Методическая разработка Проект программы летнего пришкольного лагеря «Солнышко»
Проект программы летнего пришкольного лагеря «Солнышко»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для всех детей во все времена лето – время самых долгожданных каникул, время радости и надежды, ожиданий новых встреч, новых открытий в окружающем мире и самом себе.
Игра – это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие игры характеризуются следующим: цель игры определяет характер игрового замысла, предлагаемого ребёнку, игровой материал, и правила общения и действий.
Игровой материал также побуждает ребёнка к игре, имеет важное значение, для обучения и развития и, конечно, для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью игры является игровое правило. Правило игры доводит до сознания детей ее замысел, игровые действия и её обучающую задачу.
Выполнение всех этих правил требует у ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. При организации игр с детьми мы принимаем во внимание не только наличные возможности ребенка, но и зону его ближайшего развития.
Ролевая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Игра позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться, способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через “уста героя” пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.
Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка
Конституцией РФ
Законом “Об образовании”
ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка РФ” от 24.07.98 № 124-ФЗ
Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197 –ФЗ
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобраз РФ от 13.07.2001 № 2688
Предлагаемая программа создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития их духовного мира, индивидуально-творческого потенциала. Данная программа позволит формировать у детей собственные взгляды, позиции, способность к их высказыванию и отстаиванию, способность к саморазвитию и жизнетворчеству, усвоению общечеловеческих ценностей. В процессе данной программы мы планируем создавать условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей.
Особенности программы следующее:
тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых, при этом все имеют равные права и обязанности;
научное социально-педагогическое обоснование программы;
соединение дополнительного образовательного компонента с практической деятельностью детей и взрослых в игровой ситуации программы;
неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в программе, тех или иных видах социально-педагогической деятельности;
праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.
Основные принципы педагогического процесса ДОЛ «Солнышко» следующие:
развитие творчества и самодеятельности;
игровая основа организации деятельности;
разумное сочетание социально и личностно значимой направленности деятельности;
единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных, возрастных особенностей;
массовость и добровольность участия детей в программе;
дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
разнообразие сфер общения и отношений в детском и педагогическом коллективах;
временный детский коллектив как микроструктура субъектной жизнедеятельности и структурная единица программы, имеющий ряд специфических особенностей: временный и сжатый срок жизнедеятельности и цикличность развития;
концентрация различных видов деятельности, временная автономия от непосредственного влияния семьи и школы;
субъектно-субъектные отношения детей и взрослых на основе взаимосогласия, взаимодействия.
Функции лагеря «Солнышко»
Основная – образовательная – функция лагеря «Солнышко» состоит в том, что лагерь организует систематическое интенсивное обучение и упражнение детей в применении и развитии личного опыта, самоусовершенствования и самопознания.
Компенсаторная функция лагеря «Солнышко» реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Релаксационная функция осуществляется за счет пребывания ребёнка на природе, в экологически благоприятных условиях, за счет организации правильного питания и строгого соблюдения режима двигательной активности и распорядка дня. Благодаря всему комплексу оздоровительных мероприятий лагерь создаёт условия для восстановления и укрепления сил и здоровья ребёнка.
Социально–адаптивная функция лагеря состоит в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Кроме всего прочего лагерь «Солнышко» является эмоционально привлекательным для детей и предъявляет высокие требования к активности, творчеству, нравственным качествам и уровню развития способностей, становится мощным стимулом для закаливания и физического развития.
Функционирование детского летнего лагеря определяется его базовой моделью. Базовая модель зависит от целевых установок семьи и государства, уровня положения детей в обществе, состояния педагогической науки и практики, материально-технических возможностей, потенциала педагогического коллектива.
Предлагается рассмотреть базовую модель детского оздоровительного лагеря как “Творческий городок”, (форма – игра).
2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Цель:
всемерно укреплять здоровье детей, содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства.
Задачи:
Создать условия для укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
Развивать творческие качества личности; фантазию, оригинальность, находчивость, эвристичность, чувствительность, активность, артистизм и др. в процессе кружковой деятельности.
Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей их организаторские, коммуникативные умения, самостоятельность,
а так же экологическую культуру.
Создавать условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”.
Участники программы
Педагогическое кадровое обеспечение:
Педагоги-воспитатели.
Вожатые.
Педагоги-тренеры.
Руководители кружков.
Медицинский персонал.
Обслуживающий персонал.
Дети в возрасте от 7 до 15 лет.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы работы:
творческие мастерские;
конкурсы
игры-знакомства;
шоу-караоке;
спортивные игры;
веселые старты, комбинированные эстафеты;
шуточная олимпиада;
веселые игры, забавы-шутки и розыгрыши;
аутотренинг.
– танцевально-дискотечные программы;
– концерты;
– акции “Доброе дело”;
– экологические акции.
– экскурсии и походы.
Информационные формы работы:
Фотогазета;
Методический информационный центр;
Спортивный час;
Творческий час;
Стимулирующая таблица;
Отрядные экраны-уголки.
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Основные этапы работы ДОЛ «Солнышко».
1-ый этап. Организационный /1-3 день/.
– инструктаж по технике безопасности,
– проведение мониторинга здоровья, диагностик,
– формирование отрядов, знакомство,
– оформление отрядных уголков,
– КТД.
2-ой этап. Основной /4-16 день/.
– коллективно-творческие дела,
– акция «Доброе дело»,
– психологические, спортивно-оздоровительные мероприятия,
– работа спортивных секций, спортивные часы,
– день памяти и скорби, (возложение цветов к памятнику),
– занятия в мастер классах.
– экологические акции,
– подготовка к творческому отчету,
– каждый день соревнование (игра).
– «ПОБЕДИТЕЛЬ ДНЯ» между отрядами.
3-ий этап. Заключительный /17-18 день/.
– отчетный сбор в отрядах,
– творческий отчет,
– День именинника,
– «Подарок другу»,
– проведение мониторинга здоровья, диагностики.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
– краски, кисти,
– Фотоаппаратура;
– Магнитофон, усилитель, колонки, микрофоны;
– медиапроектор, видеотека;
– Костюмы;
– Канцелярские товары;
– Спортивно-игровой материал;
– Детская литература;
– Призовой фонд, грамоты, сувенирная продукция, подарки
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
– Фонотека;
– Информационно-методический уголок;
– Отрядные уголки;
– Стенд ДОЛ;
– Фотостенд;
– Методический архив.
Программа предполагает работу следующих кружков, секций, мастер – классов:
«Очумелые ручки» – художественно-прикладное творчество;
«Звездопад» – вокальное творчество;
«Танц-ХОЛЛ» – хореографическое творчество;
«Земляне» – экологический кружок;
«Я, ты он, она» – психологические тренинги;
«Спортландия» – спортивные секции, тренировки;
«Созвездие» – общелагерные мероприятия.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предполагается, что в конце смены дети:
Приобщатся к здоровому образу жизни.
Повысят уровень развития творческих качеств личности: фантазию, оригинальность, находчивость, эвристичность, чувствительность, активность, артистизм и др.
Расширят свой кругозор.
Повысят уровень развития интеллектуальных и познавательных способностей.
Научатся проявлять самостоятельность.
Научатся брать на себя роль, используя при этом выразительные средства, владеть разнообразными игровыми замыслами.
Повысят уровень экологической культуры.
Повысят уровень практических навыков художественного восприятия.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315