Презентация к уроку: «Правописание –ТСЯ-ТЬСЯ- в глаголах».


Вот уже звенит звонок, Начинается урок!Здравствуйте, ребята!Я вас видеть рада! Задание: исправьте там, где это необходимо, ошибки.- Глагол - служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы –что делать-, -что сделать- и т.д.-Глаголы изменяются по временам, родам, числам и падежам.-В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.-Инфинитив-это неопределённая форма глагола.-Все глаголы с «не» пишутся раздельно.-Глаголы имеют I, II и III спряжение. Задание: Прочитайте текст, спишите его. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подход…т к концу долгая зима. Уже та…т последний сне(г, х), и скоро зацветут яркие цветы. Уже на проталинах кое-где в лесу можно увид…ть голубые шляпки подснежников. Весна (не) застав…т себя ждать! Скоро мы услыш..м журчание ручейков, пение птиц. Бойкие ласточ(ь)ки начнут вить свои гнёзда. Весной подолгу (не) заход…шь в дом. Тепло и ароматы разнотравья держ…т тебя на улице. Весна -прекрасное время года…Грамматическое задание:(Ответьте да или нет)1 вариант. 2 вариант. - в 1-ом абзаце 6 глаголов. –во 2-ом абзаце 6 глаголов -4 глагола 1 спряжения. -3 глагола 2 спряжения. -2 глагола 2 спряжения. -1 глагол-инфинитив. -глаголов-исключений нет. –глаголы-исключения есть. Как же нам быть с этим знаком,Ставить его или нет?Надо, чтоб сами глаголы людям давали ответ (Э.Успенский) Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороват…ся:-Доброе утро - улыбчивым лицам.И каждый становит…сяДобрым, доверчивым.Доброе утро продлит…ся до вечера! Тема урока: «Правописание ТСЯ - ТЬСЯ в глаголах». Цели урока:Повторить орфограмму…Правильно определять… Алгоритм: Установить, от какого слова зависит глагол.Поставить к глаголу вопрос.Если это инфинитив(отвечает на вопрос что делать? или что сделать?), пишем -ться.Если глагол в форме 3-его лица (отвечает на вопрос что делает? или что сделает?), пишем- тся Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороват…ся:-Доброе утро - улыбчивым лицам.И каждый становит…сяДобрым, доверчивым.Доброе утро продлит…ся до вечера! Задание № 1. Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы.(Работа в парах. «Помощь друга»). Как вы понимаете данные пословицы? В какой речевой ситуации их можно использовать?Образец: Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.Умел ( ) ошибиться, умей и ( ) поправиться.Не надо ( ) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб ( ) родится.Тот труда ( ) не боится, кто умеет( ) трудиться. Задание№2. Знаете ли вы пословицы? Вставьте пропущенные глаголы. Назовите пословицы о труде.Самостоятельная работа.1)Дело мастера_____2)Кто любит_______, тому без дела не сидится.3)Любишь __________ , люби и саночки возить.4)Друзья _____в беде. «Проверим задание» (самоконтроль)Дело мастера боится.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.Любишь кататься, люби и саночки возить.Друзья познаются в беде. ОМОФОНЫСпица-существительное;Спится - глагол;Переносица-существительное;Переносится - глагол. -ТЬСЯ-Что делать? Что сделать?Инфинитив. -ТСЯ-Что делает? Что сделает?Глагол 3-его лица. -ЦА-Кто? Что?Имя существительное. Красавица, любуется, надо лечиться, сестрица, улыбается, улица, можно веселиться, девица, обязан учиться, варится.(Задание проверяется, ошибки исправляются и разбираются). Выборочный диктант (слова диктует учитель).Задание №4: распределите данные ниже слова по соответствующим колонкам. Задание№ 5.Тест.В каком варианте ответа указаны все слова. где пропущен мягкий знак? Решите тест, затем обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа (взаимоконтроль).А. Надо упражнят…ся, план не удаёт…ся.Б.Стало смеркат…ся,пора собират…ся.В. Не стоит удивлят…ся, будем надеят…ся.Г. Туман рассеет…ся, хотел отправит…ся.Варианты ответов:1) Б,В 2) А,Б 3)Б,Г 4)В,Г. Ключ.1)Б,В. Задание: По предложенному началу третьего абзаца создайте продолжение текста из 4-5 предложений. Используйте обязательно глаголы на -тся –ться. Запишите одним предложением основную мысль текста. Подход…т к концу долгая зима. Уже та…т последний сне(г, х), и скоро зацветут яркие цветы. Уже на проталинах кое-где в лесу можно увид…ть голубые шляпки подснежников. Весна (не) застав…т себя ждать! Скоро мы услыш..м журчание ручейков, пение птиц. Бойкие ласточ(ь)ки начнут вить свои гнёзда. Весной подолгу (не) заход…шь в дом. Тепло и ароматы разнотравья держ…т тебя на улице. Весна -прекрасное время года… Выписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы ещё хотели узнать по данной теме. Вопросы учителю. Всё, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. Или информация, которая оказалась ненужной с точки зрения решения жизненных ситуаций. Всё, что понравилось на уроке: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть полезны для достижения каких-то целей. Интересно Минус Плюс Заполните таблицу: Вариант итога урока.Задание: продолжите фразы.-Сегодня я узнал…-Было интересно…-Было трудно…-Теперь я могу… -Я научился… -У меня получилось… -Меня удивило... -Мне захотелось… -Самое интересное задание… Каким было общение на уроке?-Занимательным-Познавательным-Интересным-Игровым-Необычным-Скучным-Доброжелательным-Недоброжелательным-Радостным «Лестница успеха» (самооценка). Оцените свои знания«5»-Я всё понял(а) и могу объяснить другому«4»-Я понял(а), но не могу объяснить другому«3»-Я плохо понял(а) Домашнее задание.1задание (для всех учеников) : упражнение из учебника.2 задание (по желанию): найдите песенки из мультфильмов, в которых встречаются глаголы на –ТСЯ-ТЬСЯ.