Разработка урока Физические и химические явления. Химические реакции.


Ф.И.О. Горб Елена Александровна
Место работы: Шахтерская гимназия
Должность: учитель
Предмет: химия
Класс: 7
Тема урока: Явления, связанные с изменением состава – химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.
Базовый учебник : П.П.Попель «Химия», издательство «Академия», 2007 г.
Цели:
Образовательная : расширить, закрепить знания о физических явлениях, ознакомить с понятием «химические явления», «химические реакции», «признаки химических реакций».
Развивающие: развивать креативные способности мыслительной деятельности: сознательное восприятие учебного материала, логического мышления, внимания, памяти; формирование умений работать с веществами, лабораторным оборудованием; наблюдать и фиксировать результаты.
Воспитательные: формировать умение оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать; воспитание культуры речи, любознательности, ответственности, коллективизма.
Тип урока: усвоение нового материала (содержательно-поисковый модуль).
Техническое оборудование : компьютерная презентация, компьютер.
Материалы: штативы, пробирки, сульфат натрия, бария хлорид, кальция карбонат, хлоридная (соляная) кислота; натрия гидроксид; фенолфталеин, магний.
Ход урока:
1 мини-модуль
I.Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Я хочу проверить ваше настроение, с которым вы пришли на сегодняшний урок. У каждого на парте лежит кружочек, нарисуйте на нем, пожалуйста, смайлик. Очень хорошо, почти все дети пришли с хорошим настроением. Я хочу вам прочитать отрывок из произведения Л.Керрола «Алиса в Стране чудес»: «Недалеко от нее сидел на ветке Чеширский кот. «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?» - «А куда ты хочешь попасть?» - спросил в ответ Кот.- «Мне все равно» - сказала Алиса. «Тогда все одно куда идти : - заметил Кот».
-Что хочет сказать кот Алисе? Ваше предложение? Ваша мысль? (Ответы учащихся). Да, правильно, нужно знать цель своей работы. И сегодня на уроке мы будем наблюдать, делать выводы, думать, трудиться в полную силу и не бояться допускать ошибок.
II. Актуализация опорных знаний
Игра «Микрофон»
Учитель: Филособы древности говорили: «Все течет, все изменяется». Расшифруйте эту фразу. (Постоянно вокруг нас происходят изменения, которые мы называем явлениями).
Какие бывают явления? (политические, социальные, биологические, солнечные, геологические, а также физические и химические).
Слайд №1. Показ явлений. Назовите их.
Какие признаки могут сопровождать явления?
«Мозговая атака»
- По формулам веществ определите валентность химических элементов : Al2O3, FeO, N2O, NO2, P2O5, B2O3, CaO.
III. Мотивация учебной деятельности:
Рассказ учителя: - Хенель (Англия) проделывал опыт: заполняя железные трубки смесью (литий, масло, газ); затем их запаял и нагревал в течении 14 часов и резко охлаждал в холодной воде. В одной из трубок было обнаружено 12 кристаллов. 60 лет они пролежали в Британском музеи и лишь в 1943 году с помощью ренгеновского анализа были обнаружены 11 штук алмазов трубке. Искусственные алмазы до сих пор хранятся в Британском музеи.
Из масла и лития – алмазы? Что это? О чем идет речь? Ответы мы получим в конце урока.
Слайд №2. Тема урока : «Химические явления. Химические реакции.»
2 мини-модуль
IV. Изучение нового материала :
Проблема: В чем состоит различие между физическими и химическими явлениями?
Демонстрационный опыт: испарение воды (воду в фарфоровой чашке нагревают до кипения; в пары воды вносят холодное предметное стекло ; на ней конденсируется пар воды).
Содержание беседы в ходе опыта:
- Происходит ли образование нового вещества при испарении?
- Какое явление мы наблюдали в ходе опыта? (физическое)
Слайд №3. «Разложение воды в электролизере под действием электрического тока с образованием двух газов : водорода и кислорода».
Содержание беседы:
- Что происходит с водой?
- Какое явление мы наблюдали? (химическое).
- Как можно отличить физическое явление от химического?
Вывод: химические явления происходят с изменением молекулы вещества; в физических явлениях изменения молекул не происходят. Многие химические явления сопровождаются физическими и представляют совокупность химических реакций. При всякой реакции происходит образование новых веществ, обладающих иными свойствами. Химические реакции обладают характерными признаками, которые можно определить визуально.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд №4. «Здоровье – наивысшее благо». (Латинская пословица)
- Что устали? Давайте отдохнем. (Встали).
Широко химия руки простирает (руки в сторону)
Во все сферы нашей жизни (круговые движения руками)
В медицину – раз (приседание)
В быту – два (приседание)
В хозяйстве – три (приседание)
Строитель, энергетик, металлург (поочередное отведение рук назад)
Все без нее как без рук (руки в стороны)
Продолжаем мы работать,
Чтоб науку эту изучать (учащиеся садятся за парты)
Работа в группах: Проблема: определить признаки происходящих реакций. Повторите правила по ТБ, они лежат у вас на парте.
ОПЫТ №1. К кусочку мела прилить 1-2 мл раствора хлоридной кислоты. Что наблюдаете? (выделение газа).
ОПЫТ №2. К раствору натрия сульфата приливаем 1-2 мл раствора барий хлорида. Что наблюдаем? (образование осадка)
ОПЫТ №3. К раствору натрия гидрохлорида приливаем 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Что наблюдаем? (изменение цвета)
ОПЫТ №4. К порошку магния приливаем 1-2 мл раствора хлоридной кислоты. Что наблюдаем? Попробуйте пробирку (выделение тепла)
СОСТАВЛЕНИЕ БЛОК-СХЕМЫ:
Признаки химических явлений


Выделение Выделение Образование Изменение Изменение
тепла и газа осадка осадка вкуса и
света запаха
Условия протекания химических реакций; составление блок-схем; работа с учебником.
Условия протекания реакций

Контакт Нагревание Действие Действие электрического
Реагентов солнечного тока
(дробление света
реагирующихся
веществ)
3 мини-модуль
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Внимательный химик» Указать какие явления относятся к физическим, какие к химическим:
Тает снег,
Железо ржавеет,
Молоко скисает,
Образуется туман,
Растворение кристаллов калий перманганата в воде.
Каждый правильный ответ – 1 балл. Ставим в лист оценивание.
2. Определите признаки химических реакций:
1) гниение мяса,
2) горение спирта,
3) протухание куриного яйца,
4) подгорание еды на сковородке,
5) осенью листья на деревьях желтеют.
Каждый правильный ответ – 1 балл. Также ставим в лист оценивания. Полученные баллы делим на два.
Учитель : Финал нашей опытной и исследовательской работы – это конкурс-защита проектов.
Работа в группах по темам:
Команда «Оксилен» - химические реакции, которые приносят человеку пользу.
Команда «Гидроген» - химические реакции, которые приносят человеку вред.
« А химия, представьте, может быть
И другом человеку, и врагом.
Она способна погубить, убить,
И обернуться лечащим врачом.
Ведь самая хорошая наука
И нам то добром, то злобой повернется
Смотря в какие, в чьи попала руки.
И кто, смотря, за химию возьмется»
ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ»:записать на листочке явление и передавать по ряду (каждый участник игры приводит свой пример); затем зачитывается листочек.
VI. Рефлексия
- Заполните листы рефлексии.
VII. Итоги урока:
- Вернемся к опыту Хеннея. Теперь мы уверенно можем сказать, что его опыт – это химическая реакция.
- Какие новые понятия вы изучили?
- Имеют для вас практическое значение новые знания, полученные на уроке?
Заполните листы оценивания:
Этапы работы Баллы
Игра «Внимательный химик:
А) указать химические и физические явления;
Б) определить признаки химических реакций. Конкурс проектов Дополнительные баллы Суммарный балл Оценка VIII. Домашнее задание: изучить п.13, на стр.83 ответить на вопросы №100-102; стр.83 провести домашний эксперимент «Внешние эффекты при химических реакций. » Творческое задание: а) мини-сочинение «Химические реакции в моей жизни»; б) составить кроссворд на тему: « Физические и химические явления»; в) составить тестовый контроль по данной теме.