Методические материалы по теме: Личностно- ориентированное обучение.
Гафнер Елена Андреевна
Учитель биологии и химии
МАОУ «СОШ №13»г. Кунгур.
Личностно ориентированное обучение.
В последние годы в пед. практике всё чаще можно слышать личностно ориентированное образование, обучение, воспитание, личностно ориентированный подход в работе с кадрами и т.д. То есть выражаясь проще, от «массового производства к поштучному». Конечно, сделать это при массовом обучении очень трудно, но можно. Сложность состоит в том, что сможет ли учитель, не владеющий специальными психологическими знаниями, загруженный различными учебными и бытовыми проблемами, вести систематические наблюдения за каждым учащимся в группе. Основная тяжесть ложится именно на учителя, а не психолога. Следовательно, учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию - быть одновременно и предметником и психологом. Но ведь именно такая работа даёт возможность раскрывать познавательные возможности ребёнка, выстроить для него индивидуальную траекторию развития и если что-то получается, то преподаватель чувствует удовлетворённость в своём труде.
Конечно, эта работа и большая работа и преподаватели неохотно идут на это, т.к. менять за устоявшие многие годы ценности, стереотипы работы, которые характеризуются «усреднением» в обучении учащихся. Менталитет педагога – вот главная проблема, с которой приходится сталкиваться на пути преобразований и в частности в проведении личностно ориентированного урока.
Каковы же принципы такого урока?
Использование субъективного опыта ребёнка.
Представление ему свободы выбора при выполнении задания, решение задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию более значимых для него способов переработки учебного материала с учётом разнообразия его типов, видов, форм.
Накопление ЗУН не в качестве самоцели, а важного средства реализации своего творчества.
Обеспечение на уроке личностно значимого контакта учитель-ученик на основе сотрудничества, достижения успеха каждым студентом.
Конечно, всё это требует повышения методического уровня преподавания, обновления технических карт, конспектов, дидактического материала.
Чем же хорош такой урок?
Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планировании работы на уроке.
Задания предлагаются учащимся на выбор:- по содержанию;- по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.
Характер заданий, предлагаемый учащимися:- репродуктивный;- частично-поисковый;- исследовательский;- творческий
На уроке используются формы общения:- монолог;- диалог;- полилог
При введении нового понятия учитель предлагает ученикам дать свои версии его содержания.
При изучении новой темы учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, систематизирует, научно «окультуривает»
Дом. задание предлагает ученикам на выбор– по форме;- по содержанию.
Обсуждение с учащимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.
Обсуждаются наиболее рациональные способы работы.
Беседа строиться на уважительном отношении к мнению учащихся.
При выставлении отметки учитывается не только правильность ответа, выполненного задания.
В критерии отметки входит:
уровень активности ученика на уроке;
выбор самостоятельного способа работы
На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальные;
парные;
групповые;
индивидуальные
Почему личностно ориентированный подход занял в настоящее время ведущую роль в образовании?
Прежде всего это объясняется тем, что:
динамическое развитие общества требует формирования в человеке не столько социального типичного, сколько ярко выраженной индивидуальности, позволяющей ребёнку стать и оставаться самими собой в постоянно изменяющемся социуме;
психологи и социологи отличают произошедшее в последнее десятилетие существенные изменения в личностной развитии детей. Нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а эти перемены требуют новых подходов и технологий во взаимодействие учителя и ученика;
современное образование нуждается в гуманизации отношений взрослых и детей. Отсюда и целесообразность использования в процессе обучения и воспитания личностно ориентированного подхода, который обеспечивает и поддерживает процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Анализ личностно ориентированного урока
Мотивационно-ориентационный аспект.
Смог ли преподаватель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?
Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учащихся?
Нацелена ли деятельность преподавателя на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?
Содержательный аспект
Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?
Смог ли преподаватель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъективным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для учащихся?
Пытался ли преподаватель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредментые связи?
Очевидна ли практическая направленность учебного материала, его значение для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей учащихся?
Организационный аспект
Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?
Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?
Стимулировал ли преподаватель учащихся к коллективному и индивидуальному выбору вида занятия и формы его выполнения?
Создавалась ли на занятии ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности (терпения) и доверия в учебном взаимодействии?
Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи преподавателя? Учитывался индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?
Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли учащиеся реальным правом выбора домашнего задания?
Оценочно-результативный аспект
Стали ли предметом оценочных суждений преподавателя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?
Способствовала ли оценочно- аналитическая деятельность преподавателя формированию положительной Я-концепции личности учащегося, выработке у него индивидуального стиля познания?
Применение этой системы при анализе урока помогают учителю лучше осознать основополагающие идеи – принципы личностно-ориентированного подхода. Правильное использование предлагаемой схемы может способствовать совершенствованию профессионального мастерства учителя, обогащению его теоретического и методического арсенала.
Заголовок 2Заголовок 315