Презентация на тему: Социальная компетенция на уроке математики


Развитие социальной компетенции на уроке математики Подготовила Быстрова О.А. учитель математики МОУ СОШ №3 г.Ярославль Что понимается под социальной компетентностью? Чем она полезна каждому выпускнику? Как строить уроки, способствующие формированию и развитию социальной компетентности? Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний. Задачи для развития социальной компетентности на уроке: организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания. Показатели социальной компетентности школьниковсотрудничество, работа в команде;коммуникативные навыки;способность принимать собственные решения;способность делать осознанный выбор;стремление к осознанию собственных потребностей и целей;социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;развитие личностных качеств, саморегулирование. Развитие социальной компетентности школьников на уроке математики 1. Групповая работа: совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, может применяться при проверке д/з и закреплении новых знаний. (задачи с недоопределённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько решений, задачи с лишними данными, проблемное обучения, которое осуществляется в формате групповой работы учащихся, когда учитель выступает в роли советника) 2. Проведение уроков в форме «мастер-классов» - в роли учителя выступают сами ученики. -способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют представление о значимости математических понятий в социальной жизни человека, а также умение определять личностную роль каждого в обществе. 3. Использование современных коллективных способов обучения: уроков-экскурсий, конференций, общественных смотров знаний, реализации проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и цикла уроков. Проектная деятельность. Примерные темы проектов Как обсчитать бюджет семьи?Сколько стоит ремонт?Грамотный покупатель.Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.Числа вокруг нас.Математика в педиатрии.Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.Статистика не существует без процентов.Приложения определённого интеграла в экономике.Изготовление набора для решения задач с пространственными телами.Многогранники в архитектуре нашего города. 4. Усиление практического аспекта образованияНеобходимо научить учащихся находить, описывать и разрешать с помощью математических моделей жизненные ситуации. Уделять больше времени решению практико-ориентированных задач, деловым и ролевым играм, моделирующим реальные ситуации. 5. Применение компьютера в обучении - для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет; 6. Организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных); 7. Проведение уроков-экскурсий, в том числе и проведённых группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности; 8. Сотрудничество с библиотекой; 9. Размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу; 10. Участие в районных, городских, областных олимпиадах.11. Проведение рефлексии «плюс-минус-интересно» Социальная компетентность – это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Методические средства: мотивацию учебной деятельности, создание ситуации успеха, создание обстановки, вызывающей положительные эмоции, организацию положительных эмоций в общении «учитель - ученик - учитель», организацию самоанализа собственной деятельности. Вывод: Вся перечисленная работа по формированию социальной компетентности школьников способствует повышению качества математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп.