Презентация по литературе на тему Анализ стихотворения О. Э. Мандельштама Notre Damt@
Анализ стихотворения О. Мандельштама «Notrе Dame»
В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому в 1912 году Мандельштам посвятит свое стихотворение «Notre Dame».
Собор Парижской Богоматери
? Какое впечатление произвел на вас собор Notrе Dame, с изображением которого вы познакомились?Задание: Ознакомьтесь со стихотворением «Notrе Dame» и попробуйте описать характер переживаний лирического героя О.Мандельштама
Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам...
Задание: Соотнесите изображение собора с текстом стихотворения? Какие строки из стихотворения О.Мандельштама передают зрительный образ собора?? Что больше всего поразило лирического героя стихотворения в соборе Notrе Dame?Задание: выделите в стихотворении образы с противоположным смысловым наполнением (образные оппозиции)
Вывод: Контраст и антитеза – основные сюжетно-композиционные приемы стихотворения О.Мандельштама.Задание: Найдите в тексте стихотворения ключевой образ, который связывает между собой «легкий» и «тяжелый» словесные планы.? Как вы понимаете смысл этого образа: «И всюду царь – отвес»?
Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам...
Буквальный смысл: Отвес используется в строительстве для измерения идеальной вертикальности стен и углов.Задание:Попытаемся выявить метафорический смысл этого образа. Для этого выделите в тексте стихотворения все образы, которые можно отнести к человеку.
Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам...
Вывод: Метафора «человек – храм» является сквозной в стихотворении «Notre Dame».? Почему в стихотворении О.Мандельштама челoвек подобен храму, а храм подобен человеку?
? Как вы понимаете образ «всюду царь - отвес» применительно к человеческому существованию? Какая сила есть в человеке, которая помогает ему сохранить ум, честь, достоинство, не предаваться отчаянию, не падать духом?
«Человеческий» план «архитектурного» сюжетаСобор, как и человек, состоит из «массы грузной», «чудовищных ребер», строительной плоти и одновременно он устремлен вверх, к небу, является местом встречи человека с Богом. Поэта поражает и восхищает способность человека, наделенного страстями, состоящего из «тяжести недоброй» – плоти и крови – подниматься на духовную высоту, быть творцом «прекрасного»
Задание: Выделите в стихотворении образы, относящиеся к человеческой историиИсторическая справка: Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг.
Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам...
Исторический план лирического сюжетаСобор воплощает собой «архитектуру» истории, восходящую к мифологическим истокам – образу Адама. Собор для поэта – это запечатленная история, хранилище исторической памяти. Собор видится поэту как точка примирения и единения, соединяющая «египетскую мощь» и «христианства робость» в процессе созидания прекрасного.
Творческий план лирического сюжета:? Как вы понимаете заключительные строки стихотворения: «Тем чаще думал я: из тяжести недоброй / И я когда-нибудь прекрасное создам...»
Домашнее задание:Письменный ответ на вопрос: «Почему стихотворение О.Мандельштама «Notre Dame» завершается темой творчества?