Приемы и методы работы на уроках математики при обучении детей с аддиктивным поведением
УДК 37.04
Алексеева Галина Васильевна – учитель математики
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Семилуки Воронежской области
Приемы и методы работы на уроках математики при обучении детей с аддиктивным поведением
Из опыта работы в образовательном учреждении интернатного типа для детей с девиантным поведением, нуждающихся в длительном лечении. Основные приемы и методы обучения на уроках математики в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, аддиктивное поведение, приемы и методы работы на уроках математики, отсутствие мотивации, психологическое поглаживание, работа в парах, группах.
Of experience in educational residential facility for children with behavioral problems who need long-term treatment. Basic techniques and methods of teaching mathematics in the Center оf psychological, pedagogical, medical and social assistance.Psychological and pedagogical, medical and social support, addictive behaviors, techniques and methods of work at mathematics lessons, lack of motivation, psychological stroking, working in pairs, groups.«Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» был преобразован из санаторной школы-интерната для детей, нуждающихся в длительном лечении. В основном, специфика работы нашего учреждения сохранилась – оздоровительный и образовательные профили тесно взаимосвязаны. К учащимся с ограниченными возможностями здоровья, из социально-неблагополучных, неполных семей прибавились учащиеся с аддиктивным поведением. Подобный состав контингента усложнил задачи преподавания любого предмета, тем более такого трудного как математика. При том, что требования к выполнению учебной программы остались, в основном, на уровне обычной образовательной школы.
Итак, перед учителем возникают следующие сложности: социальная и педагогическая запущенность ученика, слабая первичная база знаний, отсутствие мотивации к учебе, проблемы со здоровьем (психическим и физическим), зачастую – аддиктивное поведение. Необходимо так выстроить линию поведения в работе с этими учащимися, чтобы привить им интерес к самому процессу учебы, обретению веры в собственные силы и возможности, дать необходимый запас знаний и выполнить учебную программу.
В течение 30 лет работы в учреждении интернатного типа я нашла много приемов и методов, которые помогают в моей ежедневной работе. В младших классах это, конечно же, игры, органично включенные в ткань урока. Ни для кого не секрет, что процесс восприятия, понимания и закрепления полученной информации ускоряется и становится намного эффективнее при работе в паре, в группе. И тут открывается огромный простор для фантазии как педагога, так и ученика. Многие игры знакомы и любимы младшими школьниками – «Незнайка идет в школу», «Математическое лото», «Путешествие в королевство математики». Игра в «Школу», к примеру, мотивирует учеников, выполняющих роль «учителя», к обязательному выполнению домашней и классной работы, в процессе «объяснения» другим учащимся ребенок сам лучше усваивает материал. Дети очень любят игру «Найди мою ошибку», так как она дает возможность не только проверить и закрепить определенные знания и навыки, но и психологически почувствовать себя увереннее, взрослее. С помощью таких приемов развиваются самостоятельность и инициативность, формируются организационные навыки, вырабатывается стиль общения не только с учителем, но и друг с другом.
В старших классах чаще применяю парный метод работы: взаимопроверки классной и домашней работы, постепенное усложнение заданий «по спирали», сложные задания можно разрешить выполнять мелкими группами с обязательной фронтальной проверкой. Такие приемы особенно эффективны на уроках геометрии, где требуется пространственное мышление одного ученика, вычислительные способности другого, аналитические способности – третьего.
Каждый математический факт, математическое явление подвергается объяснению учителя и обсуждению учащихся, в ходе такой работы возникает комфортная психологическая обстановка, так необходимая детям с девиантным поведением. Нельзя забывать также о приемах «психологического поглаживания», которые очень важны в работе с учащимися проблемного поведения. Они ценят доверительный, ровный тон в общении, обращение по имени, а не по фамилии, уважительное отношение к ним как к личности, безотносительно к их прошлым промахам и проступкам. Похвала даже за небольшие достижения воспринимается ими как достойная награда за проделанную работу.
На своих уроках и в младших, и в старших классах широко применяю методы алгоритмов (моделей решения) тех или иных задач. Схемы и модели рассуждений являются неотъемлемой частью наглядности в классе, более сильные учащиеся выполняют решения без опоры на наглядные пособия, а слабые ученики получают дополнительный стимул к решению поставленных задач. Необходимо также отметить, что регулярное применение индивидуальных разноуровневых заданий для учащихся с разной степенью подготовленности, позволяет скорректировать и сгладить разницу в подготовке учеников, «нивелировать» в положительном смысле уровень знаний класса.
Все эти приемы и методы позволяют учителю развить в учениках высшие психические функции: память, внимание, восприятие, мышление, отвлечь их от разного рода зависимости, социализировать в коллективе и, в конечном итоге, воспитать обществу полноценного гражданина.
Список литературы
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., Педагогика, 1997.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Москва – Воронеж, 1995.