Презентация к педагогическому совету Образовательная среда техникума
Возможности образовательной среды техникума для социально – профессионального становления будущего специалиста Всякий изобретатель является растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы для него и опираются на те возможности, которые существуют вне его…В психологии установлен закон: стремление к творчеству всегда пропорционально простоте средыЛ.С.Выготский Образовательная среда - это пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования. Структура образовательной среды Методика векторного моделирования АКТИВНОСТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ПАССИВНОСТЬ СВОБОДА ТИПИЧНАЯ КАРЬЕРНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ДОГМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА Вопросы анкеты: Для оси "свобода - зависимость": 1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в образовательной среде техникума?а) личности; б) общества (группы). 2. Кто и к кому подстраивается в процессе взаимодействия? а) педагог к студенту; б) студент к педагогу. 3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в образовательной среде техникума?а) индивидуальная б) коллективная (групповая). Вопросы анкеты: Для оси "активность - пассивность": 4. Практикуется ли в образовательной среде техникума наказание студентов? а) да; б) нет. 5. Стимулируется ли в образовательной среде техникума проявление студентом какой-либо инициативы?а)да; б) нет. 6. Находят ли какой-либо положительный отклик в образовательной среде техникума те или иные творческие проявления студента? а)да; б)нет Типология образовательной среды. Польский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» (1919) описывает 4 типа «воспитывающей среды», где главными категориями выступают «свобода-зависимость» и «активность-пассивность» Выделяют 4 типа образовательной среды:«догматическая» характеризуется зависимостью и пассивностью;«безмятежная» - пассивностью и свободой;«карьерная» - активностью и зависимостью;«творческая» - свободой и активностью АКТИВНОСТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ПАССИВНОСТЬ СВОБОДА ТИПИЧНАЯ КАРЬЕРНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ДОГМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА 1КУРС 1,4 2,4 КАРЬЕРНАЯ СРЕДА ЗАВИСИМОЙ АКТИВНОСТИ АКТИВНОСТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ПАССИВНОСТЬ СВОБОДА ТИПИЧНАЯ КАРЬЕРНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ДОГМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА 2КУРС 1,55 КАРЬЕРНАЯ СРЕДА АКТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 0,9 0,9 АКТИВНОСТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ПАССИВНОСТЬ СВОБОДА ТИПИЧНАЯ КАРЬЕРНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ДОГМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА 3КУРС 1,8 КАРЬЕРНАЯ СРЕДА АКТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 0,9 1,4 АКТИВНОСТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ПАССИВНОСТЬ СВОБОДА ТИПИЧНАЯ КАРЬЕРНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ДОГМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА ТИПИЧНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА педагоги 0,9 1 -1,24 Образовательная среда очень тесно взаимодействует с субъектом, предоставляя ему комплекс возможностей: то, чем его обеспечивает, и что ему предлагает. При этом важно, что в отличие от «условий», «влияний» и «факторов», принадлежащих самой среде, но не субъекту, который в ней находится, ВОЗМОЖНОСТЬ представляет особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта.