Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями 
Л.Г. Гладких 
                                                                                                                                МБОУ «Лицей №3» 
                                                                                                                             г. Братск 
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями
    В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа любого члена общества к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Известно, что у каждой из категорий детей с ограниченными возможностями по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения и их развития приобретает особую значимость.  Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий  открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. Эффективным средством организации образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является обучение с использованием современных дистанционных образовательных технологий.
     В Иркутской области третий год активно развивается и осуществляется дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Поэтому эта форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования.                                                           Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Дистанционные образовательные курсы, которые использую в своей работе (химия), позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Обучающиеся не ждут, пока мною запишутся на доске формулы или уравнения для разбора (такую возможность предоставляет электронный курс); электронный лабораторный эксперимент всегда проходит  четко, ярко, по заданному сценарию; поисковые системы Интернет позволяют быстро найти нужные материалы.
     Каждый электронный учебный курс  представлен разными элементами, позволяющими проводить занятия с ребятами увлекательно и по научному грамотно. Те структурные  элементы, которые составляют учебные курсы, представлены разнообразными формами  занятий:                                                                                                                                                         - лекция (в режиме реального времени),  при этом лекция сопровождается  видео и аудио фрагментами, включает тестовые задания ;                                                                                                                                             - изучение ресурсов (Интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых), текстовые носители оформляются  иллюстрациями, зачастую с видео, с аудио, с включением анимации;                                                                                                                                              - самостоятельная работа по теме, которая носит поисковый, исследовательский, творческий и другой характер;                                                                                                                                                                   - конференция в чате,  конференция в форуме;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - коллективная проектная работа;                                                                                                                                  - индивидуальная проектная работа;                                                                                                                     - тренировочные упражнения;                                                                                                                                                                    - тренинг с использованием специальных обучающих систем;                                                                                                              - контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);                                                  - консультация.                                                                                                                                               
При выполнении заданий контролирующего характера, когда у ребенка возникают трудности, он всегда может вернуться к лекции или воспользоваться ресурсным материалом. Ресурсный материал излагается доступно, красочно, и зачастую носит практический, прикладной характер, что способствует развитию интереса к предмету. Демонстрационный эксперимент  носит характер как обучающий, так и поисково-исследовательский.                                                                                            При работе с обучающимися, используя и варьируя разными элементами курса, создаю уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности, интереса к предмету (химии как таковой), самостоятельности, от специфики их заинтересованности к познанию, индивидуальных потребностей каждого ребенка.  Поскольку предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, то не возникает и проблемы, как учащимся с разным уровнем подготовки и способностей пользоваться одним курсом, одним учебником. Для каждого подбираю материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и стараюсь корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося.                                                                                                                                 Учебная деятельность каждого ребенка оценивается на уроке, специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Все отметки по курсу хранятся в сводной электронной ведомости.                                                                                                 Получаю удовлетворение от работы, если я вижу, что мои дистанционные занятия нравятся обучающимся, на уроках они активны, на связь выходят с удовольствием. И все это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни, найти свое место.                                             Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов: дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Преимущества дистанционного обучения для детей  - инвалидов очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.
Литература
1.Е. М. Мастюкова, А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. Владос 2004, с. 18-19
2.http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1223/
3.www.tigweb.org/youthmedia/panorama/article.html?start=6534&ContentID=6766