Методическая разработка Проект программы летнего пришкольного лагеря «Солнышко»

Проект программы летнего пришкольного лагеря «Солнышко»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для всех детей во все времена лето – время самых долгожданных каникул, время радости и надежды, ожиданий новых встреч, новых открытий в окружающем мире и самом себе.
Игра – это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие игры характеризуются следующим: цель игры определяет характер игрового замысла, предлагаемого ребёнку, игровой материал, и правила общения и действий.
Игровой материал также побуждает ребёнка к игре, имеет важное значение, для обучения и развития и, конечно, для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью игры является игровое правило. Правило игры доводит до сознания детей ее замысел, игровые действия и её обучающую задачу.
Выполнение всех этих правил требует у ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. При организации игр с детьми мы принимаем во внимание не только наличные возможности ребенка, но и зону его ближайшего развития.
Ролевая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Игра позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться, способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через “уста героя” пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.
Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка
Конституцией РФ
Законом “Об образовании”
ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка РФ” от 24.07.98 № 124-ФЗ
Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197 –ФЗ
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобраз РФ от 13.07.2001 № 2688
Предлагаемая программа создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития их духовного мира, индивидуально-творческого потенциала. Данная программа позволит формировать у детей собственные взгляды, позиции, способность к их высказыванию и отстаиванию, способность к саморазвитию и жизнетворчеству, усвоению общечеловеческих ценностей. В процессе данной программы мы планируем создавать условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей.
Особенности программы следующее:
тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых, при этом все имеют равные права и обязанности;
научное социально-педагогическое обоснование программы;
соединение дополнительного образовательного компонента с практической деятельностью детей и взрослых в игровой ситуации программы;
неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в программе, тех или иных видах социально-педагогической деятельности;
праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.
Основные принципы педагогического процесса ДОЛ «Солнышко» следующие:
развитие творчества и самодеятельности;
игровая основа организации деятельности;
разумное сочетание социально и личностно значимой направленности деятельности;
единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных, возрастных особенностей;
массовость и добровольность участия детей в программе;
дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
разнообразие сфер общения и отношений в детском и педагогическом коллективах;
временный детский коллектив как микроструктура субъектной жизнедеятельности и структурная единица программы, имеющий ряд специфических особенностей: временный и сжатый срок жизнедеятельности и цикличность развития;
концентрация различных видов деятельности, временная автономия от непосредственного влияния семьи и школы;
субъектно-субъектные отношения детей и взрослых на основе взаимосогласия, взаимодействия.
Функции лагеря «Солнышко»
Основная – образовательная – функция лагеря «Солнышко» состоит в том, что лагерь организует систематическое интенсивное обучение и упражнение детей в применении и развитии личного опыта, самоусовершенствования и самопознания.
Компенсаторная функция лагеря «Солнышко» реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Релаксационная функция осуществляется за счет пребывания ребёнка на природе, в экологически благоприятных условиях, за счет организации правильного питания и строгого соблюдения режима двигательной активности и распорядка дня. Благодаря всему комплексу оздоровительных мероприятий лагерь создаёт условия для восстановления и укрепления сил и здоровья ребёнка.
Социально–адаптивная функция лагеря состоит в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Кроме всего прочего лагерь «Солнышко» является эмоционально привлекательным для детей и предъявляет высокие требования к активности, творчеству, нравственным качествам и уровню развития способностей, становится мощным стимулом для закаливания и физического развития.
Функционирование детского летнего лагеря определяется его базовой моделью. Базовая модель зависит от целевых установок семьи и государства, уровня положения детей в обществе, состояния педагогической науки и практики, материально-технических возможностей, потенциала педагогического коллектива.
Предлагается рассмотреть базовую модель детского оздоровительного лагеря как “Творческий городок”, (форма – игра).
2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Цель:
всемерно укреплять здоровье детей, содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства.
Задачи:
Создать условия для укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
Развивать творческие качества личности; фантазию, оригинальность, находчивость, эвристичность, чувствительность, активность, артистизм и др. в процессе кружковой деятельности.
Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей их организаторские, коммуникативные умения, самостоятельность,
а так же экологическую культуру.
Создавать условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”.
Участники программы
Педагогическое кадровое обеспечение:
Педагоги-воспитатели.
Вожатые.
Педагоги-тренеры.
Руководители кружков.
Медицинский персонал.
Обслуживающий персонал.
Дети в возрасте от 7 до 15 лет.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы работы:
творческие мастерские;
конкурсы
игры-знакомства;
шоу-караоке;
спортивные игры;
веселые старты, комбинированные эстафеты;
шуточная олимпиада;
веселые игры, забавы-шутки и розыгрыши;
аутотренинг.
– танцевально-дискотечные программы;
– концерты;
– акции “Доброе дело”;
– экологические акции.
– экскурсии и походы.
Информационные формы работы:
Фотогазета;
Методический информационный центр;
Спортивный час;
Творческий час;
Стимулирующая таблица;
Отрядные экраны-уголки.

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Основные этапы работы ДОЛ «Солнышко».
1-ый этап. Организационный /1-3 день/.
– инструктаж по технике безопасности,
– проведение мониторинга здоровья, диагностик,
– формирование отрядов, знакомство,
– оформление отрядных уголков,
– КТД.
2-ой этап. Основной /4-16 день/.
– коллективно-творческие дела,
– акция «Доброе дело»,
– психологические, спортивно-оздоровительные мероприятия,
– работа спортивных секций, спортивные часы,
– день памяти и скорби, (возложение цветов к памятнику),
– занятия в мастер классах.
– экологические акции,
– подготовка к творческому отчету,
– каждый день соревнование (игра).
– «ПОБЕДИТЕЛЬ ДНЯ» между отрядами.
3-ий этап. Заключительный /17-18 день/.
– отчетный сбор в отрядах,
– творческий отчет,
– День именинника,
– «Подарок другу»,
– проведение мониторинга здоровья, диагностики.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
– краски, кисти,
– Фотоаппаратура;
– Магнитофон, усилитель, колонки, микрофоны;
– медиапроектор, видеотека;
– Костюмы;
– Канцелярские товары;
– Спортивно-игровой материал;
– Детская литература;
– Призовой фонд, грамоты, сувенирная продукция, подарки
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
– Фонотека;
– Информационно-методический уголок;
– Отрядные уголки;
– Стенд ДОЛ;
– Фотостенд;
– Методический архив.
Программа предполагает работу следующих кружков, секций, мастер – классов:
«Очумелые ручки» – художественно-прикладное творчество;
«Звездопад» – вокальное творчество;
«Танц-ХОЛЛ» – хореографическое творчество;
«Земляне» – экологический кружок;
«Я, ты он, она» – психологические тренинги;
«Спортландия» – спортивные секции, тренировки;
«Созвездие» – общелагерные мероприятия.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предполагается, что в конце смены дети:
Приобщатся к здоровому образу жизни.
Повысят уровень развития творческих качеств личности: фантазию, оригинальность, находчивость, эвристичность, чувствительность, активность, артистизм и др.
Расширят свой кругозор.
Повысят уровень развития интеллектуальных и познавательных способностей.
Научатся проявлять самостоятельность.
Научатся брать на себя роль, используя при этом выразительные средства, владеть разнообразными игровыми замыслами.
Повысят уровень экологической культуры.
Повысят уровень практических навыков художественного восприятия.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315