Методическая разработка дополнительной образовательной программы Декоративно – прикладное искусство Мягкая игрушка (5 класс)
г. Азов, Ростовская область
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
города Азова
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 13 г. Азова
Приказ от 01.09.2015 г. № 105-о
_____________/Черкесова Г.И./
Печать
Т
ь
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
Кружок
«Мягкая игрушка»
5 класс
(2015 – 2016 учебный год)
Количество часов 2 час в неделю, 70 часов в год
Составитель: Семенец Ольга Ивановна
(Ф.И.О. преподавателя)
учитель: технологии
(область преподавания)
Программа кружка «Мягкая игрушка» опирается на «Концепцию художественного образования в Российской Федерации», «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область – технология
Пояснительная записка
Представленная программа занятий кружка «Текстильная кукла» предложена для учащихся 5 классов.
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- приказ «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» ( от 06.10.2009 № 373);
- письмо Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования « (от 12.05.2011 № 03-296 )- постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);
-Программа кружка «Мягкая игрушка» опирается на «Концепцию художественного образования в Российской Федерации», «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область – технология)
- приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015 – 2016 учебный год (приказ № 405 от 09.06.2015 г.):
- положение о структуре рабочей программы по внеурочной деятельности педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова;
- образовательная программа МБОУ СОШ № 13;
- учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2015-2016 уч.год ( приказ № 105-о от 01.09.2015г.)
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Объем часов в год составляет 70 часов (35 занятий).
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
обучающие:
обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
развивающие:
развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление,
внимательность, усидчивость и аккуратность;
расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина. Значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: маппет-куклы, тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников.
Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных кукол, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек, состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек. Этапы работы над куклой, описанные во 2-5 пунктах тематического планирования, повторяются несколько раз: при работе над изделиями первой и второй сложности, маппет-куклами и в процессе создания учащимися кукол по собственным эскизам и выкройкам в ходе работы над творческими проектными работами.
Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов кукол, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают представления о последовательности и методах сборки текстильных кукол.
Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата».
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.
В результате освоения программы учащиеся должны
знать:
правила подготовки рабочего места;
правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;
быть:
дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Тематическое планирование
№ раздТематическое планирование Часы Деятельность учащихся Формирование УУД Дата
1. Вводное занятие. Ручные стежки и строчки. Правила техники безопасности при обращение с ручным инструментом 8ч. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом, овладение методами и способами вдевания нити в иглу, методами и способами завязывания узелков. Прямые стежки. Приемы выполнения шва «вперед иголку». Отмеривание нитей нужной длины, вдевание нити в иглу, закрепление ее на ткани. Последовательностью выполнения ручных стежков и строчек ( прямые стежки, косые стежки, отделочные стежки) Познавательные Общеучебные действия
Знаково-
символические;
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
У П логические ДАнализ объектов
Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать
свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция2.09
9.09
16.09
23.09
2. Работа с чертежами и выкройками изделий первой (из 2-3 выкроек) и второй (из 4-7 выкроек) сложности. 9 ч. Изучение правил переноса чертежа выкройки на кальку, перенос чертежа выкройки на кальку, уменьшение, увеличение выкройки мягкой игрушки, чтение чертежа, отличие чертежа от лекала. Разметка деталей приспособления на картоне при помощи шаблона. Инструменты, приспособления. Правила безопасной работы Познавательные
Общеучебные действия
Знаково- символические;
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
У П логические ДАнализ объектов
Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать
свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляцияЛичностные
самоопределение 30.09
7.10
14.10
21.10
28.10
3. Раскрой текстильной куклы первой (из 2-3 выкроек) и второй (из 4-7 выкроек) сложности. 6 ч. Изучение правил переноса меловых линий, их перенос в зависимости от вида выбранной ткани. Изучение правил техники безопасности при обращение с ножницами, виды меловых линий в зависимости от применяемых материалов, изучение их свойств. Виды ножниц, их многообразие в зависимости от вида выполняемых работ. Раскрой материалов для мягкой игрушки. Классификация деталей и срезов. Лицевая и изнаночная стороны тканей, их определение. Виды меха используемые для изготовления мягкой игрушки, их названия и классификация. Познавательные Общеучебные действия
Знаково- символические;
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Смысловое чтение;
У П логические ДАнализ объектов Выбор критериев для сравнения;
Синтез как составление частей целого;
доказательство
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляцияОценка;
Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
самоопределение 28.10
11.11
18.11
25.11
4. Работа с тканью, мехом. 16ч. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом, стежки и строчки применяемые при изготовлении мягкой игрушки. Общие сведения о видах тканей и ниток, их свойствах (толщина, цвет) и применении. Скручивание шнура из двух прядей. Разновидности игл для шитья, их класстфикация, выбор игл по номеру в зависимости от вида выполняемых работ. Виды и классификация швейных ниток. Выбор ниток по номеру в зависимости от вида выполняемых работ, подбор ниток в зависимости от номера иглы. Детали кроя и срезы. Сборка отдельных деталей мягкой игрушки ручными стежками, выбранными в зависимости от вида ткани или меха. Познавательные Общеучебные действия
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Смысловое чтение;
У П логические ДАнализ объектов
Синтез как составление частей
целого;
Доказательство;
Установление
причинно- следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Управление действиями партнера ( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляцияОценка;
Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание. 25.11
2.12
9.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.013.02
5. Монтаж текстильной куклы, декоративные элементы. 23ч. Анализировать примеры использования Декоративных элементов в мягкой игрушке. Приводить примеры. Моделировать использование декоративных элементов. Знать их свойства. Выполнять монтаж игрушки в зависимости от её вида и назначения, определять места расположения отдельных элементов, их классифицировать и производить соединение мелких деталей с основной деталью, определять места расположения декоративных элементов. Выполнять групповые задания Познавательные Общеучебные действия Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Смысловое чтение;
У П логические ДАнализ объектов
Синтез как составление частей целого;
Доказательство;
Установление причинно- следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Управление действиями партнера(оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляцияПрогнозирование уровня усвоения
Оценка;
Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание. 10.02
17.02
24.022.03
9.03
16.03
30.03
6.04
13.04
20.04
27.04
4.05
6. Итоговые занятия. 4 ч. Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной) Личностные УУД
Смыслополагание.
Самоопределение
Регулятивные УУД
Оценка;
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Управление действиями партнера (оценка, коррекция) 11.05
18.05
7. Резерв 2 ч. 25.05
Содержание программы
Раздел 1. Вводные занятия (4 часа)
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Значение работы над текстильной куклой. Виды работ. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.
Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.
Раздел 2. Ручные швы (4 часа)
Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов. Назначение швов и область их применения. Выполнение различных видов швов.
Раздел 3.Раскрой текстильной куклы первой(из 2-3 выкроек) и второй(из 4-7 выкроек) сложности. (6 часов)
Изучение правил переноса меловых линий, их перенос в зависимости от вида выбранной ткани. Изучение правил техники безопасности при обращение с ножницами, виды меловых линий в зависимости от применяемых материалов, изучение их свойств. Виды ножниц, их многообразие в зависимости от вида выполняемых работ. Раскрой материалов для мягкой игрушки. Классификация деталей и срезов. Лицевая и изнаночная стороны тканей, их определение. Виды меха используемые для изготовления мягкой игрушки, их названия и классификация.
Раздел 4. Работа с тканью, мехом. (16 часов)
Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Мех и флис – недостатки и преимущества. Выбор материалов по их свойствам. Набивка, её виды. Приспособления для набивки. Кукольная фурнитура.
Знакомство с лекалами и количеством деталей. Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал с журнала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. Раскрой. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани.
Определение припусков на швы. Вырезание лекал.
Сборка куклы. Определение последовательности сборки. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Оформление глаза и носа куклы. Знакомство с различными способами изготовления. Способы прикрепления (приклеивание, нитяной прикреп). Рисование глаз куклы. Правила расположения глаз относительно носа. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми для росписи кукол.
Декоративное оформление куклы. Разные способы украшения игрушек. Кукольная одежда и аксессуары. Выкройки кукольной одежды. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров.
Раздел 5 Монтаж текстильной куклы, декоративные элементы. (23 часа).
Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в разных странах. Виды кукол-тильд. Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива.
Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Различные способы окрашивания.
Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд. Последовательнось кроя.
Снятие лекал с журнала на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономного кроя. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины.
Инструменты и приспособления.
Сборка куклы. Особенности набивки тильд. Пуговичное крепление.
Одежда для кукол-тильд. Аксессуары-тильда. Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички.
Раздел 6. Итоговые занятия.
(4 часа).
Защита проектов. Выставка кукол.
Резерв (2 часа).
Требования к уровню подготовки обучающихсяУчащиеся должны знать:
Правила безопасного труда;
Оборудование и инструменты для ручных работ;
Виды игл и ниток;
Виды материалов используемых при изготовлении мягкой игрушки.
Учащиеся должны уметь :Соблюдать правила безопасного труда;
Снимать лекала с журналов;
Разрабатывать по эскизу выкройки деталей несложной формы;
Использовать различные техники и приёмы обработки ткани и меха;
Пользоваться ручным инструментом.
Универсальные учебные действия:
Познавательные Общеучебные действия
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Смысловое чтение;
У П логические ДАнализ объектов
Синтез как составление частей целого;
Доказательство;
Установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляцияПрогнозирование уровня усвоения
Оценка;
Коррекция
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:
хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
иглы разной величины;
ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
картон, калька, копировальная бумага;
линейка, карандаш, фломастеры, клей;
вата, синтепон, проволока;
бисер, пуговицы, тесьма, кружева.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа кружка рукоделия.-СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил.
2. Журнал «Валя-Валентина»
3. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997
4. Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2002г
5. Материалы сети Интернет.