Современное образование


Тема урока: Образование
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
Проанализировать место образования в обществе и государстве в каждый период истории его развития;
Развивать навыки анализа и самоанализа, навыки составления глоссария, обобщающих и сравнительных таблиц; развивать умения обобщать и делать выводы.
Воспитывать интерес к образованию и учебе через приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи урока:
Разобрать понятие образование и состав образовательного института
Вывеси вместе с учащимися задачи и принципы современного образования
Выявить исторические этапы развития образования
Проанализировать особенности современной российской школы
Выяснить значение образования
Основные понятия и термины: система образования, школа, гимназия, ученик
Оформление доски: дата, тема урока, план урока, таблица «Образование – важный институт общества», таблица «Личная и социальная значимость образования».Оборудование: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», распечатанные глоссарии (приложение №1), доска, раздаточные жетоны (приложение №2).
Ход урока.
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)
II. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме «Религия», фронтальный опрос
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление изученного на уроке материала
V. Итог урока
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей).
По ходу урока необходимо записывать понятия по теме в специальный терминологический словарь (приложение №1). Активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображена «Медаль за особые успехи в учении» (приложение №2).
II. Проверка знаний учащихся
А теперь каждый из вас на листах напишет мини-эссе на 10-12 минут, где вы должны раскрыть свою тему. Не забывайте о 3-составности любого вашего сочинения или эссе.
I вариант II вариант III вариант
Существуют ли общие критерии красоты? Какого для Вас назначение искусства? Истина, Красота, Добро – три кита духовной сферы.
III. Изучение нового материала
С чего начинается изучение любой темы? (понятия, план, значимость)
Наша сегодняшняя тема – образование, которое является очень важным институтом общества.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности, т.е. это процесс, посредством (с помощью) которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому.
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем.
А что же нам необходимо знать, чтобы раскрыть тему «Образование»?
Состав института образования
Задачи и принципы образования
История развития образования
Плюрализм образования в России
Значимость образования
1. Итак, начнём с того, что скажем, что институт образования очень велик и многослоен. Для того, чтобы образно представлять для себя состав этого самом института, давайте начертим схему:
Образование – важный институт общества
Министерство образования Региональные и городские департаменты образования на местах Школы, лицеи, гимназии, колледжи, ВУЗы Ученики, студенты Учительский и преподавательский состав, специалисты
2. Задачи образования:
- реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;
- приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;
- подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;
- социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;
- обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;
- формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.
Принципы образования:
- демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
- гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
- мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
- непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
- преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
- адресность и доступность образовательных услуг;
- единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.
3. Основная задача образования – передать потомкам свои знания, разработанные предками. В дописьменных обществах это делалось изустным способом, т.е. передача знаний появилась ещё в первобытных обществах, хотя в некоторых частях мира примитивный способ передачи знаний сохранилась и по сей день.
Но как зрелый социальный институт, образование появилось в Древнем Египте (3тысячелетие до н.э.) – именно тогда возникли профессиональные школы чиновников – формировались статусы и роли учителя и ученика. Появились «тетради, ручки, классные комнаты, доски, оценки и т.д.» - всё это стало неотъемлемым атрибутом образования.
Во 2 веке н.э. сформировалась римская система образования – ставшая прообразом европейской системе. Состояла она из 3 ступеней:
Начальная школа (чтение, письмо, простая арифметика)
«средняя школа» - греческий язык и 7 свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия, а так же архитектура, медицина)Высшая ступень – школа риторов – риторика, философия
В 9 веке при монастырях стали открывать школы и готовить детей с ранних лет к духовному поприщу. Обучение продолжалось 5 лет, изучали письмо, чтение, музыку, античная литература, латинское богословие, латинский язык.
Первоначальное обучение
Тривиум (грамматика, риторика, диалектика)
Квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия)
=>Монастырские школы исполняли важную роль – выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоёв общества.
В русской земле образование прошло своеобразный путь развития:
1 тыс.лет назад – первые школы на Руси, учили детей бояр и дружинников 2 года с 7 лет. Класс из 8-10 учеников. Бумага на Руси появилась только в 14 веке, поэтому оснащение школы было небогатым.
Петр I (1672-1725) создал государственные общеобразовательные цифирные школы (арифметика, письмо, чтение), в классе учились дети разных возрастов, детей разрешалось бить линейками, розгами, ставить на горох в угол.
Дети дворян учились в кадетских корпусах, частных пансионах, институтах благородных девиц. Девочки-дворянки учились с 6 до 18 лет в Смольном институт – первом образовательном женском заведении России (литература, история, русский, ин.яз, физика, математика, рукоделие, танцы, этикет)
Для детей городских низов открывались народные школы училища.
В 19 веке распространённым видом школ стала гимназия (платная для детей дворян и чиновников). Детей разрешалось бить, сажать в карцер, не давать еды, за непослушание выгоняли из школ, уроки длились по 60 минут.
Распространение получили и реальные училища (особое внимание естественным наукам – биология, физика, химия) – готовили кадры для промышленности, с/х, торговли
В 18-19 веках распространяется домашнее обучение. Надомные учителя, преподававшие без разрешение штрафовались, а ученики после получения надомного образования сдавали экзамены в школах для получения официального документа об образовании.
Школьное образование называют общим, т.к. оно позволяет овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимых для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности.
Общее образование – основа для получения профессионального образования. Школа – основа среднего образования.
Уровни общего образования:
Начальное
Неполное среднее
Среднее
Классификация школ:
По характеру сообщаемых знаний
Общеобразовательные
Профессиональные (специальные)
По уровню даваемого образования
Начальные
Неполные средние
Средние
Высшие
По отношению к религии
Светские
Религиозные (конфессиональные)
По источнику доходов
Государственная
Частная
Факты о школе:
Школа живёт по уставу, в котором записаны права и обязанности учеников, учителей, определена структура управления, система контроля знаний учеников и т.д.)1-вый Устав был принят в 1786 году
Школой руководит директор, имеющий несколько заместителей.
У современного учителя есть право выбора методики обучения и воспитания
После 10 лет непрерывной работы учитель может уйти в отпуск на 1 год
На уроке можно использовать разные пособия, учебники, придумывать свой контроль знаний
Оценки должны выставлять по 5-бальной системе, которая была введена ещё в 1944 году
Родители не имеют право вмешиваться в профессиональную деятельность учителя
Учителя обязаны уважать права ребенка, его личность
Нельзя применять психическое и физическое насилие
Учитель не имеет права появляться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, при несоблюдении этих правил наступает юридическая ответственность
Учитель может заниматься частной практикой
Общие вопросы деятельности школы решает педагогический совет, а так же в некоторых школах и методический совет, попечительский совет
Ученик – это юридический статус ребёнка
Образование является бесплатным
Дети имеют право обучаться по м/ж
Для учеников существует свой свод правил, в каждой школе они свои
Ученик может переходить из одной школы в другую
На уроке свободно выражать своё мнение
На платной основе ученик может получать дополнительное образование
Ученик, достигший 14 лет и грубо нарушавший Устав школы может быть отчислен с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних
Право не диктует жёсткую модель поведения для учащихся, а даёт возможность выбирать форму получения образования (семейная, экстернат, школа), педагогов, образовательных учреждений
По окончании школы и сдачи экзаменов ученик получает аттестат зрелости, а особо отличившиеся ученики – золотые и серебряные медали.

IV. Закрепление изученного на уроке материала
Давайте повторим некоторые моменты сегодняшнего урока:
Как в проходило самое «первое образование»? (устно, передавая житейские навыки)
Каков состав института образования? (Министерство, регионал и гор.департаменты, образ.учреждения, ученики, преподы)
Какую роль исполняли Монастырские школы? (выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоёв общества)
Кто создал государственные общеобразовательные цифирные школы (Петр 1)
В каком веке начали распространяться гимназии? (19)
При Петре , где учились городские низы? (народные школы, училища)
Назовите уровни общего образования (начальное, неполное среднее, среднее)
Какова классификация школ?
Первое женское общеобразовательное учреждение в России (Смольный институт)
По какому официальному документы живёт современная школа? (Устав)
5-бальная система в нашей стране была введена в … (1944 году)
Назовите несколько обязанностей учителя и ученика
Ученик – это… (юридический статус ребёнка)
Что получает ученик по окончании школы?
V. Итог урока
Итак, ребята, что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Поменялось ли ваше отношение к школе и образованию в целом?
Домашнее задание:
Прочитать параграф 22
В тетрадь выписать основные понятия из параграфа и составить глоссарий
Вопросы после параграфа №1, 2, 5
Приложение №1
Глоссарий
Понятие Определение
Система образования Школа Гимназия ученик Приложение №2