«Особенности работы над восприятием геометрического материала учащимися 1 класса СКОУ VIII вида» (из опыта работы)
ГКОУ « Турунтаевская ( коррекционная )
общеобразовательная школа- интернат VIII вида
Доклад
«Особенности работы над
восприятием геометрического
материала учащимися 1 класса СКОУ VIII вида»
(из опыта работы)
Учитель начальных классов:
Орлова Т.ВТурунтаево 2017г.
Особенности работы над
восприятием геометрического
материала учащимися 1 класса СКОУ VIII вида.
ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) представляют собой совокупность обязательных требований при реализации АООП.
Нас, как педагогов, волнует результат освоения детьми АООП.
С чем это связано?
При изучении геометрического материала на уроках математики необходимо учитывать, что пониженный уровень познавательной активности детей, пришедших в 1 класс коррекционной школы VIII вида, проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире, нет практических навыков применения геометрического материала, хотя первые представления о форме, взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольном возрасте. Недостаточная готовность к школе учащихся с интеллектуальными нарушениями проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Эти дети нуждаются в постоянной помощи взрослых - будь то учитель, воспитатель или родитель. У всех детей наблюдаются трудности с восприятием.
«Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении» - так считает польский психолог Халина Спионек.
Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Недостаток памяти касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Надо отметить, что наглядная геометрия является составной частью математики и простейшие ее разделы предложены для изучения в коррекционной школеVIII вида. Изучение этого раздела математики позволяет формировать у школьников с интеллектуальными нарушениями пространственные и геометрические представления и понятия, графические и чертежные умения и навыки. Обучение это должно быть наглядным и доступным.
В соответствии с программой 1 класса коррекционной школы VIII вида учащиеся, изучая наглядную геометрию, знакомятся с геометрическими фигурами, точкой, прямой линией, ее свойствами, отрезком, , , , , ; с взаимным расположением фигур и геометрических предметов на плоскости и в пространстве; с инструментами вычерчивания геометрических фигур (линейка, чертежный и т.д.). Далее дети приобретают навыки вычерчивания и моделирования фигур. На каждом этапе работы идет постоянное закрепление и повторение изученного материала.
Переход с ознакомлением более сложного геометрического материала должен осуществляться постоянно и в доступной форме. Когда видишь, что у учащихся развивается наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов, кроме формы, когда дети сравнивают, классифицируют геометрические фигуры, понятия, когда у них развивается способность к обобщению, то можно сказать, что у детей постепенно формируются навыки работы с геометрическим материалом, расширяется и активизируется словарь, развивается логическое мышление.
Из опыта своей работы по ознакомлению учащихся с пространственными представлениями геометрического материала я начинала с самого простого - со знакомства пространства классной комнаты. Это шло через ознакомление понятий «верх- низ», «справа- слева», «впереди- сзади», знакомство с углами класса и нахождением этих углов.
Следующим этапом было пространственное восприятие ориентирования учащихся на чистом листе бумаги, где дети могли показать верхний и нижний край листа.
Затем дети знакомились с углами, появились новые понятия «верхний левый угол», «верхний правый угол», «нижний правый угол», «нижний левый угол», «центр листа».
Далее идет ознакомление с точкой, прямой линией и ее свойствами.
Выводы по изученному материалу «Прямая линия» дети делали самостоятельно.
Изучение геометрического фигур мы начинали с шаблонов из подручного материала. Дети по трафарету обводили, , , , раскрашивали, размещали их в различном положении в пространстве, прорисовывали узоры, сравнивали их по форме с названиями предметов. Например: треугольник - елочка, круг- шар, квадрат- кубик.
Можно сказать, что дети уже опирались на имеющийся у них опыт, уточняли и обобщали свои представления.
На уроках математики при изучении геометрического материала предлагаю детям практические упражнения, дидактические игры на
формирование мотивации введения нового понятия;
выявление его свойств;
упражнения с моделями фигур;
на распознавание объектов для сравнения;
применение их в своей практической деятельности;
упражнения занимательного характера.
Все это способствует концентрации внимания и запоминанию учебного материала. Доступность позволяет заинтересовать детей, сделать процесс обучения действенным и практичным, ориентированным на каждого ученика в классе.
В ходе выполнения заданий, практических упражнений учащиеся учатся работать самостоятельно, критически относятся к результатам своей деятельности, все это способствует процессу реализации потенциальных возможностей обучающихся, идет дальнейшее развитие пространственного восприятия.