Урок обучение грамоте 1 класс УМК Занков Чтение слов с изученными буквами.
1-й класс. Урок обучения грамоте. Тема "Чтение слов с изученными буквами"
Цель: закрепить знания учащихся об изученных буквах.
Задачи:
образовательные:
закрепить знания учащихся об изученных буквах;
сформировать представления об актерских способностях кошек;
закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
продолжить формировать умения работать с текстом;
продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
формировать творческую активность учащихся;
формировать фонематический слух;
воспитательные:
воспитывать любовь к животным;
содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
содействовать профилактике утомляемости учащихся;
развивающие:
развивать наблюдательность;
развивать и обогащать речь учащихся;
развивать логическое мышление;
развивать познавательный интерес к чтению;
способствовать развитию эмоциональной сферы.
Оборудование:
иллюстрации кошек, иллюстрации, посвященные театру кошек Ю. Куклачева;
схемы слов для звуко-буквенного анализа;
схемы предложения;
рассыпанная загадка;
индивидуальные карточки с рассказом Ю. Куклачева «Чарлик»;
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
пословица с пропущенными буквами «Доброе слово и кошке приятно»;
разрезанные буквы пословицы;
книги Ю. Куклачева;
компас.
Ход урока
1. Организация учащихся.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.
2. Сообщение темы урока.
Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр.
Поднимите руку, кто уже когда-нибудь был в театре?
Театры бывают разные. И актеры в театре тоже могут быть разные.
Кто является актерами нашего театра, вы узнаете, отгадав загадку.
Ой, смотрите, случилась беда и загадка рассыпалась.
Прочитаем ее по частям: (чтение по цепочке).
(На доске карточки с рассыпанной загадкой).
Мордочка усатая,
Часто умывается,
Шубка полосатая,
А с водой не знается.
Как вы думаете, загадка о животном или человеке? (о животном)
Почему вы так думаете? (мордочка усатая, шубка полосатая)
Попробуйте составить загадку. (ученик составляет устно, учитель на доске)
Прочитаем загадку еще раз: (ученик)
Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается.
Отгадайте.
Это кошка.
3. Закрепление полученных знаний.
Сколько в слове кошка слогов? (2)
Назовите первый слог. (кош-)
Назовите второй слог. (-ка)
Какой слог ударный? (кош-)
Посмотрите на схемы слов.
Подберите верную схему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Каждая схема объясняется).
Подходит 3 схема.
Составьте предложения про кошку.
А сейчас помогите мне найти схему предложения.
(На доске плакат).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Ученики объясняют).
Сколько слов в предложении? (4 слова)
Составьте предложение про кошку по схеме.
Кто же является актерами нашего театра? (кошки)
Есть такой театр в Москве, актерами в котором являются кошки. Художественный руководитель театра – Юрий Куклачев. (иллюстрации)
Может, кто-то уже был в этом театре?
Если нет, то мы с вами еще там побываем.
В театре у Куклачева 120 кошек. Каждая имеет свой неповторимый характер. Кошки не поддаются дрессировке, но, наблюдая за ними, их можно научить быть актерами.
В театре у Юрия Куклачева животные проходят обучение, а люди, которые смотрят на животных и общаются с ними, тоже многому учатся у них.
Как вы думаете, чему можно научиться у кошек?
У кошек можно научиться терпению, преданности, любви, вежливости, воспитать волю. Общаясь с ними, проходишь, так называемую, «школу доброты».
4. Физминутка.
Осторожно, словно кошка,До дивана от окошкаНа носочках я пройдусь,Лягу и в кольцо свернусь.А теперь пора проснуться,Распрямиться, потянуться.Я легко с дивана спрыгну.Спинку я дугою выгну.А теперь крадусь, как кошка,Спинку я прогну немножко.Я из блюдца молочкоПолакаю язычком.Лапкой грудку и животикЯ помою, словно котик.И опять свернусь колечком,Словно кот у теплой печки.
5. Закрепление изученного материала.
Юрий Куклачев не только дрессировщик, но и писатель. Он написал книги про своих животных (показ книг).
Посмотрите на доску. Здесь слова, которые помогут нам прочитать рассказ Куклачева. (чтение по 1, затем хором, слова на доске с дополнительными пометками – слоги, ударение).
Чарлик впередималенькийиспользуюне боятсязаблудиться
Возьмите листочки с текстом.
Прочитаем рассказ Юрия Куклачева «Чарлик» (первичное чтение хорошо читающим учеником, вторичное по цепочке)
Чарлик.
У меня есть кот. Зовут его Чарлик. Он маленький и ловкий. На даче я использую Чарлика как компас. Когда дети идут в лес за грибами, то берут кота с собой. Ходят дети по лесу и не боятся заблудиться. Чарлик сам бежит впереди и приводит домой.
- Кто живет у автора? (У автора живет кот.)- Как его зовут? ( Его зовут Чарлик.)
– Какой Чарлик? Прочитайте.- Куда ходят дети? Найдите в тексте и прочитайте.- Кто приводит ребят домой? Прочитайте.- С чем сравнивают кота? (Кота сравнивают с компасом.)- Что такое компас? (Это прибор для определения сторон горизонта.) Показ компаса.- Для чего его используют? (Определяют стороны горизонта.)- О компасе мы поговорим на уроках окружающего мира.- Чем помогает Чарлик? (Он как компас может находить путь домой.)- Чем еще могут помочь кошки? (лечат, спасают от пожара, поднимают настроение и т. д.)
Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь!На зарядку становитесь!Справа – друг и слева – друг!Вместе все – в веселый круг!Под веселые напевы Повернемся вправо, влево.Руки вверх! Руки вниз!Вверх! И снова наклонись!Вправо, влево головою!Руки вверх! Перед собою!Топни правою ногой!Вправо шаг. На месте стой!
Кошки обладают разными качествами. Об одном из них узнаем из произведения Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке». Для этого мы окажемся в театре.
Инсценировка С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Что вы можете сказать о мышонке из этой сказки? (Он маленький и глупый.)
А о кошке? (Кошка умная и хитрая.)
Почему вы так думаете? (Она перехитрила мышонка и его маму.)
6. Обобщение и подведение итогов урока.
Мы сегодня много говорили про кошек. Но, что главное при общении с животными, вы узнаете, дополнив пословицу недостающими буквами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Возьмите разрезанные буквы и соберите их. (Ученики работают в парах, работа выполняется в виде мозаики, готовые буквы помещаются на место пропусков.)
Прочитайте пословицу.
Доброе слово и кошке приятно.
Что же главное в общении с животными? (доброта)
Применимо ли это в общении между людьми? (да)
Так давайте же будем добрыми друг с другом.