Разработка урока русского языка на тему  Окончания имен существительных во множественном числе в разных падежах». 
Урок русского языка  в 3-б классе
Тема: « Окончания имен существительных во                                            множественном числе в разных падежах».
Разработала: учитель начальных классов 
Зонова Таисия Николаевна
Цель: совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Предметные задачи урока: -закреплять навык письма окончаний существительных во множественном числе в различных падежах; -развитие орфографической зоркости, творческого мышления, логики и интереса к предмету русского языка; Метопредметные задачи урока: - создать условия для развития у учащихся интереса к новому материалу, стремления к познавательной деятельности; - развитие умений планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; 
-развитие навыков коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в процессе сотрудничества с одноклассниками); - развитие умения строить монологические высказывания в ходе урока с использованием специальной терминологии; - развитие умений работать с информацией (задавать вопросы, обобщать информацию); - развитие умений делать выводы.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Минутка чистописания. Актуализация опорных знаний
- Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы:
 первая является суффиксом в слове  конфетка   ( к)
вторая –окончание  этого существительного, употребленного в И.п., ед.ч. (а ),
третья – окончание этого существительного, употребленного в В.п., ед.ч. (у ).
Словарный диктант: (записать слова в столбик)
Весна-  вёсен, вёснам, вёснами
Подснежник - ….
 Скворечник - ….
 Пальто-  ??? Листок- ….
-Найди лишнее слово. Пальто – одежда (несклоняемые сущ. во мн.ч. не ставятся!)
Подобрать и записать во второй столбик  слова во мн.ч. в Р.п. – 1 ряд, Д.п. – 2 ряд,  Т.п. – 3 ряд. ( взаимопроверка в парах)
Весна-  весен, веснам, веснами…..
Пальто - не склоняется, нет мн. числа.
Вывод: несклоняемые сущ. во мн.ч. не ставятся!
III. Ознакомление с темой урока. Постановка цели и задач урока.
- Ребята, назовите первый месяц весны (март). Из данных слов составьте предложение.  Давайте запишем его.                                    
              В марте, цветы, на проталинах, первые, появляются.
         ( В марте на проталинах появляются первые цветы)
- Скажите, какие это первые весенние цветы (подснежники). Найдите грамматическую основу, выделите словосочетания.
- Посмотрите на существительное  в марте. Верно ли мы написали в окончании букву «е»  ?   (верно, т.к. ед.ч., П.п., 2 скл.).
- Найдите существительные во множественном числе. Определите падеж каждого существительного и выделите окончания.
- Легко ли писать правильные  падежные окончания им. существительных? Что же необходимо делать, что бы у нас было как можно меньше ошибок в их написании? (тренироваться, повторять)
Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?  
Тема урока: Окончания имен существительных во множественном числе в разных падежах. 
- Давайте вспомним: Сколько падежей в русском языке? Какие окончания имеют  существительные во множественном числе у Р. п. (ов,ев, ей. нулевое), Д. п. (ам,ям), Т. п. (ами, ями), П. п. (ах,ях). А в каких падежах окончания сущ. во мн. ч. и ,ы, я ,а?  (И. п. и В. ).
IV.Слайд с текстом. 
Выпишите предложения с существительными во множественном числе, укажите падеж, выделите окончания.
Наконец выдались настоящие весенние деньк…! Ясное солнышко согрело землю и лес. Зазвенела  капель.  Капельк…  блестят  и  переливаются  под  яркими  луч….  Лёгкий  ветерок  качает  молодые  деревц…. Скоро  птицы выведут птенц….
    Физминутка- Если я называю словосочетания с именами существительными в единственном числе, то наклоняетесь вперед, а если во множественном – поднимаете руки вверх.Сидели за партами, улыбнулась маме, ухаживал за цветами, рыбачил на речке, пересадка с поезда на поезд, на армейской шинели, у здоровых ребят, на скалистых берегах, жили в доме, несколько килограммов яблок.
V. Работа по учебнику и по карточкам ( кто справится с упр.)
 Упр.103
Карточка1. Найдите и подчеркните имена существительные во множественном числе.  Определите падеж этих существительных.1. Держать себя в руках.2. Спустя рукава.3. В ежовых рукавицах.4. Брать быка за рога.5. Игра не стоит свеч.Карточка 2.  Определить падеж выделенных существительных.
Человек без друзей, что дерево без корней. Жизнь красна  не прожитыми днями, а хорошими делами. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Двое пашут, а семеро руками машут.Карточка 3. Просклонять существительные, поставив их  во множественное  число.
Слова: книга, друг.
Карточка 4.
Прочитайте текст.  Выпишите выделенные существительные, Определите падеж, выделите окончания.
Мы  с мамой пошли к озёрам. Дорога шла через леса. Зеленые и голубые стрекозы летали над травами. Сосны росли на песчаных холмах. Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. На закате мы подошли к лесным озерам. В тишине ночи можно было услышать свист летучих мышей, сонные удары рыб в озерных омутах.
Карточка 5.
Допишите окончания имен существительных во множественном числе, выделить их и определить падеж. 1)  Подарки для мам…, скучаем  по мам…,  дорогие мам…, стихи о мам…. 2)  Говорим с  мам…, торопимся  к мам…, любимые мам…, горько без мам… .VI. Игра «Теремок». Вы определите своего героя с помощью этих карточек (лягушка, мышка, лисица, зайчик, медведь). Вы будете этими героями. А наш класс будет Теремок. Хозяин этого Теремка Предложный ( Д, Т., Р.) падеж. Он пускает в Теремок только тех, кто назовет себя в Предложном падеже мн. числа. ( падежи меняем, карточки предаем другим ученикам – игра повторяется).
VII. Работа по тетрадям на печатной основе.   Стр.49    упр.  52,53 
Читаем задание, проверяем его выполнение.
VIII. Вывод.   Выставление отметок за урок.
- О чем же говорили на уроке?
IX. Дом. зад.    Упр. 105
X. Рефлексия.
Используется рефлексивный экран.• было трудно…• я научился…• у меня получилось …