерактивной доски. В первом задании дети по предложенным опорам сами придумывают слова, это может быть либо прилагательное, либо существительное, обозначающее тот или иной предмет, выбор зависит от индивидуального задания. Далее  компьютер сам составляет текст, включая написанные учеником слова. Ребенок с интересом  читает «свое произведение». 
Используя  интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу в электронном виде, что значительно  экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. При таком  сохранении заданий, выполненных учеником на доске, можно проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.
 
3. Практическое применение Smart Board на уроке английского языка по теме «Healthy Life» в 6 классе
На своих уроках в 5 и 6 классах я использую УМК О. В. Афанасьевой, а с 7 по 11 классы УМК “New Millennium English”. На примере упражнений из этих учебников я и покажу задания, которые дети с удовольствием выполняют на доске SMART Board на моих уроках. Для того чтобы начать работать с упражнениями нужно войти в программу Notebook, выбрать раздел Lesson Activity Toolkit и найти нужное задание. Ниже я подробно описываю предложенные упражнения по теме «Здоровье» в 6 классе.
Слайд 1. Титульный лист. Он имеет разные формы, содержит цель, задачи, заметки преподавателя, заметки к уроку. Наш слайд имеет значок «громкость» нажав на него, мы услышим звук. Этот звук можно скачать из интернета или же добавить из самого компьютера. На данном уроке звучит спокойная музыка.
Слайд 2. Здесь мы повторяем пройденные лексические единицы по теме. Учащиеся делают это весело и с особым интересом, так как шарики когда на них нажимаешь, лопаются.
Слайд 6. Ученики сами, двигая фразы, составляют сложное предложение.
Слайд 8. Показ мультфильма про Пэдди, который заболел, скаченного из интернета. Ученики могут смотреть, читать и слушать одновременно фразы, слова по изученной теме.
Слайд 9. Требуется соединить правильный перевод пословиц. Ученик перетаскивает предложения поставив их в нужное место, затем сам проверяет нажав на ключ.
Слайд 12. На этом слайде ученик должен сгруппировать еду в две группы (здоровая / нездоровая) пища, перетаскивая картинки.
Слайд 14. Ученик проверяет себя на знание перевода изученной лексики. Ширма закрывает ответы.
Слайд 15. Выбор правильного ответа. Если название подобрано верно - возникает зеленая «галочка», если неверно - красный крестик.
Слайд 16. Нажимаем Edit, вводим правильный вариант задания, компьютер расставляет предложения вперемешку. Ученики руками перемещают их на правильное место. В конце задания компьютер делает проверку. Если задание сделано правильно, появляются зеленые «галочки», если неправильно – красные крестики.
Слайд 17. Также можно воспользоваться двусторонним квадратом “click and reveal square”. На одной стороне можно набрать вопрос, на другой дать правильный ответ и предложить ученикам командную игру, кто ответит правильно на большее кол-во вопросов. Ответы проверяются сразу же.
Слайд 18. Вихрь. Требуется распределить слова в две колонки (тему задает учитель. Это может быть позитивный и негативный смысл слов, исчисляемые и неисчисляемые существительные, живая и неживая природа). В упражнении ученикам нужно распределить слова овощи и фрукты.
Учитель заранее распределяет слова в правильные колонки. Ученики руками направляют слова в колонки, если ответ верный – слово исчезает в кружочке, если неверно – отлетает на свое место.
Слайд 19.  Анаграмма – в этом упражнение буквы, составляющие слова перепутаны, ученикам следует расставить их в правильном порядке. Возьмем слово…
Заключение
Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися. 
В заключении хочется сказать, что о немаловажном психологическом аспекте проблемы. Мы живем в век технологического прогресса, к сожалению или к счастью, а это покажет время, наши дети все больше и больше общаются с компьютером. Порой  навыки и умения этого общения у них гораздо выше, чем у преподавателей.  Практически  у каждого сегодняшнего школьника есть дома персональный компьютер, который используется главным образом для игр, а это значит, что именно так дети привыкают познавать окружающую их действительность.  Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников с игровых программ ради игры на  успешное использование игровых программ для обучения, способствуют  развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для усвоения материала на уроках английского языка. Благодаря современным компьютерным технологиям можно и нужно делать уроки интереснее и познавательнее.
Список использованной литературы:
1.      Ариан М.А. и др. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. Н.-Новгород. НГЛУ,2004
2.      Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. Москва, 2007.
3.      Никитенко С.Г. Интернет для учителей   иностранного языка . Учитель. Москва, 2002
4.      Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. АСТ.Москва, 2009
5.      Использование Интернета в обучении иностранным языкам/Л.А.Подопригорова// Иностранные языки в школе.2003.№5.С.25-31.
6.      Мультимедийные средства в обучении иностранным    языкам  /  И.А.Соломахина//  Школьные технологии.2004.№5.С.198-202.
7.      Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка/В.А.Коломиец// Иностранные языки в  школе.2003.№3.С.86-90.
Электронные источники:
1.  Григорьев А.В. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=11333398142.  Зюбанов В.Ю. Обучение иностранному языку с использованием компьютерных технологий, мультимедиа http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00014070_0.html3.  Интерактивная доска на уроке. Семинар. http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/4. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4915/Itemid,118/5. Уроки с использованием SMART Notebook  http://www.smartboard.com.ua/ru/data/16.htm