Конспект урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи».

Тема урока:  «Местоимение как часть речи».

Цели:
обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;
развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;
воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
Задачи:
Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме «Местоимение», для контроля над усвоенными знаниями.
Раздаточный материал: карточки.
Учебник: Русский язык. 6 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.

Ход урока.

Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
 Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы
(Местоимение)


Организационный момент.


Актуализация знаний.

Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?
- А какие части речи вы уже изучили? (Существительное, прилагательное, числительное).
- Вспомните, на какие две группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные).
- Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным? (Сам.ч.р.: Существ., прилаг., числит., местоим., глагол, наречие, деепричастие; служ.ч.р.: союз, предлог, частица).

- Посмотрите на эпиграф нашего урока. Скажите, с какой частью речи мы сегодня будет работать? (С местоимением).


Работа с темой урока.

Учитель:
- Записываем тему нашего сегодняшнего урока: «Местоимение как часть речи».
- Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

ТАКАЯ ОНА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ.

- Понятен смысл предложения? Кто она такая? Когда это начнется?
- А если мы внесем  изменения в предложения, сможем ли ответить на вопросы? А какие изменения нужно внести по – вашему мнению? (Верно, добавить существительные, прилагательные, числительные).

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЕМЬ ДНЕЙ.

- Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько? (Что обозначают части речи, замещенные местоимениями?) (Ответы учащихся).
-Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных? (Ответы учащихся).

Вывод:
(Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на проедметы, признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте).


Выполнение упражнений.
В учебнике с. 65, упр. 433. Работа по цепочке, письменно.
Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения. Обозначьте падеж выделенных и вставленных местоимений.


Упр. 433. с. 65.
1. Я услыхал сегодня первый гром, в полдень прогремел из тучки малой. (А. Голенищев-Кутузов) 2. Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет) 3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к . (А. Плещеев).

(1. Он – И.п.; 2. (К) Тебе – Д. п., Оно – И. п.; 3. (К) Ней – Д. п.)

Физминутка.

Учитель:
- Ребята, предлагаю вам прослушать небольшой рассказ-сказку о местоимении. Его составила ваша ровесница.
Рассказ о местоимениях.
Когда-то жило в маленьком домике местоимение Оно. Это местоимение было очень одиноко. Оно не имело друзей, почти никогда не ходило на улицу подышать свежим воздухом и полюбоваться цветами. Ему ни с кем не хотелось дружить.
Как-то раз, когда выдался хороший и солнечный день, местоимение Оно решило отправиться гулять и поискать себе друзей. Местоимение направилось к лесу. Оно думало, что так будет лучше.
Вдруг Оно видит, что на поляне бегает местоимение Мой. Оно очень обрадовалось, что, наконец, нашло своего товарища, но Мой не захотел с ним дружить.
Тогда местоимение, которое искало себе друзей, подумало, что никто с ним не захочет дружить и отправилось домой. Оно очень замерзло и решило выпить горячего чая. Но вдруг в дверь кто-то постучался. Местоимение не стало открывать дверь, но стук продолжался.
Тогда Оно открыло, и в дом вошло местоимение Ваш. Ему надо было тоже с кем-нибудь подружиться, и два местоимения стали друзьями.
Вскоре к ним стали приходить новые местоимения, и этот дом наполнился друзьями.
Учитель:
- А что означает слово «друг»? Есть ли у вас друзья?
(Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании).
На экране появляется таблица.
Учитель:
- По своему значению местоимения делятся на 9 смысловых групп (разрядов). Предлагаю вам познакомиться с ней. С какими разрядами вы встречаетесь чаще всего?
(С личными, притяжательными, указательными).
Разряды местоимений-прилагательных.
Разряды местоимений.
Местоимения.

Личные
Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Возвратное
Себя

Вопросительные
Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)

Относительные
Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Неопределенные
Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные
Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Притяжательные
Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Указательные
Тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные
Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.





Работа текстом.

Внимательно прочтите текст, выполните задания В1 и В2.

В это время утка вынырнула недалеко от Джека. (2) Пёс поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка вынырнула вновь! (3) Джек за ней.
(4) Через секунду он опять оказался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. (5) Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. (6) Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки.
(7) Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. (8) Мы принесли птицу домой и в уголке сарая поставили ей таз с водой. (9) Скоро утка поправилась и стала совсеи ручной.
(По Г. Скребицкому)
В1. Из предложений 7-9 выпишите местоимения. (Она, мы, ей).
В2. Из предложений 1-4 выпишите указательное местоимение. (Это).


Работа по карточкам.

Карточка 1.
1.Спиши. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи местоимения.
Про_дник выв_л нас на глухую д_рогу. Он попр_щался с нами и уш_л. Мы пошли по л_сной д_рог_ . Она прив_ла нас к обрыву. Под ним черн_ с_невой св_тилась в_да. Со_нце бл_стело в темн_ в_де. А над в_дой, отражаясь в ней ж_лтыми и лиловыми лепестками, л_тали бабочки.
Карточка 2.
1.Спиши. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи местоимения.
Вчера я д_журил в класс_ . Мне п_м_гал мой дру_ . Д_ска и п_лы у нас бл_стели. У нас есть график. По нему мы поддерж_ваем ч_стоту в помещении. У нас всегда образцов_ порядок. Нам приятно заниматься в наш_ класс_ . Мы об_зательно ежедневно д_журим в школьн_ ст_ловой.

Творческое задание.

Разгадайте кроссворд.
 
По вертикали 1. Часть слова, которая служит для образования новых слов.  2. Основная часть слова . 3. Часть речи, которая обозначает предмет . 5. Буквы которые поются . 6. Часть речи, которая обозначает действие предмета . 7. Часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает . 9. Главный член предложения. Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает предмет что с ним делается.  10. Служебная часть речи не употребляется самостоятельно всегда относятся к какому-нибудь существительному .

 По горизонтали 4. Постоянный признак существительного. 8. Существительные бывают собственными и   10. Главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы кто? что?
















Итоги урока.
- С какой частью речи мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание.
П. 76, упр.436.

Заголовок 315