Разработка мероприятия в рамках акции Сделаем вместе


Внеклассное мероприятие, посвященное Международному Дню воды.
«Весенняя капель»  
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
1.     Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
2.     Развитие наблюдательности, творческих способностей детей, памяти, логического мышления, сообразительности, познавательного интереса;
3.     Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
Оформление: Эпиграф – слова А.Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете»
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Заготовки для аппликации. Пословицы для конкурса на карточках. Аудиозапись  «Звуки природы. Бесконечная вода»
  Ход мероприятия
Учитель Сегодня мы с вами примем участие в мероприятии, которое проводится с целью привлечения внимания к проблемам защиты природы. Я предлагаю начать нашу встречу с веселой минутки.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….
(Воды)
  Бежит, бежит, не выбежит,
Течёт, течёт, не вытечет.
(Вода)
  Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
- О чём эти загадки? (о воде).
Значит о чём мы сегодня будем говорить? (о воде).
Что за звёздочки сквозныеНа пальто и на платке?Все сквозные, вырезные,А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Не колючий, светло-синий 
По кустам  развешан (Иней)
Прозрачен, как стекло,А не вставишь в окно …(Лёд)
Детки сели на карниз,И растут всё время вниз. (Сосульки)
В тихую погоду,Нет нас нигде,А ветер подует –Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит,А голос не устаёт? (Водопад)
Бегу я, как по лесенке,По камушкам звеня,Издалека по песенке,Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткалиИ пошли искать их днём,Ищем, ищем не найдём. (Роса)
В новой стене,В круглом окнеДнём стекло разбито,За ночь вставлено.  (Прорубь)
Дождь прошёл, а я осталасьНа дорожке во дворе.Воробьи во мне купалисьНа потеху детворе.Но до завтрашнего дняСолнце высушит меня.  (Лужа)
Ребята, вы, догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем мероприятии?
Ребята, скажите, в каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?
А так как на улице у нас весна, то мы с вами проведём игру «Весенняя капель».
Мы проводим мероприятие в рамках Акции «Сделаем вместе», под руководством партии «Единая Россия»
  Учитель Идея проведения Всемирного дня водных ресурсов впервые прозвучала на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро.
А с 1993 года каждый год 22 марта в мире отмечается Всемирный день воды.
Почему же эта проблема не исчезает? Почему с каждым годом чистой воды становится все меньше?  На эти вопросы ищут ответы и ученые, и простые жители Земли.  Вы знаете, что наша планета  единственная во всей Вселенной, на которой существует жизнь. И это благодаря самой необычной, самой вкусной, самой нужной жидкости   воде. Писатель Антуан Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел крушение в Сахаре, сказал «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете»
- Мы слишком равнодушно иногдаГлядим, как льётся, плещется вода.
Не потому ли, что вода – рекаИ озеро, и даже облака! - И мы сполна лишь в чёрный час бедыОсознаём величие воды. Вода!...Вы только вдумайтесь: во – да…Она поит поля, несёт суда.Она ж по трубам, как по проводам,
Приходит в каждый дом. - И нет страшней беды: прийтиИ не узнать своей реки, своей воды. Черна в реке трава, река не та,Мертва в реке вода. - Как цвет покойницкий бела,А синей от рождения была.На вкус никто не скажет, какова?Вода мертва. Ужасные слова.
Послушайте интересные факты о воде:
1. Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
2. Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
3.  Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
4.   За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
5.В озерах сосредоточено более 26 тысяч  метров  кубических  пресных вод.
6.Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
- А знаете ли Вы, что...
- принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды! - наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете лишь 200 литров воды! - разовый смыв в туалете расходует 8 – 10 литров воды! - каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды! - средний расход обычного водопроводного крана 15 литров в минуту! - оставленный открытым кран выливает за час около 1000 литров воды!
По некоторым оценкам за 60 лет жизни человек выпивает около 50т воды – целую цистерну!
- Человек состоит на 70% из воды. Кровь- 83%. Кости - 22%. Глаз – 99%
- Самые большие запасы воды на Земле у Бразилии, Канады и России.
- Мировой океан – занимает 96% , ледники – 2%, подземные воды – 2%, реки, озёра, болота – 0,02% .
- В природе путешествует вода,Она не исчезает никогда:То в снег превратится, то в лёд,Растает – и снова в поход!По горным вершинам,Широким долинам,Вдруг в небо взовьётся,Дождём обернётся.Вокруг оглянитесь,В природу вглядитесь:Вас окружает везде и всегдаЭта волшебница – наша вода!
Итак, мы приступаем!
1 конкурс.  «Что мы знаем о воде» задаются вопросы. Правильный ответ - капелька
1. Сколько на нашей планете океанов? (4)
2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
3 Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)
4. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
5. Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)
6.У какого водоема бывают рукава? (Река)
7.Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
8.В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
9.По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
10. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
 
Учитель  Мы с вами знаем, что ни один живой организм не сможет прожить без воды. Знаете ли вы, что на свете есть живые организмы, способные выпить за 1 раз 250 л воды, а есть такие, которым достаточно лишь сока растений. Но все они пьют. Вот и мы посмотрим, как пьют наши участники.
2 конкурс «Кто быстрее выпьет воду?»
Выйти должны 2 человека.  Два стакана воды, в стакане по трубочки. Начинают пить одновременно, вдвоем.  Победитель получают приз.
  3 конкурс «Перейди, не промокни»
Команды должны преодолеть «болото», под веселую музыку,  передвигая «кочки» - картонки. Кто быстрее, получает капельку.
  4 конкурс «Морские обитатели»
Вы получаете лист с заданиями, необходимо вписать ответы.  За каждый правильный ответ  1 балл  - капелька
1. Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
2. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз?  (Киты).
3. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
4. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
5. Кто клыками дно пашет? (Морж)
6. Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)
7. Что такое морская капуста? (Водоросли)
8. Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)
9. Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)
10. Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)
  5 конкурс «Умелые руки не знают скуки»
Нужно составить аппликацию на тему «Вода».
  Учитель. Во все времена народ очень бережно относился к воде, что отразилось в народном творчестве. Перед вами пословицы.
6 конкурс «Вода и народная мудрость».
Собрать пословицы (пословицы на карточках, каждая разрезана на 2 части).
Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
Все беды пропали, что в воду упали.
Лучше хлеб с водою, чем пирог  бедою.
 Не грози щуке морем, а бедному  горем.
Река не море, тоска не горе.
 В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
 Как роса упадет, так и след пропадет.
 По которой воде плыть, ту воду и пить.

Назвать как можно больше поговорок о воде.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться!
Капля мала, а по капле собирается море.
Река – к океану ступенька!
Не зная броду, не суйся в воду.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Будь здорова, как вода, плодовита, как земля.
Огонь чистит, вода моет.
Под лежачий камень вода не течёт.
Когда пьёшь воду, помни об источнике.
Вода и землю точит и камень долбит.
Вода и мельницу ломает.
Вода путь найдёт.
Вода студёна – тело ядрёно.
7. Опытническая часть: «Вода на планете Земля».
Удивительная вода
- вода – жидкость
- вода входит в состав всех живых существ
- вода не имеет цвета, запаха и вкуса
- вода встречается на Земле в 3-х состояниях
- вода обладает большой теплоемкостью
- вода – универсальный растворитель
- вода – химически стойкое вещество
- вода взаимодействует почти со всеми металлами и разрушает самые твердые горные породы – гранит, мрамор…
Опыт
Наполним литровую банку подкрашенной голубой краской водой. Это – все земные запасы воды.
Наберем 1 мл. воды из банки и выжмем ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
4 мл. воды выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах.
21 мл.переливаем в форму для льда – количество воды, которой находится на Земле в замороженном состоянии
1 мл.выливаем в почву – это вода, находящаяся в земной поверхности.
К оставшимся 973 мл добавляем соль – это соленая вода морей, океанов, озер.
Обсуждение: В каких емкостях вода, пригодная для человека? ( по ходу на стикерах дети пишут количество мл., для использования пригодна вода в стакане (реки, озера), вода почвенная). На наглядных примерах делаем вывод о том, что пресной воды очень мало.
9 конкурс. Угадай мелодию.
Послушайте стихотворение о воде.
Вода!
Тебе мы посвящаем
Стихи, и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем,
Чтоб ты у нас всегда была.
Чтоб реки были полноводны
И мирно бы текли всегда,
Была б прозрачна в них Вода!
Чтобы дождем нас поливала
Ты с чистых, голубых небес
И злился бы на нас поменьше
Могучий и всесильный Зевс.
Тебе, Вода, поем мы славу!
Живи на счастье и забаву!
И радуй нас собой всегда,
Да пусть же славится Вода!
Почему воду надо беречь
- От качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье человека и животных;
- Чем чище вода – тем лучше экология и красивее родная природа;
- Что лучше – тратить много денег на очистку воды или стараться ее не загрязнять;
- Хотя вода благодаря круговороту является постоянно обновляемым ресурсом, грязная и отравленная вода – это смертельная угроза для всего живого
Сохранность жизни на нашей планете, охрана вод, воздуха  в руках каждого жителя Земли. И если каждый из нас в повседневной жизни начнет экономить каждую каплю, то все вместе мы сбережем всю водную оболочку.
Учитель. - Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам в жизни на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.
Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье. Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду. Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
В заключении мы посмотрим, что вы сегодня запомнили.
1. Ответьте на вопросы в виде тестов:
1. Назовите три состояния воды. (Жидкое, твердое, газообразное.)
2. До какого века считалось, что вода - простое и неделимое вещество?
А) до 10 века;
Б) до конца 18 века;
В) до начала 20 века.
3. Кто доказал, что вода - сложное соединение и состоит из двух невидимых газов?
А) Фалес Милетский;
Б) Джеймс Уатт;
В) Антуан Лоран Лавуазье и Пьер Симон Лаплас.
4. Какой ученый, ставя опыт, пускал мыльные пузыри?
А) Генри Кавендиш;
Б) Дмитрий Иванович Менделеев;
В) Исаак Ньютон.
5. При какой температуре вода замерзает?
А) при +1°С;
Б) при 0°С;
Б) при -3°С.
6. Сколько в морях и океанах растворено соли?
А) 1 миллион тонн;
Б) 50 000 000 миллиардов тонн;
В) соли в морях и океанах нет.
7. Что такое гидросфера?
А) водная оболочка Земли;
Б) водяной пар;
В) вся вода океанов и морей, не считая воды рек и озер.
8. В каком океане находится море Лаптевых?
А) в Атлантическом;
Б) в Индийском;
В) в Северном Ледовитом.
9.Какое количество составляет пресная вода от общего количества воды на Земле?
А) 50%;
Б) 2,8%;
В) 1%.
10. Назовите главное свойство воды в природе.
А) давать жизнь всему живому;
Б) утолять жажду;
В) ее единство.
11.На сколько процентов огурцы состоят из воды?А) на 100%;
Б) на 10%;
В) на 98%.
12.Сколько в среднем каждый из нас выпивает воды в год?
А) 1 центнер;
Б) 500 тонн;
В) 1 тонну.
Викторина:
Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (Три четверти)
Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды? (В Антарктиде)
Какую часть от общего количества воды на земле составляют океаны и моря? (97%)
В этой жидкости в организме человека воды содержится 90% (Кровь).
Сколько дней человек может прожить без воды? (7 дней)
За какой период вода полностью обновляется в организме человека? ( За месяц).
Почему зимой реки не промерзаю до дна? ( Плотность льда меньше плотности воды).
Главными загрязнителями Мирового океана являются именно эти вещества. ( Нефть и нефтепродукты).
Заключение.
- Давайте беречь даже каплю воды-
Она ведь начало НОВОЙ ВОЛНЫ!
. - Ребята, для того чтобы предотвратить загрязнение всех водоемов, нужно запомнить простые заповеди:
1.Планета - наш дом!
2. Не расходуйте воду напрасно!
3.Сохраняйте родники!
4. Берегите Землю!
5. Не засоряйте реки!
Послушайте ещё одно стихотворение.
Вода – источник жизни,Она нужна нам всем.И путнику в пустыне.И деревцу в долине,И рыбам в океане,И кораблю в тумане.А тёплый дождь весеннийУмоет город сонный,Поднимет настроенье,И нас развеселитЦветущими садами,Журчащими ручьямиИ ветками сирени,Растущей во дворе.Давайте же все вместеЛюбить нашу природу,Беречь родные реки, Озёра и моря.
Подведение итогов конкурса.