Доклад Школьное образование республики находится на этапе нового старта
«Обновлённое содержание обучения в начальной школе, как условие повышения качества образования»
Майорова Людмила Дмитриевна
Новоникольская СШ
2016 год
Школьное образование республики Казахстан находится на этапе нового старта. Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного человека XXI века. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Мир быстро становится другим в связи с глобализацией и модернизацией, которые влекут за собой огромные проблемы для людей и общества. Школы должны подготовить учеников жить и работать в мире, в котором большинству людей необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать во внимание различные идеи, перспективы и ценности; в мире, в котором люди должны решать, как доверять и сотрудничать, несмотря на наличие различий, часто преодолевая при этом пространство и время с помощью технологий; и в мире, в котором их жизнь будет зависеть от вопросов, которые выходят за пределы национальных границ. Школы XXI века должны помогать, ученикам развивать самостоятельность и самобытность.
Слайд 2.
Шалва Александрович Амонашвили писал: «Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний... Именно на этом отрезке жизни растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира».
В школах Казахстана в прошлом учебном году в 30 пилотных школах была апробирована новая программа.
2016-2017 учебный год является особенным для учителей и обучающихся первых классов. Все школы нашей страны начнут внедрение учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015. Слайд 3.
В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.
Слайд 4.
Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность.
Слайд 5.
Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя. Для достижения этого, каждый учитель начинает с себя, необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому.
Слайд 6.
В рамках обновления содержания образования в начальной школе предполагается: отход от традиционной организации учебного процесса, когда, прежде всего, определялось содержание образования, направленное на ожидаемые результаты, когда учащиеся «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают»Слайд 7.
Языковые предметы развивают коммуникативные навыки: говорение, чтение, слушание и письмо. При переходе на трехъязычное обучение увеличено количество часов, отводимых на изучение английского языка. Слайд 8.
Содержательным отличием обновленных учебных программ является: – принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений, как по вертикали, так и горизонтали (усложнение навыков по темам и по классам);
Слайд 9.
– будет применяться обучение по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций;
Слайд 10.
– педагогическое целееполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи; – наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;
Слайд 11.
– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков; – в учебном процессе будут применяться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.
Слайд 12.
Самый сложный и ответственный период начального уровня образования – организация учебного процесса в первом классе. Вводится новый предмет «естествознание».
Слайд 13.
Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности первоклассников является особо важным, и учебный процесс должен быть построен по принципу «от простого к сложному, от легкого к трудному».
Для поддержки учителям будут предоставлены ГОСО РК-2015, учебные программы и учебные планы, инструктивно-методические материалы по системе критериального оценивания, цифровые образовательные ресурсы. Уже осуществляется обучение учителей, поддержка через ресурсные центры Интеллектуальных школ, система онлайн-консультирования. В целях оказания методического обеспечения и помощи учителям Академией Алтынсарина подготовлены методические пособия и рекомендации по разработке краткосрочных планов по предметам.
Современному учителю необходимо иметь разнообразный арсенал стратегий обучения для использования всех возможностей. Образовательные стратегии включают работу со всем классом, в группах, самостоятельную работу, обратную связь обучающихся. Учителю необходимо совершенствовать профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами по начальным классам, по преподаваемому предмету, в рамках сетевых профессиональных сообществ, в процессах коучинга и менторинга.
Слайд 14.
Новая для казахстанских общеобразовательных школ система критериального оценивания будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные для каждого ученика и для его родителей.