Интерактивная доска Smart board: примеры включения в урок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Буткинская средняя общеобразовательная школа»
Представление педагогического опыта
Интерактивная доска Smart board:
примеры включения в урок
подготовила
учитель истории и обществознания
Кокшарова Наталья Владимировна
с. Бутка2014 г.
Интерактивная доска Smart board: примеры включения в урок
Одним из направлений модернизации российского образования является его информатизация. Российская школа не имеет права быть «ветхой» - и в прямом и переносном смысле этого слова. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает расширение использования современных образовательных технологий, в том числе развитие учительского потенциала на основе работы с информационными ресурсами и использования мультимедийных технологий.
Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Учитывая то, что интерактивная доска буквально ворвалась в сферу образования из бизнеса, единой методики по ее использованию еще пока нет. Каждый из нас, придумывает собственные примеры, методические приемы, тем самым вносим вклад в развитие новых педагогических технологий.
Постараюсь обобщить опыт использования интерактивной доски SMART Board и программы Notebook11, применяемые мной на уроках истории и обществознания. Данный материал позволяет продемонстрировать возможности ИД (SMART Board, SMART Notebook11) в рамках урока. Приемы, используемые мною, можно адаптировать к любому предмету.
Естественно, чтобы работать с интерактивной доской, необходимо овладеть соответствующими навыками:
Уметь технически работать с доской и программным обеспечением.
Освоить практические приемы для создания методических ресурсов.
Методически грамотно применять на уроке полученные образовательные ресурсы
Разобравшись с каждым новым инструментом, флеш-программой, неизменно появляется вопрос – а как это можно грамотно применить на том, или ином уроке, а самое главное для чего?
Интерактивную доску можно использовать в различных режимах. Для себя я нашла несколько основных.
Демонстрационный:
Презентация PowerPoint
Презентация Notebook
Видео
Мультимедиа
Текстовый документ Microsoft Word
Граффити:
Функция электронное перо (средства рисования)
Объект:
Функция перемещения.
Утилита множественного клонирования
Интерактивные средства:
Для организации деятельности на уроке
Весь урок можно построить на основе видеоряда, как это применяется в PowerPoint, но значительно расширив возможности обыкновенной презентации.
Одна из самых важных задач интерактивной доски – это обеспечить наглядность текста, схем, графиков, рисунков, видео, карт и т.д. На протяжении всего урока идет наглядное сопровождение изучаемого материала. Яркие образы и впечатления, которые создаются у учеников, способствуют более полному и глубокому восприятию учебного материала.
Причем, в отличие от обычной презентации, каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И главное не нужно сидеть за компьютером, все это можно выполнять прямо у доски используя специальные маркеры или просто палец руки.
Составление схем, графиков, таблиц не составляет особого труда. Для этого необходимо овладеть несколькими функциями инструментов: «вставить таблицу», «линии», «фигуры».
Очень удобно при проведении повторительно-обобщающих уроков применять метод группировки предметов, используя функцию «перемещения».
Часто бывает, что необходима картинка, нужна карта, схема, предварительно отсканировав изображение и вставив его в слайд, педагог может использовать его на своих уроках. Хотя очень большой выбор наглядных изображений есть в коллекции SMART Notebook.
На каждой странице Notebook можно делать записи, что дает большое поле творчеству на уроках как педагогу, так и детям. Затем все пометки, записи, сделанные на доске можно распечатать, таким образом сохраняя собственный учебный материал.
Инструмент «волшебное перо», незаменим, когда нужно выделить самое главное, акцентировать внимание учащихся на том или ином предмете, причем все линии затем исчезают сами.
Большой экран позволяет применять и раздаточный материал, который раньше приходилось оформлять на карточках, потом копировать. Теперь любой материал можно вывести на экран один раз и всему классу. На уроках истории это могут быть текстовые документы, у филологов – отрывки литературных произведений, у биологов – различные схемы и рисунки.
Неподдельный интерес у учеников вызывает просмотр отрывков из художественных, документальных фильмов и анимационных. Чтобы демонстрация фильма не была пассивная, в этом случае можно продумать ряд заданий для работы с видеоматериалом.
Очень удобен режим Граффити, с помощью электронный перьев можно подчеркнуть верный ответ или наоборот убрать неверный. Написать, исправить ошибку, начертить, дорисовать, зачеркнуть и т.д. – все это можно сделать быстро и доступно с помощью перьев на панели инструментов или на лотке. Так же этот режим позволяет на уроке организовать работу с текстом, выделяя главное, учитель может привлечь внимание учащихся и сами ученики могут работать с текстом, кто-то у доски, кто-то в тетради. Инструмент ластик – быстро удаляет все ошибки.
На каждой странице можно применять режим записи. Программа фиксирует все действия, которые вы выполняете на доске или через мышь.
При работе с новой темой использую функцию «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана как сверху вниз, так и справа налево. Чтобы воспроизведение учебного материала было не таким скучным, я придумываю задания, на которые учащиеся отвечают при работе с новым материалом. Причем ответ на задание прячу за «шторкой». После коллективного обсуждения всем классом проверяем верность наших мыслей: я опускаю «шторку», за которой находится верный ответ.
Такой прием как «утилита множественного клонирования», так же позволяет организовать работу на уроке, причем не один ученик, а несколько могут одновременно работать у доски.
При работе с доской часто использую прием «привести в соответствие». Чтобы соотнести термин и его определение, необходимо переместить либо термин, либо определение. Так же соответствие можно установить соединительными стрелками на экране, используя специальный маркер или палец руки.
Много обучающих средств можно составить на основе коллекции интерактивных средств, представленных в LAT 2.0 (Lesson Activity Toolkit). Работа с коллекциями очень простая, любой пользователь даже не очень подготовленный может составить собственное интерактивное обучающее средство.
Меня привлекает и такой момент, что страницы Notebook в отличие от PowerPoint можно просматривать в любом порядке. Для учителя это дает простор творчеству и импровизации на уроке, а так же возможность быстро вернуться к материалу, который не достаточно хорошо понят учащимися.
Работа с интерактивными средствами очень интересна и увлекательна для учащихся, многим интересно просто выйти к доске, чтобы поиграть или прикоснуться к интерактивной доске, а в это время идет обучение, что не маловажно для работы с младшими школьниками.
Дети во время таких уроков не только получают знания, но и испытывают очень сильные положительные эмоции – восторг, радость, удивление. Часто первый вопрос, который я слышу у заходящих в кабинет учеников: «Мы будем работать с доской»? Получив, положительный ответ, я вижу неподдельную радость на лицах ребят.
Работая с интерактивной доской, я выделила следующие положительные моменты:
Для работы не требуется особых знаний и навыков, освоить работу с доской может любой учитель!
Доска дает возможность включить в работу детей с визуальным и аудиальным типом памяти;
Страницы слайдов можно листать в любом порядке, что дает простор творчеству и импровизации учителю на уроке, а так же позволяет вернуться к тем моментам, которые дети не очень поняли;
Возможность иллюстрировать материал любого типа, 100% наглядность;
Доска дает очень высокий уровень активности и интереса детей на уроках. Использование интерактивной доски положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета.
Помимо готовых материалов можно создавать свои наработки, которые остаются на следующий год.
Возможности интерактивной доски развивают активность и творчество учеников. Уроки с интерактивной доской становятся интересными, вызывают желание работать у всех учеников, ребенок не только наблюдает, что происходит у доски, а сам участвует в процессе. Огромные возможности доски позволяют включать в учебный процесс различные приемы и методы, разнообразные виды деятельности.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.ug.ru
http://informatio.ru/