Презентация по русскому языку на тему Местоимение как часть речи (6 класс)
Местоимение как часть речи.
Цели урока:Познакомиться с грамматическими признаками местоимения как части речи;Научиться определять эти признаки;Использовать местоимения в своей речи.
Обратите внимание! Почему местоимение получило такое название? Какое это слово по своему строению?МЕСТОИМЕНИЕ употребляется вместо ИМЕНИ. Докажем это, проанализировав отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.
Ты небо недавно кругом облегала,И молния грозно тебя обвивала;И ты издавала таинственный гром…О чём речь? Как смогли определить? Слово какой части речи заменяют местоимения?
Запомните! МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, признак и количество, а указывает на них.В парке случайно встретила лисёнка. Он очень игривый..На солнышке грелся рыжий кот. На солнышке грелся наш кот..
Запомните!{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}МЕСТОИМЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ указывают на лицо или предметуказывают на признак предметовуказывают на количество предметов КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО?изменяются по падежам изменяются по родам, числам и падежамизменяются по падежам в предложении подлежащее или дополнениеВ предложении определениеподлежащее или дополнениеЯ солнцем любима, для него и блистаю.Но никаких колоколов я не слышал.На берегу стояло несколько изб.
Выводы! Грамматическое значение местоимения – УКАЗАТЕЛЬНОЕ.Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют.В зависимости от этого различают: местоимения- существительные, местоимения- прилагательные, местоимения- числительные.
Задание на закрепление Прочтите отрывки из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Выпишите местоимения, распределяя их по группам.Определите, в какой форме они употреблены и какими членами предложения являются?Образец: МНЕ – Дат.п, ед.ч., дополн; мест-существительное.
Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей- врагов,Могильной засыплюсь землёю?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмёшь ты коня.Запомни же ныне ты слово моё:Воителю слава – отрада;Победой прославлено имя твоё;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.
Местоимение – средство связи предложений. 1) Тигрёнок хотел что-то сказать. 2) Тигрёнок так ничего и не сказал. 3) Тигрёнок не знал, что говорить.Устраните повторы в предложении, используя местоимения.Тигрёнок хотел что-то сказать, но (ОН) так ничего и не сказал, потому что не знал, что ему говорить.
Творческое задание «Игра»Задумайте какое-нибудь слово (предмет, животное) и, используя местоимения, напишите рассказ о задуманном предмете. Остальные должны отгадать, что было задумано.«Вот он крадётся, как вор, удирающий от погони, по грязной, покрытой жиром посуде в мойке, и несёт кусочек съестного своим сыновьям, что прячутся за стеной сушилки. Сколько страха в его глазах!»таракан
Вопросы для самопроверки!Какая часть речи называется местоимением?На какие вопросы отвечают местоимения?Какие части речи могут заменяться местоимениями?На какие группы принято делить местоимения в зависимости от соотношения с другими частями речи?Какими членами предложения могут являться местоимения?
Интернет ресурсыhttp://magellan24.ru/assets/images/96202.jpgПодготовила учитель русского языка и литературы Тихонова Н.А.