«Азбука профессий»
Внеклассное мероприятие
для обучающихся 1-4 классов
«Азбука профессий»
Пояснительная записка
Профориентация школьников всегда занимала важное место в воспитательной работе учителя начальных классов. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребёнка. Но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Но вести профориентационную работу только с помощью знаниевого подхода невозможно. Знакомить нужно через деятельностный подход. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении. Разработка внеклассного мероприятия «Азбука профессий» способствует этому. Внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству с профессиями, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, поданная в доступных интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий.
Тема « Азбука профессий»
Цель: знакомство с некоторыми видами профессий
Задачи:
Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Иллюстрации различных профессий
Выставка книг по теме
Набор предметов для игры ( шприц, нитки с иглой, лампочка, красная ручка и т.д)
Карточки, на которых с одной стороны буквы, а с другой названия профессий.
Форма внеклассного мероприятия: игровая.
Адресат:
Учителя начальных классов, классные руководители, организаторы внеклассной работы (данную разработку можно взять за основу при создании сценария игрового внеклассного мероприятия).
Направленность, возможности применения разработки:
Данное внеклассное мероприятие может быть проведено:
в любом классе начальной школы
в классах среднего и младшего звена на занятиях по профориентации.
Условия реализации:
наличие компьютера, музыкальных колонок, экрана и проектора в кабинете
умение учителя пользоваться данной техникой
позитивный настрой учителя и учеников, так как мероприятие спланировано в форме игры и предполагает активное участие игроков и адекватную реакцию на юмор и нестандартные ситуации
Длительность: 40-45 минут ( урок)
Организационный момент ( слайд 1).
"Поговорим? - О чём?О всяком и о прочем.О том, что хорошо и хорошо не очень.Чего-то знаю я, а что-то вам известно.Поговорим? - Поговорим!Нам будет интересно!"
Вступительная беседа
У: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить. А о чём мы будем говорить, вы скажете сами, когда посмотрите на экран ( слайд 2). Назовите одним словом. Да, это профессии (слайд 3).
III. Основная часть
У: А начнём мы наш разговор с пословицы ( слайд 3). Что означает эта пословица? ( Не потрудившись, никакого дела не сделаешь. Хорошего результата не добьёшься).
У: Людям каких профессий необходимо трудиться? ( Трудиться надо всем).
У: Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?
У: Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.
П – повар, портной, парикмахер
Р – рыбак, радист
О – охранник, офтальмолог
Ф – фотограф, фтизиатр
Е – егерь (охотовед)
С – сапожник, сантехник
С – слесарь, столяр
И – историк
Я – ямщик, языковед
У: Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. На земле их существует более 4 тысяч.
У: Я просила вас дома подготовить рисунки, на которых вы попытались изобразить свою будущую профессию. Кем бы вы хотели стать? Покажите ваши работы и кратко расскажите о них. (Демонстрируют свои рисунки).
Физминутка «Профессии»
Каменщик из кирпичей стену строит. Дом ничей.
(Кладём правую руку на левую, левую на правую и т. д. всё выше и выше.)
Я маляр, я стены крашу,
(Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)
потолок
(«красим потолок»)
и кухню вашу.
(Движения рукой влево-вправо.)
Я электрик. Свет включу,
(«Включаем свет, нажимая на выключатель».)
Только лампочку вкручу.
(«Вкручиваем лампочку» вращательные движения кистью правой руки.)
Приходите в новый дом
(Ладони «домиком».)
И живите долго в нём!
(Развести руки в стороны.)
У: Ребята, вы ещё только знакомитесь с профессиями, а вот ребята 11 класса уже заканчивают школу, поэтому, им уже пора определиться с выбором. Они уже познакомились со многими профессиями, побывали на экскурсиях во многих предприятиях нашего села, поговорили с работниками этих предприятий, понаблюдали за их работой. Ребята попробовали себя во многих профессиях. Они готовы поделиться с вами результатами.
Игра «Телеграмма»
Ученица 11 класса: Ребята, сегодня, когда я шла в школу я встретила почтальона. Он попросил передать вам телеграммы. Вы должны определить, людям каких профессий адресованы они. Поможем?
1) У меня к вечеру разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк. К кому я должен обратиться? (Врач.)
2) Огонь вырвался из-под власти человека. Он взвивается, раздувается порывами ветра, словно огненный Змей Горыныч. Человеку трудно справляться с силой бушующего огня. Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь. Кто они? (Пожарные.)
3) Я захотела постричь волосы и сделать красивую причёску. А умелые руки мастера колдовали над моими волосами и сделали меня неотразимой. Кто этот мастер, который так ловко справился с моими волосами? (Парикмахер.)
4) Однажды сломался светофор, и машины не могли самостоятельно справиться с движением на дороге. Пешеходы тоже были в замешательстве. Кто им помог? (Милиционер-регулировщик.)
5) Я отправился в книжный магазин, чтобы купить другу в подарок к дню рождения книгу. В магазине был большой выбор детских книг. С кем же мне посоветоваться, к кому можно обратиться? (Продавец.)
6) Этот волшебник приготовил нам в кафе из обыкновенных продуктов вкусное блюдо, оригинально его украсил. Имя у этого блюда – шедевр вкуса. Было очень красиво и аппетитно. Кто же этот волшебник? (Повар.)
7) Эта профессия очень интересна! Машина всё время в движении, за окном постоянно меняется пейзаж, меняются люди в салоне автомобиля. А тот, кто за рулём, безошибочно различает все световые сигналы и обладает отличным зрением и слухом. (Шофёр, водитель.)
8) Вокруг нас жилые дома, школы, магазины, детские сады. Для нас их соорудили люди с огромным трудолюбием, немалой физической силой, умелыми руками и с желанием трудиться. Своим трудом они приносят нам радость. Что же это за люди, которые дарят нам эту радость? (Строитель).
Загадки «Профессии сельских жителей» (слайд 4)
Ученица 11 класса: Ребята, а я хочу поговорить с вами о профессиях сельских жителей. Я предлагаю вам отгадать вот эти загадки.
Поет рожок, поет рожок!Мы гоним стадо на лужок.Пасем коров мы целый день,Лишь станет жарко - гоним в тень. (Пастухи)
Упрятав челку под фуражку,Веду я с папой в поле вспашку.Я горд работой на земле,От пота вымокла рубашка...Зато ладони - на руле. (Тракторист)
Добрая хозяюшкаЦыплят позвала, зерен дала.Хозяюшка: «Цып-цып-цып!»А цыплята: «Сыпь-сыпь-сыпь!» (Птичница)
Очень тщательный уход За животными ведет: За коровами - доярка, А за свинками - свинарка.
Он науки изучил. Землю словно приручил.Знает он, когда сажать, Сеять как и убирать. Он знаток в краю родном И зовется... (Агроном)
Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют. (Хлебороб) ( слайд
Фотоотчёт ( слайд 5,6,7).
Ученики 11 класса: Посмотрите на экран, здесь мы представили фотоотчёт об экскурсии на предприятие КФХ «Летяжье», которым руководит В.Н. Селихов; пожарную часть, руководитель Сидоров Ю.Н. и врачебную амбулаторию. (Слайд.)
Игра «Бюро находок»
Ученица 11 класса: Ребята, а я сегодня была в «Бюро находок». Вам передали вот эти предметы, определите кому они принадлежат. ( Шприц, иголка с ниткой, электрическая лампочка, красная ручка, фотоаппарат, рулетка и т.д).
IV. Рефлексия
У: Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях, вы узнаете много нового. Поговорите дома с родителями, узнайте у них, где и кем они работают, чем занимаются на работе. Приносит ли она им радость. А наше занятие я продолжу загадкой:
Кладет кирпич за кирпичом –Растет этаж за этажом,И с каждым часом, с каждым днемВсе выше, выше новый дом. (Строители)- слайд 8.
Я предлагаю вам побыть строителями. Если вам было весело и интересно, берите для стройки красные кирпичики. Интересно, но скучно- жёлтые кубики. А если вам было не интересно, берите синие кубики. ( Под музыку ребята берут кубики и строят дом).
V. Подведение итога
У: Вот и подходит к завершению наше занятие ,а я хотела бы вам рассказать одну притчу
Добро побеждает зло.
Жили-были лилипуты в своём маленьком городке. И всё у них было хорошо, пока не прилетел злой волшебник. Он покрыл весь город белым снегом. Погибли все деревья, кусты. И весна с летом больше не приходили. Лилипуты замёрзли и стали болеть. Тогда собрались все дворники, и размели весь снег. Агрономы вспахали землю, садовники посадили новые деревья. Строители восстановили разрушенные дома, монтеры провели в них свет. А врачи напоили всех жителей чаем с малиной, и всё стало как прежде. А злой волшебник понял, что он не сможет помешать людям, которые имеют так много профессий в своём городке. Понял он, что проиграл, и улетел.
- Какой вывод можно сделать? (Все профессии нужны, все профессии важны!)
VI. Оформление странички портфолио.
У: Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая из них нужна и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на парте лежат звёзды. Напишите название профессии, о которой вы мечтаете с одной стороны, а своё имя с другой. Это ваша мечта. Мы сохраним звёзды до 11 класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание. Вложите звёзды и ваши рисунки в портфолио.
В конце мероприятия ребята 11 класса дарят первоклассникам «Азбуку профессий», которую составили во время занятий курса «Профессиональное самоопределение».
Список используемой литературы.
Занимательное азбуковедение: Сб. /сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 2000
Интернет-ресурсы.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. Лит., 1999.
Заголовок 315