Методическая разработка. Личностно-ориентированное обучение в школе
lefttop00Личностно-ориентированное обучение в школе.
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека,… ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В.А.СухомлинскийСовременные модели концепции содержания образования
Слайд 1
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.
Возникает необходимость обращения к имеющимся концепциям содержания для того, чтобы определить их соответствие целям личностно ориентированного образования.
Сл. 2
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта [13, c.77].
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно – ориентированной образовательной парадигмы.
Сл.3
Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности.
Сл4.
Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
- формирование и развитие мышления;
- учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;
- адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.
Сл 5
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика [4, c.74].
В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы. Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков (например, проводить дискуссии, уроки-путешествия) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.
Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, так как одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости [5, c. 37].
Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока (таблица 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока.
Традиционный урок Личностно-ориентированный урок
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми
Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
В своей работе я использую метод, который я называю «Светофор», на создание этого метода меня подтолкнула неравномерность подготовки учащихся к предметам истории и обществознания. Метод основан на разноуровневых заданиях для учащихся, которые самостоятельно, приходя на урок, решают какой сложности им выполнять задания и соответственно, какой результат получить в конце урока.
Описание метода:
В классе парты расставляются в три стола, каждый из которых отмечен цветом: «красным», «жёлтым» и «зелёным».
«Красный» цвет светофора «стой»-чаще всего это очень слабые ученики, которые не хотят учиться, а их надо «научить».
«Жёлтый» цвет светофора «приготовься» -это ученики- хорошисты- троечники, которые уже не красные, но ещё и не зелёные, это ребята, которые не очень уверены в себе, но чаще всего хорошо выполняют задания письменно.
«Зелёный» цвет светофора «иди»- это ученики, отличники, прекрасно знают предмет, всегда готовы работать устно, делать доклады и сообщения.
Урок по методу «Светофора» делится на :Организационный момент. Объяснить учащимся в начале урока, что они самостоятельно выбирают ( согласно уровню своей подготовки на сегодня) тот стол за которым им работать.
Проверка домашнего задания.
«Красный»- Проверка домашнего задания не более трёх вопросов, разрешено пользоваться учебником.
«Жёлтый»- Проверка домашнего задания пять вопросов в тестовой форме без учебника, но у ребят за этим столом есть плюс, при абсолютной тишине в классе они могут услышать ответы на вопросы своих тестов в выступлениях ребят зелёного стола.
«Зелёный»-Проверка домашнего задания устный опрос, фронтальный опрос, выступления у доски, доклады, работа с картой.
Новая тема для красного стола: - чаще всего заполнение таблицы, выписывание определений из учебника, если итоговое занятие ,то из заранее подготовленного материала учителем, составить по ходу урока газету, листовку, рекламку, публикацию. В конце урока основная оценка- «три» , но если включаются походу урока в дискуссию, отвечают на вопросы, высказывают мнения, то оценка может быть и выше.
Новая тема для жёлтого стола: работа с незаполненными тестами, таблицами, схемами подготовленными учителем заранее и заполняемые учащимися по ходу урока. Основная оценка жёлтых - «четыре», если включаются походу урока в дискуссию, отвечают на вопросы, высказывают мнения, то оценка может быть и выше.
Новая тема для зелёного стола: Работа с тестами, ответы на вопросы учителя, дискуссии, высказывание своего мнения. Основная оценка зелёных «пять».
Как и все новые технологии , метод «светофора» имеет свои плюсы и минусы.
плюсы минусы
1.Практически исключает отрицательную оценку. 1.Необходимо учащимся претендующим на оценку «пять» постоянно готовиться. «Липовые отличники» видны сразу.
2.Разноуровневые задания позволяют каждому ученику проявить себя, согласно тем знаниям, которые он имеет. 2. Не все учащиеся готовы работать на таком уроке. (гораздо проще на традиционном уроке просто посидеть или поиграть в телефон)
3.Позволяет хорошим ученикам высказывать своё мнение, давать оценку событий. 4.На каждом уроке идёт работа с тестами, подготовка к ЕГЭ и ГИА.
Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Необходимо формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности на уроках нет места. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на успеваемости.
Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. И мы действительно, воспитывая патриотов, будем не только вспоминать славное прошлое нашей страны, но и гордиться его настоящим и верить, как это ни банально звучит, в светлое будущее России. Я верю.