Программа профориентационной работы МКОУ Смаглеевской СОШ
«Утверждаю»
Директор школы _____ О.О.Квитко
Приказ №101 от 01.09.14 г.
Рассмотрено на заседании
педагогического Совета школы
Протокол №1 от 30.08.14 г.
ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
МКОУ СМАГЛЕЕВСКОЙ СОШНА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цели:
- создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
-разработка модели профориентационной работы;
-создание эффективной системы профессионального сопровождения учащихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.
Задачи:
- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, района в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
- создать систему подготовки учащихся 1 – 11-х классов в рамках профориентационной подготовки;
- наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;
- осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности;
- повысить профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива, обеспечить профессиональный, карьерный рост педагогов;
- способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Участники:
Профориентационная подготовка – учащиеся 1 – 11 классов;
Содержание плана работы:
План работы реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями.
Профориентационная работа
Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей.
Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
1-4 классы
Мир профессий
- Знакомство с профессиями родителей.
- классные часы-встречи
- рассказ о профессии
- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.
- беседы о труде
- внеклассные мероприятия
- профориентационные игры
- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.
- составление каталога профессий
- профориентационные игры
- классные часы-встречи
5-11 классы
Самоопределение в области «человек – труд - профессия»
- Формирование основ профориентационной направленности.
- анкетирование учащихся
- психологическое тестирование
- Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.
-психологические тренинги, тестирование
- классные часы
- профориентационные игры.
- Формирование профессионального самопознания.
- сотрудничество со специалистами образовательных учреждений, организаций, предприятий, центров.
- психологические тренинги, тестирование
- классные часы
- Часы школьного компонента: элективные курсы.
- физика
- культура общения
-экономика
-Психология и выбор профессии
- Проектная деятельность
-музейное дело
-музыка
-математика
-технология
- культура общения
Профориентация в 5-11 классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций, учителями школы, преподавателями учебных заведений, специалистами предприятий.
Общешкольные мероприятия
Месяц
Направления деятельности
Ответственные,
Участники.
Сентябрь
-Сбор информации об учебных заведениях.
-Создание каталога профессий.
-Проведение «Ярмарки кружков».
-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.
-Профориентация: игра «Мир профессий».
Классные руководители, библиотекарь
Октябрь
-Читательская конференция «Профессия и личность».
-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.
- Ярмарка учебных мест
Классные руководители, педагог-психолог,
библиотекарь, зам.директора по ВР
Ноябрь
-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.
Классные руководители
Декабрь
-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.
-Встречи с представителями разных профессий.
Классные руководители, зам.директора по ВР,
педагог-психолог
Январь
-Встречи с представителями разных профессий.
Мероприятие «Я - студент» ( встреча со студентами)
Классные руководители, зам.директора по ВР,
педагог-психолог
Февраль
Встречи с представителями разных профессий.
Классные руководители, зам.директора по ВР
Апрель
-День открытых дверей «Учиться никогда не поздно».
Классные руководители, зам.директора по ВР
Май
-Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.
-Игра в абитуриенты «О порядке приема».
Педагог-психолог, зам.директора по УВР
Тематика классных часов.
№
1-4 классы.
1
Мир моих интересов
2
Все работы хороши – выбирай на вкус.
3
Профессии наших родителей.
4
О профессиях разных, нужных и важных.
5
Путь в профессию начинается в школе.
6
Моя мечта о будущей профессии.
7
Труд на радость себе и людям.
5-8 классы.
1
Мир-профессий. Человек-техника.
2
Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.
3
Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс.
4
Мир профессий. На страже закона. Встреча.
5
Мир профессий. Книга-выставка.
6
Мир профессий. Электронные помощники.
7
Астрономия наших дней.
8
Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
9-11 классы.
1
Познай самого себя.
2
Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.
3
Профориентация и медицинская профконсультация.
4
Мотивы выбора профессии.
5
Психологические характеристики профессий.
6
Они учились в нашей школе.
7
Выпускники школы-учителя
8
Профессии с большой перспективой.
9
Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.
10
Что век грядущий нам готовит?
11
Профессии с большой перспективой.
12
Сотвори свое будущее.
13
Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.
ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
на 2014-2015 учебный год
по целевой группе
Мероприятие
сроки
ответственный
Работа с учащимися
1) Итоги поступления выпускников в учреждения профессионального образования.
Сентябрь
в течение года
Зам. директора по УВР
2) Регулярное оформление стенда информационных материалов «Я выбираю профессию»
В течение года
Педагог-психолог, библиотекарь
3) Конкурс рисунков «Моя будущая профессия (5-7 класс) ( в рамках недели ИЗО)
октябрь
учитель ИЗО,
старшая вожатая
4) Проведение классных часов :
«Моя мечта о будущей профессии» (1-4 кл),
- в 5-6 классах «Знакомство с профессиями родителей»,-в 7-9 классах «Мир профессий»
ноябрь
Классные руководители,
педагог-психолог
5) Викторина «Что, где, когда?» о профессиях» (5-8 классы)
декабрь
Зам. директора по ВР
6) «Путешествие по профессиям». Игра-знакомство с миром профессий. (6-7 классы)
январь
педагог-психолог
7) Экскурсии на предприятия , учебные заведения (8-11 класс)
в течение года
Администрация
Классные руководители
8) Проведение профессиональной диагностики учащихся 9,11 классов.
Февраль
Педагог-психолог
10) Ярмарка учебных, рабочих мест.
в течение года
Классные руководители.
11) Защита проектов, мультимедийных презентаций в рамках программы элективного курса «Психология и выбор профессии»
май
Педагог-психолог
3) Посещение «Дня открытых дверей»
(9-11 классы)
май
Зам. директора по УВР
Работа с педагогическими кадрами
1) Постоянное знакомство учителей с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации.
в течение года
Зам. директора по ВР.
директор
2) Контроль и анализ состояния профориентационной работы в школе.
в течение года
Зам. директора по ВР
3) Взаимодействие школы с учреждениями, предприятиями по вопросам профориентации с учащимися.
в течение года
.Зам. директора по ВР
4) Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам организации профориентационной работы в классе.
в течение года
Педагог-психолог
Работа с родителями
1)Общешкольные родительские собрания:- «Как правильно выбрать профессию. Рынок труда» (8-9 классы),
-«Куда пойти учиться» (10-11 классы)
в течение года
Зам. директора по ВР классные руководители, педагог-психолог
2) Индивидуальные консультации по выбору профессии.
в течение года
Педагог-психолог
15