«Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20»







план-конспект открытого урока

Тема урока№ 15
«Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20».

8 класс




Подготовила учитель химии
МБОУ лицей № 4
Карабанова О. А.






Тема урока«Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20».
Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;
рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.

Планируемые результаты:
научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или не успешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Ресурсы и оборудование:
источники информации: учебник И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская, Химия 8 класс, М., Русское слово, 2012;Г. П. Хомченко « Пособие по химии для поступающих в вузы», М., Новая волна, Издатель Умеренников, 2013;рабочая программа, технологическая карта урока, презентация к уроку;
оборудование: компьютер, проектор,
дидактическое сопровождение: ПСХЭ, презентация к уроку,
материалы для познавательной деятельности учеников: карточки для самостоятельной работы, задания для выполнения на уроке, задания для самопроверки.










Ход урока
Организационный момент
Слайд 1.
Здравствуйте! Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир химической науки!
О чем будем говорить на уроке?
По-античному наивно, Откровенно простовато Совершенно "неделимым"
Называли греки ... Но теперь твердит наука:
- непростая штука.
Итак, о чем мы будем говорить на уроке?
Приветствуют учителя.
Отгадывают загадку и формулируют тему урока.
Дети: будем изучать строение атома

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия .
1. Фронтальный опрос. Слайд 2
Чему равно общее количество электронов в атоме? (Порядковому номеру элемента)
Что такое энергетический уровень? (Слой, на котором располагаются электроны с определенным запасом энергии)
Как определить число энергетических уровней? (По номеру периода)
Как определить число электронов на внешнем уровне? (На внешнем уровне число электронов равно номеру группы, в которой расположен элемент)
Слайд 3.
2. Индивидуальные задания.
Вашу готовность к уроку мы проверим с помощью теста (учитель раздает карточки с заданиями). Слайд 4.

Задания
Вариант 1
Вариант 2

1. По данным определить, какой это элемент
а) 2e 8e 3e
б)2e 1e
в)2e 8e 8e
а) 2e 4e
б)2e 8e 7e
в)1e

2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а)2период 3 группа главная подгруппа
б)5 период 1 группа побочная подгруппа
а)4 период 3 группа побочная подгруппа
б)2 период 6 группа главная подгруппа


Ответы занесите в таблицу
Задания
Ответы

Задание 1
а) ____ б) _____ в) ____

Задание 2
а) ____ б) _____


Проверьте себя (Слайд 5) и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов в оценочный лист.



3. Самоопределение к деятельности
Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.
Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ... (химических формул). Как вы думаете, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула).
Вот о них и пойдет речь сегодня на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока (постановка темы урока). Слайд 6.
Давайте поставим себе цель, которую мы должны достичь на уроке (Научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов). Слайд 7.
Сегодня на уроке вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул.

4. Этап освоения новых знаний.
Беседа. Электрон вращается вокруг ядра атома с невообразимой скоростью. Электрон, вращаясь вокруг ядра, образует объемное облако, форма и размер которого зависят от энергии электрона. Слайд 8.
Их называют электронные облака или орбитали.
Слайд 9.Орбитали могут иметь разную форму. Каждый новый энергетический уровень начинается с одной s-орбитали, которая имеет сферическую форму. На втором и последующих уровнях после одной s-орбитали появляются три р-орбиталигантелеобразной формы. Рассмотрите их схематические изображения на рис 9 стр. 33 учебника и на слайде презентации. Любую орбиталь занимают не более двух электронов. Следовательно, на s-орбитали их может быть не более двух, а на трех р-орбиталях не более шести электронов.
Составим алгоритм составления электронных формул.
Слайд 10.
(1.Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома он равен порядковому номеру элемента.
2. Определяем количество энергетических уровней оно равно номеру периода.
3. Определяем количество электронов на каждом уровне.
3. Составляем электронную формулу, учитывая порядок заполнения электронами каждого энергетического уровня сначала s-электроны, затем р-электроны. Записываем номер уровня, затем вид орбитали и количество электронов на ней, учитывая их общее количество на энергетическом уровне.)
Зарисуем строение электронных оболочек атомов первого периода, а затем второго периода.
Слайды 11-12.

Работа в парах. Теперь поработаем самостоятельно. Составьте электронные формулы для остальных элементов 2 периода. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга. Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи. Сравните результаты записей с контрольными. (Взаимо- и самопроверка).
Слайды 13-14.
Какие затруднения вы испытывали при составлении электронных формул?

5.Физкультминутка (Слайд 15)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

6.Первичное закрепление изученного материала

Игра в «Крестики- нолики». (работа в парах)
Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:

а) одного и того же периода,
1sІ2sІ
1sІ2s1
1sІ2sІ2p6 3s1

1sІ2sІ2pІ
1sІ2sІ2p6 3sІ
1sІ2sІ2p4

1sІ2sІ2p5
1sІ2sІ2p3
1sІ



б) одной и той же главной подгруппы,
1sІ2sІ
1sІ2s22p4
1s1

1sІ2sІ2p6
1sІ2s1
1sІ2sІ2p1

1sІ2sІ2p63s1
1sІ2sІ2p5
1sІ2sІ2p3


в) расположенных рядом в таблице периодической системы
1sІ2s1
1sІ
1sІ2sІ2p2

1sІ2sІ2p5
1sІ2s2
1sІ2sІ2p4

1sІ2sІ2p6
1sІ2sІ2p3
1sІ2sІ2p1


Проверьте правильность выполнения задания (Слайды 16-18). Поставьте себе оценку.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов. Слайд 19.
Красный жетон протоны это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый нейтроны по данной теме у меня остались вопросы.
Желтый электроны недостаточно понял тему, сам ошибаюсь.
Покажите, насколько вы достигли поставленную цель?

8. Подведение итогов урока
Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? (Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности.)
Попробуйте дома составить электронные формулы атомов элементов 3периода и двух элементов 4 периода К и Са?
Слайд 20.
Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула?
В чем заключается причина сходства элементов, расположенных в одной группе?
9. Сделаем выводы. Слайд 21.
Поставьте себе общую оценку за работу на уроке.
10.Домашнее задание: Слайд 22

Учебник § 7, задание 3 письменно. Выполнить индивидуальное задание


Инд задание. Заполните графы в таблице в соответствии с приведенными данными.

Название химического элемента
Электронные формулы
Порядковый номер
Номер периода
Номер группы



4




1sІ2sІ2p3







2
4


1sІ2sІ2p6 3sІ3р6






Слайд 23.
Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!





































Карта оценки деятельности обучающегося ___________________________

Этап урока

Оценка деятельности
(1-5-баллов)

1.Знание основных понятий темы



2. Выполнение тестов на проверку знаний



3. Составление алгоритма действий по составлению электронных формул



4. Проверка степени усвоения нового материала (составление электронных формул элементов 3 периода)



5. Крестики-нолики




Средняя оценка за работу на уроке __________________


































Приложения.

Приложение1.

Индивидуальные задания для проверки готовности к уроку.

Проверьте свои знания

Задания
Вариант 1
Вариант 2

1. По данным распределения электронов на энергетических оболочках определить, какой это элемент
а)2e 8e 3e
б)2e 1e
в)2e 8e8e
а)2e 4e
б)2e 8e 7e
в)1e

2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а)2период 3 группа главная подгруппа
б)5 период 1 группа побочная подгруппа
а)4 период 3 группа побочная подгруппа
б)2 период 6 группа главная подгруппа


Ответы занесите в таблицу
Задания
Ответы

Задание 1
а)____ б)_____ в) ____

Задание 2
а)____ б)_____


Проверьте себя и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов.



















Приложение 2.

Игра в «Крестики- нолики». (работа в парах)
Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:

а)одного и того же периода,

1sІ2sІ
1sІ2s1
1sІ2sІ2p6 3s1

1sІ2sІ2pІ
1sІ2sІ2p6 3sІ
1sІ2sІ2p4

1sІ2sІ2p5
1sІ2sІ2p3
1sІ


б)одной и той же главной подгруппы,

1sІ2sІ
1sІ2s22p4
1s1

1sІ2sІ2p6
1sІ2s1
1sІ2sІ2p1

1sІ2sІ2p63s1
1sІ2sІ2p5
1sІ2sІ2p3


в)расположенных рядом в таблице периодической системы

1sІ2s1
1sІ
1sІ2sІ2p2

1sІ2sІ2p5
1sІ2s2
1sІ2sІ2p4

1sІ2sІ2p6
1sІ2sІ2p3
1sІ2sІ2p1


Поставьте себе оценку.

















Приложение 3.

Индивидуальные задания. Заполните графы в таблице в соответствии с приведенными данными.

Название химического элемента
Электронные формулы
Порядковый номер
Номер периода
Номер группы



4




1sІ2sІ2p3







2
4


1sІ2sІ2p6 3sІ3р6















































13PAGE 15


13PAGE 14115




15