Исследовательская работа Школьное образование в России,США и Великобритании

Ленинский район
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50»
Секция Культурология



Школьное образование
в России, США и Великобритании





Авторы: Пушкарева Дарья Александровна
Баранова Татьяна Андреевна
МОУСОШ № 50, 11 класс,
Ленинский район, г. Новосибирска
Консультант: Петрова Лариса Николаевна,
учитель английского языка

Контактный телефон руководителя:
89529063092






Новосибирск-2016





Введение..3

1.1. Система школьного образования в России.. ...4

1.2.Система школьного образования в США.8

1.3. Система школьного образования в Англии12

2. Сравнительный анализ образовательных систем
в России, США и Великобритании 15

3. Исследование. Социологический опрос19

Заключение.21

Список литературы...22

Приложение....23

























Введение
Воспитание и образование подрастающего поколения является одним из наиболее важных вопросов формирования общества. От уровня знаний во многом зависит успешное развитие страны. Всё главное в судьбе человека начинается со школы. В школе формируется характер, складывается наше отношение к миру, здесь нас учат логически мыслить. понимать себя, окружающую обстановку, близких людей. В школе закладывается «фундамент жизни».
«Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.».
Вследствие того что образование во всем мире проходит модернизацию, нам стало интересно, что нужно современному молодому человеку для того, чтобы реализовать себя в современных условиях жизни? Какую роль играет наша школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к жизни в нашем стремительно меняющемся мире? Почему для многих выпускников российских школ престижно учится заграницей? Как учат детей в разных странах мира, чем школы за рубежом отличаются от наших российских? Чтобы ответить на эти вопросы мы решили сравнить системы образования в развитых странах, а конкретно, системы школьного образования в России и англоговорящих странах.
Объектом исследования является система образования.
Предметом исследования является особенности школьного образования в России и англоговорящих странах.
Целью данной работы является описание и анализ системы образования в России и за рубежом. Рассмотренные страны были выбраны исходя из того, что в мире существует несколько эпицентров школьного образования и воспитания. Это США, Великобритания и Россия.
Задачами этой работы являются:
Изучить систему образования в Великобритании и США
Изучить систему образования в России
Провести сравнительный анализ систем школьного образования в этих странах
Сравнить мнения сверстников об образовании в их странах по результатам анкетирования.
Методы исследования:
Теоретический (анализ литературы по вопросам образования в англоговорящих странах и России); описательный и сравнительно-сопоставительный .
Результаты исследования: Создание наглядно-методического пособия в форме презентации на тему: «Школьное образования в России, Великобритании и США ". 1.1. Система школьного образования в России

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: «дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования)».
Дошкольные образовательные учреждения в России (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.
Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. «Школы в России дают обучаемым так называемое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет. Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:
I ступень (начальное общее образование) - 4 года;
II ступень (основное общее образование) - 5 лет;
III ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года.
Российское образование последние 20 лет, до сегодняшних дней продолжает выживать: недостаточное финансирование школ, демографический кризис, различные, ни  к чему не приводящие реформы. Этот список можно продолжить. Все эти проблемы отражаются на нашем поколении. Проблемы в школе существуют, и они начинаются с начального звена, когда дети садятся за парты. Но есть и положительная сторона – это возможность научить, воспитать, направить детей по правильному пути, чем и занимаются учителя начальных классов.
Жизнь в школе регулируется образовательным правом, документами. Документы могут быть как мирового значения, так и государственного. В России главным законом, регулирующим деятельность образовательных учреждений является Закон Р.Ф. «Об образовании». В нем изложены все требования к образовательным документам, все принципы образования заложены в нем.
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Главной целью школы, должно являться воспитание и развитие свободной, гуманной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
Начальное образование.
«Начальная школа России (4 года) призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни ».
По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
Начальная школа занимает 4 года - с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).
За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе школьники учатся пять дней в неделю. В первых классах обычно нет оценок. В остальных классах система оценки знаний состоит из четырех оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Основная школа.
«Основная школа России закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.
Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах».
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель - специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель - один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах - освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин - около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.
По окончании основной школы ученики сдают экзамены Основной государственный экзамен (ОГЭ): математика, русский язык и еще два по выбору. По результатам обучения выдаётся документ - «Аттестат об основном общем образовании» - подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях, а остальные остаются в школе и переходят в старшие классы. Так при переходе ученикам неизбежно   потребуется определенный период на адаптацию к новым условиям (педагогам, их требованиям, манере преподавания, к новому коллективу  и т.д.), что   может оказать негативное влияние  не только   на  общее психологическое состояние подростка, но и   как результат, на  снижение работоспособности.
Старшая школа
Основное назначение старших классов - создать  такие условия, при которых будет реализована идея осознанного и компетентного  выбора учеником  предпрофильной подготовки и профильного обучения для подготовки к поступлению в вуз. Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является итогом школьного образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в социальной деятельности. В России - это последние два года обучения- 10 класс и 11 класс.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершению обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем образовании - документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» серебряная, и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.
Мы думаем, что одним из важнейших результатов школьного образования должна стать готовность  и возможность выпускника к принятию важных решений, что обеспечить его успешность в жизни и профессии можно,  научив активному взаимодействию  с другими людьми. Мы считаем, что современная школа должна научить ученика объективно оценивать себя в развивающемся мире в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации.
1.2. Система школьного образования в США

Право на образование в США гарантировано Конституцией США и Законом об образовании. Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный выборный совет по делам образования - он разрабатывает учебные планы и ведает школьным обучением. Единых стандартов в системе школьного образования не существует - их качество зачастую зависит от местожительства, которое выбирает семья. Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями.
Система школьного образования в США включает в себя 4этапа: нулевой класс, начальная школа, средняя школа, старшая школа.
14-18 лет
9-12 классы
Старшая школа (High Schools)

12-13 лет
7-8 классы
Средняя школа (Junior High или Middle Schools)

6 - 11 лет
1-6 классы
Начальная школа (Elementary или Primary Schools)

5 лет
0 класс
Нулевой класс (Kindergartens)

Школьников здесь называют студентами Student.
Во всех школах Америки очень много спорта и музыки. Каждый ученик обязан освоить какой-либо вид спорта и научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Урок музыки и физической культуры оценивается также как и обязательные предметы.
Учебный год в США длится, как правило, 170-186 дней (около 9-ти месяцев) . Однако начинается он не в один день по всей стране, а зависит от порядков и климата штата или округа. Начаться учебный год может в промежутке с 20-х чисел августа до середины сентября, соответственно, варьируются и даты его окончания. Учебная неделя состоит из 5 дней. Но уже во многих штатах ввели четырёхдневную учебную неделю, считается, что ученикам очень мало два выходных дня в неделю, притом нужно учитывать, что им совершенно не задают домашних заданий в начальной школе и тем более на выходные. Продолжительность учебных занятий в день 5-6 часов. Экзамены также проходят в разное время. Учебный год, практически везде, разделен на три триместра, между которыми ученикам полагаются небольшие каникулы.
«Примерно 85% детей обучаются в государственных школах. Большая часть остальных идут в платные частные школы, многие из которых религиозные. Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление.
Менее 5% родителей по разным причинам решают обучать своих детей дома. Некоторые религиозные консерваторы не хотят, чтобы их детей учили идеям, с которыми они не согласны, чаще всего теории эволюции. Другие считают, что школы не могут удовлетворить нужды их отстающих или, наоборот, гениальных детей. Третьи хотят защитить детей от наркотиков и преступности, которые являются проблемой для некоторых школ».
В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу, в нулевой класс. Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах.
Начальные школы обычно обучают детей с возраста 6 лет до 11. Хаpактеpным для начальной школы США является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, котоpые только что пpиступили к занятиям, делят на гpуппы в соответствии с pезультатами тестов. После опpеделения "ай-кью" появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки которых проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика, чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.
Средние школы как правило обучают детей в возрасте от 12 до 13 лет с седьмого по восьмой класс. Средние школы бывают разных типов:
академические
профессиональные
многопрофильные
Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю) и физкультуре. Один или два предмета ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии. Из-за того, что в средней школе дети переходят из класса в класс, каждому выделяется собственный шкафчик для хранения вещей. Ученики не ходят по школе с рюкзаками, а берут необходимые учебники перед каждым классом.
В средней школе продолжается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий.
Экзамены появляются к концу средней школы. Внутришкольные экзамены, которые составляют сами учителя, могут быть вполне законно подкорректированы, если выясняется, что большинство неважно справилось с той или иной задачей или экзаменом в целом. Тогда проводят шкалирование: тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных решений, скажем 95%, засчитывают 100%, а остальным добавляют по 5%.
Старшая школа последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. Старшая школа нацелена на поступление в колледжи в США и Канаде, бизнес-школы и вузы. В многопрофильной школе, начиная с 9-го класса, существуют различные отделения (профили). Наиболее распространённые из них:
академический
общий
коммерческий
индустриальный
сельскохозяйственный
В начале девятого года обучения все учащиеся подвергаются тестированию на определение коэффициента умственной одаренности. Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообразно учиться на академическом отделении, и им лучше выбрать какой-нибудь практический курс. Профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности. Так, на индустриальном профиле половина учебного времени отводится на работу в школьных мастерских или же в гараже. Объем общего образования на этих пpофилях значительно сокpащен. Отделение общей подготовки, напротив, дает общие знания, но в объеме, недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбоpа опpеделенной пpофессии. В последнее время оно подвергается жесткой критике.
В старшей школе ученики могут выбирать свои предметы более свободно, чем раньше, но только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. «Типичные минимальные требования такие:
3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
3 года математики, вплоть до второго года алгебры
4 года литературы;
24 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
12 года физкультуры.
Остальные предметы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:
дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);
иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий);
изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);
игровое искусство (театр, оркестр, танец);
компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);
труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).
Есть и специальный 13 класс - Advanced Placement Programme. Он для тех, кто желает глубже изучить те предметы, по которым планируется специализация в университете. Выпускники этого класса зачисляются сразу на 2-й курс университета.
Таким обpазом, закончив сpеднюю школу, учащиеся фактически имеют совеpшенно pазличную подготовку.
Выпускники школ получают диплом High School Сertificate. С 9 по 12 класс школьники готовятся к сдаче, необязательных для всех, выпускных экзаменов ACT (American College Testing Американское Тестирование), после которых они получают High School Graduation Diploma. Диплом имеет международное признание. Обязательное условие - студенты должны быть старше 18 лет до 1 сентября того года, в котором они закончат обучение.
Оценки в школе выдаются по системе
A/B/C/D/F, где A лучшая отметка, F неудовлетворительно,
а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств.
Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «
·».
За правильно решенные 93% и более ставят А, 9092% А с минусом, и т. д. Только 60% правильных ответов (D-) еще будет зачтено, но меньше это уже F (failed).
Оценка учащегося по тому или иному предмету складывается не только на основании результатов тестов, но и из отношения к учебе, участия в жизни класса и т. д.
Оценки в школе ставят, но их не сообщают в классе, только родителям и ученику. (Хотя во многих других городах страны сохраняется система ранжирования учеников.) Сейчас родителям просто дают пароль к сайту с текущими отметками их ребенка.
Внутришкольные экзамены в старшей их проводят уже каждые полгода, и как в средней школе могут быть вполне законно подкорректированы.
Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B за 3, и так далее. Средний балл это важно для поступления в вузы, это свидетельство качества усвоения школьного материала, индикатор стабильного интереса к учебе. После него второй по важности показатель результаты экзаменов, проводимых частными организациями. Их цель определить, насколько ученик готов продолжить учебу в колледже, то есть оценить его способности и рабочие навыки, а не сумму накопленных знаний. Эти экзамены платные и сдают их только те, кто собираются продолжить образование, но в хорошей школе это практически все. По сути таких экзаменов два: SAT (Sholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing). Сдавать можно любой из них или оба и в любом классе.
Итак, выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата со средним баллом и результаты экзаменов.
Третий обязательный компонент для успеха при поступлении это рекомендации, и самая важная из них школьная характеристика. Советники, которые пишут эту характеристику, играют заметную роль в школьной жизни. Они дают учащимся советы по поведению в школе, выбору предметов на год, изменениям в личном расписании. Классных руководителей в школе нет.
Среднее образование имеет ряд проблем. По словам министра образования США, «школьная система проигрывает в конкуренции с другими странами. Страна оказалась на 18-м месте из 36 в рейтинге по версии Организации экономического сотрудничества и развития. Приблизительно 25 % учеников вовремя не могут закончить учёбу и не справляются с экзаменами.»

1.3. Система школьного образования в Англии

Система образования Великобритании считается эталоном качества. По крайней мере, образовательные системы других стран постоянно сравнивают с британской. Она сложилась много веков назад, и за это время не претерпела больших изменений. До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования.
Отличительные черты британских школ, например, это «железная» дисциплина, классические методики преподавания, налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в деловом мире и обществе.
Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. Законодательно было введено обязательное бесплатное среднее образование для школьников до 16 лет. Современная система школьного образования в Великобритании состоит из двух ступеней: начального, среднего.

Начальное образование
1-6 классы
5-11 лет

Среднее образование
1-5 классы
12-16 лет


6 класс (два года)
16-18 лет


В Великобритании есть государственные и частные школы. Все школы придерживаются единого образовательного минимума. Государственные школы бесплатные, предназначены для обучения английских детей, а также для иностранцев до 18 лет, родители которых имеют право на постоянное проживание в Великобритании.
Частные школы более престижная форма обучения в основном для английских детей. Большинство британцев выбирает частные школы.
Спорт во многих частных школах-пансионах Англии, наряду с
общеобразовательными предметами, - один из главных моментов школьной программы. Во всех школах площадки для занятий спортом. Еще одна сильная сторона британских частных школ - это программа по искусству. Во многих частных школах есть драматические театры, по оснащенности не уступающие профессиональным. Хоры, джазовые группы и симфонические оркестры есть практически в каждой частной школе, а в некоторых есть и балетные студии. Не меньше внимания уделяется и изобразительным, и прикладным видам искусства: желающие могут заниматься в художественных или дизайнерских студиях.
В системе школьного образования в Великобритании существуют следующие виды школ:
Единые школы, где обучение ведется по стандартной программе;
Грамматические школы – основная цель обучения состоит в подготовке к поступлению в вуз;
Современные школы– цель обучения состоит в получении практических знаний для профессиональной квалификации.
В течение всего обучения английские школьники регулярно проходят стандартные государственные тесты на успеваемость (Standard Assessment Tasks, SATs). По окончании средней школы все ученики сдают свои первые выпускные экзамены - General Certificate of Secondary Education (GCSE), при успешной сдаче которых получают аттестат о среднем образовании обычного уровня(О). Этот сертификат является достаточным для начала самостоятельной трудовой деятельности, но не дает права на поступление в высшие учебные заведения.
«Сертификат об образовании имеет два уровня обычный (О) и повышенный (А)»Для поступления в вузы страны необходимо иметь сертификат «уровня А» (A-Level). С целью получения этого сертификата подростки проходят обучение в так называемом «шестой классе».
Продолжительность учебного года 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние, рождественские и пасхальные. В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.
Начальное образование
Начальное образование получают дети с 5 до 11 лет и охватывает первые две стадии. С 5 лет дети посещают двухлетние школы для подготовки к получению начального образования, с 7 до 11 лет начальные школы. После восьми лет дети могут быть сгруппированы по способностям. В 9-10 лет упор делается на индивидуальное обучение по предметам . Все предметы преподает один учитель.
В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии. В процессе обучения дети сдают промежуточный экзамен (SAT)после 2 и 6 классов для контроля уровня усвоенных знаний.
Среднее образование
С 12 летнего возраста для детей начинается этап среднего образования. Когда они переходят в классы среднего образования той же школы или переводятся в колледж. В старшем возрасте ученики, оставаясь классом во главе с классным учителем ( 15-18 человек), посещают занятия по предметам в разных группах, которые формируются в соответствии со способностям учеников.
Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Формирование творческого, уверенного в себе, самостоятельного человека – одна из основных задач британской школы. «Выпускные экзамены в средней школе проводятся в два этапа: по достижении обязательного школьного возрастного минимума 16 лет и в 18 лет.» Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена обязательное условие поступления в старшую школу.
Особенность обучения в старших классах - организация обучения в “потоках” в зависимости от индивидуальных склонностей учащихся и их способностей по каждому из предметов. Это означает, что учащиеся посещают занятия по предмету в группе, состоящей из учащихся разных классов потока но с одинаковым уровнем способностей и успеваемости по этому предмету. Ученик может быть в “сильной” группе, например, по гуманитарным предметам и в “слабой” - по математике.
С 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к экзаменам (обычно – по 7-9 предметам) на сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education.
«В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, студенты могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. Обучение длится два года, на протяжении которых глубоко изучаются выбранные предметы. Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4-5 предметов, второй 3-4. После первого года обучения сдаются экзамены AS, а после второго A2-levels.Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет - все предметы студент подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 3-5 лет обучения в университете».
















2.Сравнительный анализ образовательных систем
в России, США и Великобритании
В России, США, Великобритании право на образование гарантированно:
В России – Конституцией РФ
В США – Конституцией США
В Великобритании – Национальной программой образования Великобритании

В России существует единая государственная система. В США она отсутствует, каждый штат и даже школа вправе определять ее структуру самостоятельно. Все школы в Великобритании придерживаются единого образовательного минимума.
В школах США и Великобритании нет единых учебных планов, программ, учебников.
В России начальная школа работают не по единой программе, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов, но дети не подвергаются разделению по уровню интеллекта. В России в средней школе единые учебные планы, программы.

Современная система школьного образования США включает в себя– 12 лет обучения. В России -11 лет обучения; в Великобритании 13 лет.
В России нумерация классов в школе сквозная (с 1-го по 11-й), а в Великобритании по окончании 6 класса начальной школы дети снова идут в 1 класс, но уже средней школы, где они учатся 5 или 7 лет.(1-6 класс и 1-5 или 1-7 классы)

В данных странах образование является бесплатным, но во все трех странах имеются частные школы, в которых ученики учатся платно. Если в Америке Public school - это бесплатная школа, контролируемая правительством, то в Британии Public school - частная школа.

В России в возрасте 7 лет ребёнок поступает в общеобразовательную школу, лицей или гимназию. В США начальная школа начинается с 6 лет .С 5 лет начинается обязательное обучение в Великобритании. Главная цель начального образования во всех странах - всестороннее интеллектуальное, социальное и физическое развитие ребёнка.

Сpедние школы в США бывают pазных типов: "академические", "пpофессиональные "и "многопpофильные". В России общеобразовательные , гимназии и лицеи. В Великобритании единые, современные и грамматические. Разные типы школ дают разный уровень образования.

Хаpактеpным для школ США и Великобритании является комплектование классов по способностям учащихся. Учащихся делят на гpуппы в соответствии с pезультатами тестов. После опpеделения «ай-кью» появляются гpуппы А, В и С – «одаpенных», «ноpмальных» и «неспособных» и обучение диффеpенциpуется.
В России такого деления нет.

В американских и британских школах или колледжах есть ограниченное число предметов, обязательных к изучению, большинство же студент выбирает сам. Диплом выдается по общему количеству пройденного материала. В русских учебных заведениях число предметов одинаковое и обязательное для всех, многие из которых могут и вовсе не пригодится учащемуся.
Однако американские школьники, что называется, лучше подготовлены к реальной жизни, поскольку не тратят время и силы на предметы, которые никогда не пригодятся им в выбранной профессии, а определенную специализацию на весь период учебы - от школы до университета - получают с достаточно раннего возраста.

В США нет точной даты начала учебного года. Он может начинаться в любой день августа, либо в первых числах сентября. Этот вопрос решается на уровне каждого штата независимо от других. В России ежегодно начало учебного года -1 сентября. Начало учёбы в России – это праздник, а в США по этому поводу нет никакого торжества.

В России учебный год длится 210 дней и делится на 4 четверти с каникулами .
В США год длится 175-186 дней, разделен на три триместра, между которыми ученикам полагаются небольшие каникулы, а летние начинаются в конце июня.
Продолжительность учебного года в Великобритании 38 недель. Учебный год с 1 сентября по конец июня. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний (до Рождества), весенний (до Пасхи) и летний (до конца июня). которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя в США и Великобритании 5-дневная. В России в начальной школе пятидневная ,в средней и старшей 6-дневная.

 В России по окончании основной школы ученики сдают бесплатные экзамены: Основной государственный экзамен (ОГЭ). Русский язык и математика и два по выбору-обязательны для получения аттестата.
По завершению 11 класса ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Русский язык и математика-обязательные предметы для получения аттестата, а остальные по выбору, их количество не ограничено.
ЕГЭ с+лужит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз.
В США экзаменами являются: ACT (American College Testing Американское Тестирование) и SAT (Sholastic Assessment Test),они платные и сдают их те, кто собирается продолжать обучение в Вузах. Эти экзамены проводятся частными организациями, для которых школа в свободный день предоставляют место и учительский присмотр.
В Англии регулярно сдаются промежуточные тесты Standard Assessment Tasks, SATs.
В возрасте 16 лет в Великобритании ученики школ сдают экзамен Common Entrance Examination на получение общего свидетельства о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education или GCSE). Как правило, ученики сдают 6-8 предметов. Обязательными к сдаче экзаменов предметами являются в английской школе математика, английский язык), английская литература, естествознание (в этот предмет объединены физика, химия, биология), гуманитарный предмет (так именуются здесь объединенные в единый предмет история и обществоведение). Плюс к этому учащийся должен будет выбрать на свой вкус два иностранных языка и два предмета из разряда "дополнительных".
Экзамен на получение общего свидетельства об образовании (General Certificate of Education – GSE) состоит из двух экзаменов:
AS-levels экзамен сдается после прохождения первого года занятий по программе A-levels ,это промежуточный экзамен для контроля знаний ученика.
A-levels экзамен- после прохождения двухгодичного курса A-levels сдается по трем - четырем предметам.
Выпускные экзамены 13-го класса и являются вступительными экзаменами в вуз.

В России традиционно для оценивания работы учеников используется бальная система от 1 до 5.
5- отлично
4-хорошо
3-удовлетворительно
2-неудовлетворительно
1 – самый низкий балл
В Англии и США, в отличии от России, используется система буквенного оценивания.
A*-excellent (замечательно)
A-very good( очень хорошо)
B-good( хорошо)
C-satisfactory(удовлетворительно)
D-poor( неудовлетворительно)
E-very poor(очень плохо)
F-awful(ужасно)

Традиция одевания своих школьных подопечных впервые была введена именно в стране консервативного устройства Англии. Форма здесь появилась еще в 16 веке. Обязательным атрибутом школьной формы является эмблема школы. Введение школьной формы в современной Британии обосновано тем, что представители Министерства образования считают, что единый фасон школьной формы помогает соблюдать дисциплину, стирает грань между учащимися всех рас и сословий.

Школьная форма в Америке распространена, в основном, в частных школах. И, как правило, содержит в себе эмблему учебного заведения. В обычных государственных школах, чаще всего, отсутствует. Как правило, школьники носят простую одежду: джинсы, широкие футболки, кроссовки.
Школьная форма в России вопрос, который не раз обсуждался в эшелонах высшей власти и народными массами России. Однако и по сей день в данном вопросе существует множество аспектов, по которым не найдено единого решения
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.































3.Исследование. Социологический опрос

В ходе исследования был проведен опрос среди молодых людей, которые являются жителями стран, представленных в нашей работе. Мы задали им несколько вопросов об образовании в их стране и получили следующие результаты.
На вопрос «Довольны ли вы системой образования?»
Результаты ответов на данный вопрос:
Россия:
Да-53%
Нет-42%
Затрудняюсь ответить-5%
США
Да-81%
Нет-16%
Затрудняюсь ответить-3%
Великобритания
Да-90%
Нет-9%
Затрудняюсь ответить-1%
На вопрос «С удовольствием ли вы входите в школу?». В России большинство учеников дали отрицательный ответ. В англоязычных странах-наоборот.
Результаты ответов на данный вопрос:
Россия:
Да-15%
Нет-85%
США
Да-75%
Нет-25%
Великобритания
Да-51%
Нет-49%
Где больше времени вы проводите?
Россия
Дома-44%
Вшколе-50%
На улице-5%
Другое-1%

США
Дома-30%
В школе 30%
Наулице30%
Другое-10%

Великобритания
Дома-40%
Вшколе-49%
Наулице10%
Другое-1% «Что для вас важнее - оценки или знания?» большинство учеников России, США, Великобритании ответили - знания.
Результаты ответов на данный вопрос:
Россия:
Знания-59%
Оценки и знания-25%
Оценки-13%
Затрудняюсь ответить-3%
США
Знания-20%
Оценки и знания-30%
Оценки-46%
Затрудняюсь ответить-4%
Великобритания
Знания-70%
Оценки и знания-16%
Оценки-13%
Затрудняюсь ответить-1%
«Сколько времени в день вы тратите на выполнение домашнего задания?». Ответы на этот вопрос были различны.
Результаты ответов на данный вопрос:
Россия:
30-60 минут-5%
60-120минут-50%
120-180минут-5%
180минут-100%

США:
30-60 минут-43%
60-120минут-43%
120-180мин-11%
180 минут-3%

Великобритания:
30-60 минут-5%
60-120минут-25%
120-180мин-60%
180 минут-10%
На вопрос «Что лучше-наличие или отсутствие школьной формы?» в России и США большинство сошлось во мнении, сказав, что без школьной формы лучше. Но Великобритания поддержала школьную форму.
Результаты ответов на данный вопрос:
Россия:
Наличие-14%
Отсутствие-76%
Затрудняюсь ответить-10%
США
Наличие-9%
Отсутствие-90%
Затрудняюсь ответить-1%
Великобритания
Наличие-52%
Отсутствие-47%
Затрудняюсь ответить-1%
Хотели бы вы подробнее узнать об образовании в англоязычных странах? Опрос проходил среди молодых людей нашей страны.
Да-95%
Нет-5%

Еще мы выяснили в какой стране больше всего нобелевских лауреатов. Вот что мы получили : США- 317чел, Великобритания- 117, Россия-23человека

Заключение

Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума.
Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает особенностями и определенными сложившимися традициями в области образования. Но в то же время они обладают и определенными сходствами .
Главное сходство образования во всех странах состоит в том, что образование ставит целью воспитать развитую личность, как психологически, так и физически, подготовить ребенка для жизни в обществе, воспитать патриотичную личность и воспитывать в духе толерантности, гуманности.
В странах государство гарантирует бесплатное среднее образование.
Все системы школьного образования делятся на несколько ступеней: начальная школа, основная и старшая школа. Однако распределение учебного времени разное.
Наряду с государственными школами существуют частные, где обучение ведется на платной основе. 
В России есть государственный стандарт образования, в Великобритании национальная программа, а в США нет единой государственной программы. Однако во всех странах определен обязательный перечень предметов к изучению
Во всех странах школьное образование завершается экзаменами в письменной форме. Но в США экзамен не обязателен.
Если брать финансовые различия, то благополучней в этом вопросе выглядят США и Англия. В России с финансированием школ есть большие проблемы. Эти проблемы тормозят развитие школы.
Рассмотренные страны являются эпицентрами школьного образования и воспитания в мире. Опыт, который используется, как в нашей, так и в других рассмотренных странах является показательным опытом, передовым, к образованию в этих странах обращено большое внимание.
Образование на сегодняшний день стоит перед необходимостью глубоких всеохватывающих перемен. Необходимость осмысления реальных проблем образования в современных условиях становится все более актуальным и значимым.
Данная работа, безусловно, станет полезной для школьников и преподавателей. Сравнительный анализ образования разных стран, это интересно и познавательно, Работа может служить как некоторый справочник, к которому могут обратиться и школьники, чтобы найти ответ на интересующий вопрос .


Список литературы.

1. Алферов, Ю.С. Организация управления образованием в США //Социально-политический журнал. - 1998. - № 3.
2. Вендровская, Р.Б. Американская школа глазами американцев //Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 81-87.
3. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания /Б.Л.Вульфсон //Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 79-89
4. Гретлер, А. Исследования в области образования в Европе //Перспективы. - 2000. - № 3. - С. 81-96.
5. Зарецкая, С.Л. Новые типы учебных заведений в США //Экономика образования. - 2001. - № 5.
6. Казакина, М. Право выбора в американской школе: [Школа и педагогика за рубежом] //Педагогика. - 1994. - № 6.
7. Калашников, В.Л. Образование в США //Образование в регионах России и СНГ. - 2002. - № 1(18).
8. Ковалева, Г.С. Тестовые технологии за рубежом //Педагогическая диагностика. - 2004. - № 3. - С. 158-168.
9. Крессон, Э. Образование и развитие: [Образование в Англии] /Эдит Крессон //Англия. - 1996. - № 5.
10.Лутцева, Е.А. Начальная ступень образования: структура, содержание, проблемы, перспективы // Начальное образование. – 2005. - № 4 (июль-август). – С. 24-31.
11. Малькова, З.А. Американская школа в оценке общественности: [Сравнительная педагогика] //Педагогика. - 1997. - № 4.
12 Супян, В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития /Супян Виктор Борисович //США и Канада. - 2000. - № 1. - С. 80-86.
13.Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.// Социально- политический журнал, №3, 1997 г.
14. Фатхиева Н. В. Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России // Молодой ученый. 2016. №17.1. С. 58-63.
15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16. http://www.infousa.ru/education/contents.htm Система образования в Соединенных Штатах Америки.
17. http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=2816 Образование в США.
18. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Образование _ в _ Великобритании
19. http://prousa.info/us_schools
20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образование _ в _ США






Словарь. Приложение 2

Scholastic Assessment Test (SAT)
Тестирование происходит под эгидой организации College Board. Сдача теста стоит около 55$ для американцев и 85$ для иностранцев.
Обычный SAT состоит из трех частей, за каждую из которых можно получить до 800 баллов (всего 2400): это критическое чтение (critical reading), куда входит проверка способности учащегося анализировать тексты, в частности, сравнить два текста разных авторов на сходную тему; письмо (writing) умение выбирать правильные средства для передачи мыслей, в частности за 25 минут надо написать сочинение, желательно на пять параграфов с введением и заключением; и основы математики (Mathematics),. Кроме заданий на выбор из четырех возможных вариантов, в SAT есть и задания, требующие ответа в свободной форме, причем сложность заданий различна. Он длится 3 часа 45 минут, и время редко бывает лишним.
Также можно сдать до трёх дополнительных SAT Subject Tests (которые оценивают именно знания по химии, физике, экономике, языку и т. п.), если это необходимо для поступления в университет.

American College Testing (ACT)
Тестирование происходит под эгидой компании ACT. Стоимость – от 35$. Тест состоит из четырёх частей, за каждую из которых можно получить до 36 баллов: математика, английский язык, чтение и научное рассуждение (English, mathematics, reading, and science reasoning). Из оценок за все предметы вычисляется среднее арифметическое (composite score). Для решения части по английскому отводится 45 минут, для математики – 60 минут, для чтения – 35 минут и 35 минут для научной части. Также с недавних пор можно сдавать дополнительный письменный экзамен (Writing) (30 минут), за который можно получить 12 баллов.

Secondary School Admission Test (SSAT)
Cтандартизированный образовательный тест для школьников с 3 по 11 классы.
Тест SSAT проводится на 3-х уровнях:
Elementary Level (начальный уровень) для учащихся 34 классов
Middle Level (средний уровень) для учащихся 57 классов
Upper Level (высший уровень) для учащихся 811 классов
Тестирование SSAT проверяет разнообразные академические навыки, необходимые для успешного восприятия академической программы школы: способность к устному доказательному ответу (verbal reasoning), восприятие прочитанной информации (reading comprehension) и математические способности (mathematics).

General Certificate of Secondary Education (GCSE)
Экзамен проверяет знания по каждому предмету и состоит из трех частей: курсовая работа, теоретическое и практическое задание. Существуют два вида экзамена GCSE: (External examination) и IGCSE (International GCSE). Единственное отличие экзамен IGCSE состоит в том, что он, в отличие от английского GCSE, соответствует международным стандартам
 Вульфсон, Б.Л. Сравнительная  педагогика в системе  современного научного знания /Б.Л.Вульфсон //Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 79-89
 Лутцева, Е.А. Начальная ступень образования: структура, содержание, проблемы, перспективы // Начальное образование. – 2005. - № 4 (июль-август). – С. 24-31.
 Калашников, В.Л. Образование в США //Образование в регионах России и СНГ. - 2002. - № 1(18). - С. 55-60
 Основной государственный экзамен (ОГЭ) – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Проводится для выпускников 9-х классов с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы. 
 Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - форма государственной итоговой аттестации для выпускников 11 классов. Служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. 
 . https://ru.wikipedia.org/wiki Образование _ в _ США
 . https://ru.wikipedia.org/wiki Образование _ в _ США
 Министр образования США рассказал о стагнации школьной системы. Lenta.ru(24 августа 2009). Проверено 10 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
 Крессон, Э. Образование и развитие: [Образование в Англии] /Эдит Крессон //Англия. - 1996. - № 5. - С. 12-13.
 Крессон, Э. Образование и развитие: [Образование в Англии] /Эдит Крессон //Англия. - 1996. - № 5. - С. 12-13.

. https://ru.wikipedia.org/wiki Образование _ в _ Великобритании











13PAGE 15


13PAGE 142015




15